МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Математики, физики и информационных технологий
Проректор по учебной
и научной работе
Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Программная инженерия" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Максимов А.Н.
Заведующий выпускающей кафедрой Максимов А.Н.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у студентов теоретических и практических навыков по изучению и использованию современных технологий разработки программного обеспечения в соответствии с международными стандартами обучения программной инженерии.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Теория систем и системный анализ
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Системная архитектура информационных систем
Экономика фирмы (предприятия)
Производственная практика, эксплуатационная практика
Математическое и имитационное моделирование
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-6. Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
ОПК-6.1 Демонстрирует знания основ теории систем и системного анализа, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования
ОПК-6.2 Применяет методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
ОПК-6.3 Демонстрирует навыки проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий
ОПК-8. Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла;
ОПК-8.1 Демонстрирует знания основных технологий создания и внедрения информационных систем, стандарты управления жизненным циклом информационной системы
ОПК-8.2 Осуществляет организационное обеспечение выполнения работ на всех стадиях и в процессах жизненного цикла информационной системы
ОПК-8.3 Составляет плановую и отчетную документацию по управлению проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования;
основные технологии создания и внедрения информационных систем, стандарты управления жизненным циклом информационной системы, основные методы и средства формирования требований и проектирования информационных систем и их обеспечивающих подсистем.
применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий;
выполнять работы и управление работами по созданию (модификации) и сопровождению ИС, автоматизирующих задачи организационного управления и бизнеспроцессы;
осуществлять организационное обеспечение выполнения работ на всех стадиях и в процессах жизненного цикла информационной системы.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий;
составления плановой и отчетной документации по управлению проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла, а также формирования техникоэкономических обоснований, технических заданий и проектной документации.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Введение в дисциплину. О предмете изучения /Лек/
Устный опрос на лабораторных занятиях
Введение в дисциплину. О предмете изучения /Лаб/
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
Введение в дисциплину. О предмете изучения /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Расчетная задача (тестирование), реферат
Процесс разработки программного обеспечения /Лек/
Устный опрос на лабораторных занятиях
Проблемная лекция
Процесс разработки программного обеспечения /Лаб/
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
Процесс разработки программного обеспечения /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Расчетная задача (тестирование), реферат
Рабочий продукт, дисциплина обязательств, проект /Лек/
Устный опрос на лабораторных занятиях
Проблемная лекция
Рабочий продукт, дисциплина обязательств, проект /Лаб/
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
Рабочий продукт, дисциплина обязательств, проект /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Ситуационная задача (тестирование), реферат
Устный опрос на лабораторных занятиях
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Расчетная задача (тестирование), реферат
Управление требованиями /Лек/
Устный опрос на лабораторных занятиях
Управление требованиями /Лаб/
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
Учебная дискуссия
Управление требованиями /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Расчетная задача (тестирование), реферат
Конфигурационное управление /Лек/
Устный опрос на лабораторных занятиях
Конфигурационное управление /Лаб/
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
Учебная дискуссия
Конфигурационное управление /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Ситуационная задача (тестирование), реферат
Устный опрос на лабораторных занятиях
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
Учебная дискуссия
ОПК-6.1 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Расчетная задача (тестирование), реферат
Диаграммные техники в работе со знаниями /Лек/
Устный опрос на лабораторных занятиях
Диаграммные техники в работе со знаниями /Лаб/
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
Диаграммные техники в работе со знаниями /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Ситуационная задача (тестирование), реферат
Устный опрос на лабораторных занятиях
ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Защита лабораторных работ.
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
Расчетная задача (тестирование), реферат
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие программной инженерии. История развития программной инженерии как науки.
2. Понятие процесса в программной инженерии.
3. Классические модели процесса. Основные определения (модель процесса, фаза, вид деятельности)
4. Классические модели процесса. Водопадная модель.
5. Классические модели процесса. Спиральная модель.
6. Рабочий продукт (понятие , назначение).
7. Понятие архитектуры ПО.
8. Язык UML. История развития, назначение.
9. Язык UML. Виды диаграмм (не менее 3-х разных примеров).
10. Конфигурационное управление. Понятие baseline.
11. Системы контроля версий. Назначение, примеры инструментов.
12. Системы контроля версий. Понятие ветвь, операции commit, Rollback, push, pull, merge.
13. Тестирование. Виды тестирования.
14. Метод «случаи использования». Назначение метода. Понятие актёра, пример.
15. Объектно-ориентированное программирование (ООП). История развития, основные принципы.
16. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Классы и объекты.
17. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Конструкторы и деструкторы.
18. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Статические члены класса.
19. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Константные члены класса.
20. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Друзья классов.
21. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Статический полиморфизм (перегрузка бинарных и унарных операций).
22. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Статический полиморфизм (перегрузка функций).
23. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Виды отношений между классами.
24. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Наследование.
25. Объектно-ориентированное программирование (ООП). Динамический полиморфизм (виртуальные методы).
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Темы рефератов
1. Стандарты прикладных протоколов общего назначения.
2. Стандарты базовых сетевых протоколов и сервисов.
3. Спецификации специальных сервисных элементов прикладного уровня модели OSI и стандартов Internet.
4. Базовые спецификации POSIX, определяющие функциональность прикладных программных интерфейсов (API) операционной системы.
5. Профили, играющие роль нормативно - методических документов на государственном уровне или на уровне отдельных отраслей и организаций.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. Многоуровневая модель системы стандартов ИТ.
7. Оценка трудоемкости и сроков разработки ПО.
8. Главные риски программных проектов и способы реагирования.
9. Планирование управления рисками программных проектов.
10. Парадигмы программирования.
11. Концепция жизни в окружении цифровых устройств
12. Облачные технологии.
13. Автоматизация тестирования.
14. Беспроводные децентрализованные самоорганизующиеся сети мобильных устройств.
15. Разработка и эксплуатация безопасных систем электронного обучения.
16. Частное облако.
17. Утечка исходных кодов коммерческого ПО: примеры и последствия.
18. Метод верификации программного обеспечения "Model checking".
19. командные методологии управления разработкой проектов.
20. Технологии Data Mining.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Программная инженерия: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Введение в программную инженерию: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 180*180 см (1 шт.), проектор Acer X127H DLP3600Lm(1204*768) (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.) и учебно-наглядные пособия, доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), осветитель доски (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (17 шт.), стол ученический 4-х местный (17 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол преподавательский однотумбовый (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.)
Демонстрационное оборудование (интерактивная доска SMART Board 660 (1 шт.), компьютер в комплекте: сист.блок CPU Intel Core i3-10100, Монитор Acer R240HYbidx 23,8", Клавиатура+ мышь A4 Tech (10 шт.), персональный компьютер "Информатика" с LСD монитором (2 шт.) доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол преподавательский однотумбовый (1 шт.), стул полумягкий (9 шт.), стол компьютерный (13 шт.), стол ученический 2-х местный (16 шт.), стул ученический на металлокаркасе (29 шт.), шкаф книжный с остекленными дверцами (1 шт.), учебно-наглядные пособия: информационный стенд (1шт.), демонстрационный комплекс "Машиностроительное черчение" (10 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекция
Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на лабораторном занятии.
Лабораторные занятия
Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом, решение задач по алгоритму и решение ситуационных задач. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме.
Самостоятельная работа
Знакомство с электронной базой данных, основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме.
Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др. Решение ситуационных задач по своему индивидуальному варианту, в которых обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Тестирование - система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Контрольная работа - средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.
Подготовка к экзамену
При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу, полученные навыки по решению ситуационных задач.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________