2024-2025_09_03_03_24-1 Прикладная информатика_plx_Экономика фирмы (предприятия)
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.23
Экономика фирмы (предприятия)
Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика

Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Абросимова М.С.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика фирмы (предприятия)" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика

Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Максимов А.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование теоретических знаний, умений и навыков у студента, способного понимать многообразие экономических процессов и явлений, владеющего системой понятий, закономерностей, взаимосвязей и показателей экономических процессов функционирования фирм различных организационно-правовых форм. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Исследование операций и методы оптимизации
2.1.2
Программная инженерия
2.1.3
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.4
Теория систем и системный анализ
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.2
Математическое и имитационное моделирование
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-6. Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
 
ОПК-6.1 Демонстрирует знания основ теории систем и системного анализа, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования
 
 
 
ОПК-6.2 Применяет методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий
 
 
 
ОПК-6.3 Демонстрирует навыки проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
подходы, принципы и методы анализа показателей деятельности фирмы;
3.1.2
методы планирования и математического моделирования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять экономические расчеты по обоснованному планированию и прогнозированию финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
3.2.2
разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;
3.2.3
разрабатывать мероприятия по повышению эффективности деятельности организаций и укреплению их конкурентоспособности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
сбора и анализа исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность фирмы;
3.3.2
расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность фирмы;
3.3.3
применения основных методов разработки планов, прогнозов развития фирмы; применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы экономики фирмы (предприятия)

 
Структура национальной экономики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Оснащенность
 
Предприятие в условиях рыночной экономики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
2
Проблемная лекция.
0
 
Экономический механизм функционирования фирмы (предприятия) /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Предприятие в условиях рыночной экономики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
2
Творческое задание. Описание предприятий различных организационно-правовых форм.
0
 
Экономический механизм функционирования фирмы (предприятия) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Структура национальной экономики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. 
0
 
Предприятие в условиях рыночной экономики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. 
0
 
Экономический механизм функционирования фирмы (предприятия) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. 
0
 
 
Раздел 2.  Экономический потенциал фирмы (предприятия)

 
Экономические ресурсы фирмы (предприятия) /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
2
Проблемная  лекция
0
 
Экономические ресурсы фирмы (предприятия) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
2
Расчетное задание
0
 
Экономические ресурсы фирмы (предприятия) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка заданий.
0
 
 
Раздел 3. Эффективность и конкурентоспособность хозяйственной деятельности фирмы (предприятия)

 
Формирование объемов деятельности фирмы (предприятия)  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Оснащенность
 
Расходы фирмы (предприятия) /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Финансовые результаты фирмы (предприятия) /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Эффективность и конкурентоспособность хозяйственной деятельности фирмы (предприятия)  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Формирование объемов деятельности фирмы (предприятия) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Расходы фирмы (предприятия)  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
2
Расчетное задание - деловая игра.
0
 
Финансовые результаты фирмы (предприятия) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
Эффективность и конкурентоспособность хозяйственной деятельности фирмы (предприятия)  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
2
Расчетное задание - анализ эффективности деятельности фирмы
0
 
Формирование объемов деятельности фирмы  (предприятия) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка заданий.
0
 
Финансовые результаты фирмы (предприятия) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка заданий.
0
 
Эффективность и конкурентоспособность хозяйственной деятельности фирмы  (предприятия)  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка заданий.
0
 
Расходы фирмы (предприятия) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка заданий.
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Структура национальной экономики России: понятие, состав и структура.

 
Оснащенность
 
2. Современное состояние и тенденции развития индустрии сервиса.

3. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики.

4. Классификация организаций (предприятий).

5. Предпринимательство в рыночной экономической среде.

6. Виды предпринимательской деятельности предприятий.

7. Организационно-правовые формы предприятий.

8. Классификация предприятий сервиса.

9. Организационно-правовые формы предприятий сервиса.

10. Сущность, значение, элементы экономического механизма функционирования предприятия.

11. Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия.

12. Содержание экономической работы, ее значение и особенности.

13. Информационная база экономической работы и требования, предъявляемые к ней.

15. Производственная и организационная структура предприятия, факторы их формирующие.

16. Экономические ресурсы предприятия: состав, источники формирования.

17. Основные фонды: понятие, состав, оценка, показатели эффективности использования.

18. Показатели состояния и движения основных фондов.

19. Оборотные средства: понятие, состав, структура, показатели эффективности использования.

20. Трудовые ресурсы: понятие, состав, структура, эффективность использования.

21. Источники формирования имущественного потенциала предприятия.

22. Показатели эффективности использования экономических ресурсов предприятия.

23. Направления повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия.

24. Показатели масштабов деятельности предприятий сервиса.

25. Показатели и состав объемов деятельности предприятий сервиса.

26. Факторы, влияющие на объемы деятельности предприятия

27. Организация и нормирование труда на предприятии.

28. Принципы организации заработной платы.

29. Понятие качества и конкурентоспособности предприятия сервиса.

30. Проблемы функционирования предприятий сервиса.

31. Формы и системы оплаты труда.

32. Оплата труда работников предприятия.

33. Состав средств на оплату труда.

34. Показатели расходов и затрат предприятия.

