(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
задачи проектирования АИС /Лек/
задачи проектирования АИС /Лаб/
задачи проектирования АИС /Ср/
на предпроектных стадиях создания АИС /Лек/
на предпроектных стадиях создания АИС /Лаб/
на предпроектных стадиях создания АИС /Ср/
обследования и структурного
анализа требований к АИС /Лек/
обследования и структурного
анализа требований к АИС /Лаб/
обследования и структурного
анализа требований к АИС /Ср/
CASE-технологий. Методы и
средства организации метаинформации проекта ИС /Лек/
CASE-технологий. Методы и
средства организации метаинформации проекта ИС /Лаб/
CASE-технологий. Методы и
средства организации метаинформации проекта ИС /Ср/
средства функционального моделирования /Лек/
средства функционального моделирования /Лаб/
средства функционального моделирования /Ср/
процессов. Анализ и представление внутренней логики процессов
/Лек/
процессов. Анализ и представление внутренней логики процессов
/Лаб/
процессов. Анализ и представление внутренней логики процессов
/Ср/
средства описания информационных потоков и накопителей
данных /Лек/
средства описания информационных потоков и накопителей
данных /Лаб/
средства описания информационных потоков и накопителей
данных /Ср/
методологиям и стандартам
проектирования АИС
/Лек/
методологиям и стандартам
проектирования АИС
/Лаб/
методологиям и стандартам
проектирования АИС
/Ср/
АИС и разработки программного обеспечения /Лек/
АИС и разработки программного обеспечения /Лаб/
АИС и разработки программного обеспечения /Ср/
проектирования АИС /Лек/
проектирования АИС /Лаб/
проектирования АИС /Ср/
/Лек/
/Лаб/
/Ср/
инструментальные средства
моделирования бизнес-процессов /Лек/
инструментальные средства
моделирования бизнес-процессов /Лаб/
инструментальные средства
моделирования бизнес-процессов /Ср/
бизнес-процессов /Лек/
бизнес-процессов /Лаб/
бизнес-процессов /Ср/
предметной области /Лек/
предметной области /Лаб/
предметной области /Ср/
построения модели «Сущность-связь». CASE-метод Баркер /Лек/
построения модели «Сущность-связь». CASE-метод Баркер /Лаб/
построения модели «Сущность-связь». CASE-метод Баркер /Ср/
Эволюция моделей ЖЦ АИС.
RAD-технология прототипного
создания приложений /Лек/
Эволюция моделей ЖЦ АИС.
RAD-технология прототипного
создания приложений /Лаб/
Эволюция моделей ЖЦ АИС.
RAD-технология прототипного
создания приложений /Ср/
2. Многоаспектность понятия «Проектирование».
3. Понятия «Проект», «Проектное решение», «Проектный документ».
4. Функциональные и обеспечивающие подсистемы АИС.
5. Структура проекта АИС. Объекты и субъекты проектирования АИС.
6. Основополагающие причины и цели разработки и модификации АЭИС.
7. Цели, задачи и основные противоречия процесса проектирования АИС.
8. Причины сложности больших информационных систем.
9. Требования к эффективности и надежности проектных решений.
10. Базовые принципы создания АИС.
11. Основные стратегии создания АИС и подходы к проведению предпроектного обследования.
12. Цели, задачи и принципы проведения обследования ЭИС.
13. Этапы и содержание работ на ранних стадиях создания АИС.
14. Методы проведения предпроектного обследования и способы сбора данных.
15. Стадии структурного анализа и этапы обследования предметной области.
16. Предпосылки появления и назначение CASE-средств и CASE-технологий.
17. Назначение и свойства логических моделей предметной области.
18. CASE-средства и типы CASE-моделей структурного анализа, порядок их построения.
19. Основные элементы контекстных диаграмм и диаграмм потоков данных.
20. Выявление контекста анализируемой системы.
21. Верификация и согласование контекстных диаграмм.
22. Сущность, базовые принципы и ограничения структурного подхода к проектированию и анализу информационной системы.
23. Основные правила нотации Бэкуса-Наура. Формальное определение иерархии детализации описания компонентов структурно-функциональной модели ИС.
24. Правила детализации подсистем и процессов при помощи диаграмм потоков данных.
25. Критерии завершения детализации процессов.
26. Проблемы выражения логики процессов. Основные структуры языка описания внутренней логики процессов.
