(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
- защита лабораторных работ;
- тестирование
- индивидуальные лабораторные работы
- проблемная лекция
- защита лабораторных работ;
- тестирование
- индивидуальные лабораторные работы
- лекция-визуализация
- защита лабораторных работ;
- тестирование
- индивидуальные лабораторные работы
- проблемная лекция
/Лаб/
- защита лабораторных работ;
- тестирование
- индивидуальные лабораторные работы
- выполнение лабораторных работ;
- защита лабораторных работ;
- тестирование
- индивидуальные лабораторные работы
- выполнение лабораторных работ;
- защита лабораторных работ;
- тестирование
- индивидуальные лабораторные работы
/Лек/
/Лаб/
- выполнение лабораторных работ;
- защита лабораторных работ;
- тестирование
- индивидуальные лабораторные работы
сжатия больших информационных массивов, Информационных хранилищ и складов данных /Лек/
сжатия больших информационных массивов, Информационных хранилищ и складов данных /Лаб/
- выполнение лабораторных работ;
- защита лабораторных работ;
- тестирование
сжатия больших информационных массивов, Информационных хранилищ и складов данных /Ср/
- индивидуальные лабораторные работы
Управление складами данных /Лек/
- лекция-визуализация
Управление складами данных /Лаб/
- защита лабораторных работ;
- тестирование
- индивидуальные лабораторные работы
2. Модели данных: Инфологическая модель данных (семантические сети)
3. Модели данных: Даталогическая модель данных (иерархическая модель, сетевая модель, реляционная модель)
4. Модели данных: Физическая модель (централизованная БД, файл-серверная архитектура, клиент-серверная архитектура, трёхуровневая архитектура, распределённая БД)
5. Инфологическая модель «Сущность-связь» (понятие «сущность», понятие «связь», атрибут, уникальный идентификатор, подтипы и супертипы, взаимно-исключающие связи, рекурсивная связь)
6. Методология IDEF1
7. Реляционная структура данных. Основные понятия
8. Реляционная БД. Основные характеристики. Пример
9. Манипулирование реляционными данными ( селекция, проекция, естественное соединение, объединение, пересечение, разность). Примеры
10. Универсальное отношение. Пример
11. Причины «неправильного» проектирования БД. (Избыточность, аномалии обновления, аномалии включения, аномалии удаления). Примеры
12. Нормализация. Основные понятия. Назначения. Пример
13. 1НФ (Первая нормальная форма). Определение. Пример. Аномалии
14. Понятие о функциональных зависимостях. Пример
15. 2НФ (Вторая нормальная форма). Определение. Пример. Аномалии
16. 3НФ (Третья нормальная форма). Определение. Пример. Алгоритм приведения к 3НФ
17. Сравнение нормализованных и ненормализованных моделей. Назначение нормализации
18. Целостность данных: Null - значения, потенциальные ключи
20. Целостность данных: операции, которые могут нарушить ссылочную целостность, стратегии поддержания ссылочной целостности
21. Стандарт и реализация языка SQL. Технология клиент-сервер
22. Типы команд SQL (DDL, DML, DQL, DCL, команды администрирования данных, команды управления транзакциями)
23. Преимущества языка SQL
24. Типы данных языка SQL
25. Запросы извлечения данных (SELECT)
26. Операции над отношениями: выборка, проекция, декартово произведение (реализация на SQL)
27. Операции над отношениями: тэта-соединение, естественное соединение, левое внешнее соединение, полусоединение (реализация на SQL)
28. Операции над отношениями: деление (реализация на SQL)
1. История развития, назначение и роль баз данных.
2. Файловые системы и базы данных.
3. Структуры данных и базы данных.
4. Способы хранения информации в базах данных.
5. Способы повышения эффективности обработки данных за счет их организации.
6. Общая характеристика, назначение, возможности, состав и архитектура СУБД.
7. Классификация СУБД.
8. Информационное, лингвистическое, математическое, аппаратное, организационное, правовое обеспечения СУБД.
9. Типология баз данных. Документальные базы данных. Фактографические базы данных.
10. Типология баз данных. Гипертекстовые и мультимедийные базы данных.
11. Типология баз данных. Объектно-ориентированные базы данных.
12. Типология баз данных. Распределенные базы данных. Коммерческие базы данных.
13. Недостатки реляционных СУБД.
14. Объектные расширения реляционных СУБД.
15. Средства автоматизации проектирования баз данных.
16. Централизация логики приложения на сервере базы данных.
17. Информационные хранилища. ОLАР-технология.
18. XML-серверы.
19. Принципы построения БД.
20. Проблема создания и сжатия больших информационных массивов, информационных хранилищ и складов данных.
21. Фрактальные методы в архивации.
22. Управление складами данных.
23. Средства поддержания целостности базы данных
24. Серверы баз данных.
25. Многоплатформенные СУБД.
Система знаний по дисциплине «Базы данных» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году