35. Себестоимость услуг предприятий сервиса.

36. Калькулирование себестоимости: понятие, методы и их особенности.

37. Формирование расходов предприятий.

38. Факторы, формирующие расходы предприятия.

39. Понятие и показатели финансовых результатов предприятия.

40. Понятие и виды прибыли.

41. Сущность, значение и  виды доходов.

42. Формирование и использование прибыли предприятия.

43. Показатели рентабельности предприятия.

44. Рентабельность: понятие, система показателей, методика их расчета.

45. Факторы, влияющие на формирование финансовых результатов предприятия

46. Ценовая политика предприятия.

47. Понятие, виды эффективности, их характеристика.

48. Система показателей эффективности деятельности предприятия сервиса.

49. Направления повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности предприятия.

50. Инновационная деятельность предприятия.

51. Инвестиционная деятельность предприятия.

52. Конкурентоспособность предприятия.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тематика докладов

1. Предприятие, его признаки, функции и принципы организации.

2. Организационно-правовые формы предприятий.

3. Значение акционерных обществ в современной экономике.

4. Структура и порядок составления бизнес-плана.

5. Структура источников финансирования предприятия.

6. Лизинг как способ обновления основных фондов.

7. Малый бизнес в России: проблемы становления и тенденции развития.

8. Оборотные средства предприятий: формирование и эффективность использования.

9. Современная практика оплаты труда работников в различных отраслях экономики.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
10. Современные подходы к организации производственного процесса.

11. Основные фонды предприятия: формирование, роль в производственном процессе и направления повышения эффективности использования в современных условиях.

12. Износ и амортизация основных средств.

13. Понятие, состав и структура оборотных средств.

14. Зарубежный опыт организации оплаты труда.

15. Производительность труда и ее влияние на экономику предприятия.

16. Формы и методы поддержки предпринимательской деятельности в России.

17. Формирование себестоимости продукции (работ, услуг).

18. Перспективные направления снижения себестоимости продукции предприятия.

19. Технико-экономические показатели работы предприятия, их значение в аналитической и управленческой деятельности.

20. Финансовые результаты деятельности предприятия.

21. Направления  повышения прибыли и рентабельности предприятия.

22. Ценовая политика и ценовая стратегия предприятия.

23. Характеристика инновационного процесса предприятия.

24. Оценка экономической эффективности инновационных проектов.

25. Сущность и виды инвестиций, особенности инвестиционной деятельности предприятия.

26. Инвестиционный проект: понятие и основные разделы.

27. Санация предприятия: экономический смысл, процедура проведения.

28. Реструктуризация предприятий.

29. Банкротство: понятие, причины и факторы его обуславливающие.

30. Современная система налогообложения предприятия.

31. Особенности функционирования предприятий.

32. Направления повышения эффективности деятельности предприятий.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Волков О. И., Девяткин О. В., Акуленко Н. Б., Волков О. И., Девяткин О. В.
Экономика предприятия (фирмы): учебник
М.: ИНФРА-М, 2003
46
 
Л1.2
Болохонов М. А.
Экономика предприятия (фирмы): учебное пособие
Саратов: Саратовский ГАУ, 2015
Электронный ресурс
 
Л1.3
Кондратьева И. В.
Экономика предприятия: учебное пособие для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2021
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Мокий М. С., Азоева О. В., Ивановский В. С., Мокий М. С.
Экономика фирмы: учебник и практикум для бакалавров
М.: ЮРАЙТ, 2012
1
 
Л2.2
Камалова П. М., Валиева Д. Г.
Экономика фирмы (предприятия): учебно-методическое пособие
Махачкала: ДагГАУ имени М.М.Джамбулатова, 2021
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт Института экономического анализа 
 
Э2
Официальный сайт Росстата 
 
Э3
Сервер  органов государственной власти Российской Федерации 
 
Э4
Федеральный образовательный портал «Экономика, образование и менеджмент» (электронный ресурс)
 
Э5
РосБизнесКонсалтинг
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
 
Оснащенность
 
6.3.1.6
ОС Windows 7
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
45а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Пр
 
35а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
37а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (12 шт.), стулья (24 шт.), стул преподавателя (1 шт.), Белая лаковаяя магнитно-маркерная доска (1 шт.)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.     

Система знаний по дисциплине «Экономика фирмы (предприятия)» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.     

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной 

 
Оснащенность
 
лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины  проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины  следует усвоить:

- ключевые понятия, виды, методы, способы и этапы проведения анализа и планирования показателей хозяйствующего субъекта;

- формы бухгалтерской отчетности;

- порядок формирования аналитических таблиц и пояснительных записок;

- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся деятельности хозяйствующих субъектов.

Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:

1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).

2. Постараться запомнить основные формулы.

3. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.

4. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.

Желательно:

1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.

2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.

Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям необходимо:

1. Выучить основные определения и формулы, содержащиеся в лекционном материале.

2. Уточнить область применимости основных формул и определений.

3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения домашнего задания.

4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.

Желательно:

1. Придумать интересные на наш взгляд примеры и задачи (ситуации) для рассмотрения их на предстоящем практическом занятии.

2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (практических занятиях). Сравнить полученные результаты.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________