27. Формальное определение и особенности языка описания логики процессов.
28. Рекомендации по записи логики процессов.
29. Иерархическая детализация описания данных. Понятия «Структура данных» и «Элемент данных».
30. Формальное определение языка описания структур данных. Понятия «Альтернатива», «Условное вхождение», и «Итерация».
31. Построение и редактирование структурограмм данных.
32. Элементы окна редактирования структурограмм.
33. Понятия и вербальное описание непрерывных и дискретных данных, аналоговых и дискретных сигналов.
34. Основные понятия технологии, методологии и средств проектирования АИС.
35. Состав компонентов технологии проектирования.
36. Классификация технологий, методов и средств проектирования АИС.
37. Общие требования к методологии и технологии проектирования АИС.
38. Требования к стандартам проектирования ИС и оформления проектной документации.
39. Технологические стадии и этапы создания АИС (ГОСТ 34.601-90).
40. Стадии разработки программного обеспечения АИС (ГОСТ 19.102-77) и их взаимосвязь со стадиями создания АИС.
41. Виды, состав и содержание документов, разрабатываемых на предпроектных стадиях создания АИС (РД 50-34.698-90).
42. Назначение, состав и содержание документа «Техническое задание».
44. Состав работ на стадиях ввода в действие и сопровождения АИС.
45. Единая система программной документации (ЕСПД). Виды и содержание программных документов (ГОСТ 19.101-77).
46. Состав и содержание эксплуатационной документации, разрабатываемой на программное обеспечение АИС.
47. Основные понятия и подходы к реорганизации бизнес-процессов.
48. Понятие реинжиниринга бизнес-процессов. Условия успешности реорганизации бизнес-процессов.
49. Причины реорганизации, цели и задачи моделирования бизнес-процессов.
50. Инструментарий моделирования бизнес-процессов. Основные характеристики и функциональные возможности Ramus.
51. Методологии и стандарты, поддерживаемые Ramus.
52. Основные соглашения методологии IDEF0.
53. Этапы и последовательность построения IDEF0-модели.
54. Назначение контекстных диаграмм. Сходства и различия контекстных диаграмм, построенных в нотациях IDEF0 и DFD.
55. Критерии и правила декомпозиции процессов на диаграммах потоков данных и IDEFO-диаграммах.
56. Возможности и ограниченность автоматической верификации структурнофункциональных моделей (DFD и IDEF0-диаграмм).
57. Сравнительный анализ основных элементов диаграмм потоков данных и IDEF0- диаграмм.
58. Нумерация работ и IDEF0-диаграмм. Диаграммы дерева узлов и FEO.
59. Основные понятия, содержание и назначение информационного обеспечения экономических ИС (ИО ЭИС).
60. Состав, структура и основные компоненты ИО ЭИС.
61. Проблемы разработки информационного обеспечения ЭИС.
62. Многоуровневое моделирование данных.
63. Понятие и основные элементы информационно-логической модели данных (ИЛМД).
64. Требования, предъявляемые к инфологической модели данных.
65. Назначение, основные свойства и базовые понятия моделей «Сущность-связь».
66. Правила построения и оформления ER-диаграмм.
67. Последовательность процессов построения ER-диаграмм.
68. Этапы проектирования БД.
69. Требования к инструментальным средствам моделирования БД.
70. Технологические возможности ARIS Express.
71. Достоинства ARIS Express для различных категорий пользователей.
72. Методология IDEF1X. Особенности графического отображения и описания сущностей в ARIS Express.
73. Отображение и описание атрибутов в ARIS Express.
74. Особенности отображения и описания связей в ARIS Express.
75. Основные подходы к разработке инфологических моделей данных.
76. Этапы разработки ИЛМД при процессном и непроцессном подходах, их достоинства и недостатки.
77. Типовой состав внемашинной информационной базы ЭИС.
78. Средства организации и ведения внемашинной информационной базы.
79. Системы кодирования и классификации технико-экономической информации. Классификаторы экономической информации.
80. Унифицированные системы документации, системы организации и ведения документации.
81. Технология подготовки внемашинного информационного обеспечения.
82. Технология оригинального проектирования.
83. Общие требования к типовым ЭИС.
84. Понятие и назначение типового элемента и типового технологического процесса.
85. Основные понятия и классификация методов типового проектирования.
86. Технология параметрически-ориентированного проектирования.
87. Технология модельно-ориентированного проектирования.
88. Классификация и выбор CASE-систем и CASE-технологий.
89. Функционально-ориентированные CASE-технологии.
90. Обобщенная модель и свойства жизненного цикла АИС.
91. Эволюция моделей жизненного цикла АИС. Достоинства и недостатки каскадной и поэтапной моделей жизненного цикла АИС.
92. Спиральная модель жизненного цикла АИС: достоинства, недостатки и сфера и особенности использования.
93. Содержание, основные принципы и особенности использования RAD-технологии прототипного создания приложений.
2. Автоматизация учета грузоперевозок на автотранспортном предприятии.
3. Проектирование социальной сети
4. Автоматизация учета и контроля платежей по договорам в райпо.
5. Создание мобильного приложения сельского туризма.
6. Автоматизация учета повременно-премиальной оплаты труда.
7. Автоматизация учета поступления и выбытия основных средств.
8. Автоматизация учета расчетов за проживание в общежитии.
9. Автоматизация учета услуг автотранспортного предприятия.
10. Проектирование информационной системы учета заказов фотостудии
12. Автоматизированная система поддержки гарантийного и послегарантийного обслуживания покупателей бытовой техники.
13. Автоматизированная система поддержки услуг рекламного агентства.
14. Проектирование web - сервиса по рассылке e -mail сообщений.
15. Автоматизированная система учета паевых взносов и пайщиков
16. Автоматизированная система учета ценных бумаг на предприятии.
17. Автоматизированная система учета выплат по пластиковым картам.
18. Автоматизированная система учета гуманитарной помощи.
19. Автоматизированная система учета материальных ресурсов организаций.
20. Автоматизированная система учета поступления и реализации товарной продукции.
21. Автоматизированная система учета услуг химчистки.
22. АРМ банковского операциониста по работе с вкладами физических лиц.
23. АРМ сотрудника кредитного отдела банка
24. Информационная подсистема учета арендных операций
25. Информационная подсистема учета затрат на производство продукции.
26. Проектирование интернет - магазина.
27. Информационная подсистема учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
28. Информационная подсистема учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
29. Информационная система складского учета продукции.
30. Проектирование работы web -сайта продажи кофе для магазина.
31. Информационная система учета бартерных операций.
32. Информационная система учета закупок товаров у населения в потребительском обществе.
33. Информационная система учета и контроля за исполнением договоров.
34. Информационная система учета и оптимизации транспортных расходов.
35. Проектирование подсистемы учета услуг сервисного центра.
36. Информационная система учета сдельной оплаты труда.
37. Информационная система учета услуг автосервиса.
38. Информационная система учета услуг ателье мод.
39. Информационная система учета услуг пункта проката.
40. Подсистема взаиморасчетов по товарам, поступающим в магазин на консигнацию.
1. Распределенная информационная система организации. Концепции
2. Основные подходы к проектированию распределенной организационной информационной системы регионального масштаба. Структура информационного пространства и структуры ИС. Характеристики ИС.
3. Распределенная информационная система организации. Архитектура
4. Цели и основные задачи, решаемые с помощью распределенной информационной системы. Основные подсистемы и методы реализации. Схемы взаимодействия
5. Средства описания распределенных систем. Событийно-ориентированный подход. Описание многоуровневой распределенной архитектуры. Описание поведения. Описание структуры сообщений
6. Распределенное хранение информации
7. Распределенные базы данных, их отличие от централизованных баз. Фрагментация - горизонтальная и вертикальная. Репликация. Синхронные и асинхронные репликации. Протокол двухфазной фиксации транзакций. Схемы владения данными в распределенной БД
Система знаний по дисциплине «Проектирование информационных систем» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются теоретические аспекты использования компьютерных информационных систем в науке и производстве. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме с оформлением отчета по лабораторной работе и экзаменом по работе (в баллах).
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Проектирование информационных систем», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при
При изучении дисциплины «Проектирование информационных систем» следует усвоить:
- методику анализа предметной области и проектирования профессионально-ориентированных информационных систем;
- разработку проектных решений и реализацию их в заданной инструментальной среде;
- формулирование и решение задач проектирования профессионально-ориентированных информационных систем с использованием различных методов и решений.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году