МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Современные проблемы агропромышленного комплекса региона
Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Литвинова О.В.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Современные проблемы агропромышленного комплекса региона" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 09.03.03 Прикладная информатика
Направленность (профиль) Прикладная информатика в агропромышленном комплексе, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Максимов А.Н.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование способностей осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Пакеты прикладных программ
Теория систем и системный анализ
Основы проектной деятельности
Учебная практика, ознакомительная практика
Студенты в среде электронного обучения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Автоматические системы управления в агропромышленном комплексе
Геоинформационные системы
Производственная практика, технологическая (проектно-технологическая) практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Место и роль АПК в современной экономике
Тема 1. Агропромышленный комплекс: понятие, роль и особенности функционирования /Лек/
Тема 1. Агропромышленный комплекс: понятие, роль и особенности функционирования /Пр/
обсуждение учебного материала, выступление с рефератом (докладом)
Тема 1. Агропромышленный комплекс: понятие, роль и особенности функционирования /Ср/
изучение учебного материала, подготовка рефератов (докладов), тестирование письменное
Тема 2. Аграрная политика государства и организационно-экономический механизм функционирования АПК /Лек/
Проблемная лекция с элементами дискуссии
Тема 2. Аграрная политика государства и организационно-экономический механизм функционирования АПК /Пр/
обсуждение учебного материала, выступление с рефератом (докладом)
Тема 2. Аграрная политика государства и организационно-экономический механизм функционирования АПК /Ср/
изучение учебного материала, подготовка рефератов (докладов), тестирование письменное
Тема 3. Основные тенденции развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности /Лек/
Тема 3. Основные тенденции развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности /Пр/
Тема 3. Основные тенденции развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности /Ср/
Раздел 2. Проблемы и стратегические задачи развития АПК региона
Тема 4. Региональные рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия /Лек/
Тема 4. Региональные рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия /Пр/
обсуждение учебного материала, расчетные задания
Тема 4. Региональные рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия /Ср/
изучение учебного материала, домашние расчетные задания
Тема 5. Состояние ресурсной базы, технико-технологический уровень развития АПК региона /Лек/
Тема 5. Состояние ресурсной базы, технико-технологический уровень развития АПК региона /Пр/
Учебная дискуссия о инновациях в АПК
Тема 5. Состояние ресурсной базы, технико-технологический уровень развития АПК региона /Ср/
изучение учебного материала, подготовка рефератов (докладов) к учебной дискуссии
Тема 6. Основные проблемы развития отраслей АПК региона /Лек/
Проблемная лекция с элементами дискуссии
Тема 6. Основные проблемы развития отраслей АПК региона /Пр/
обсуждение учебного материала, выступление с рефератом (докладом)
Тема 6. Основные проблемы развития отраслей АПК региона /Ср/
изучение учебного материала, подготовка рефератов (докладов)
Тема 7. Эффективность управления развитием АПК региона и направления его совершенствования /Лек/
Тема 7. Эффективность управления развитием АПК региона и направления его совершенствования /Пр/
обсуждение учебного материала, выступление с рефератом (докладом), расчетные задания
Тема 7. Эффективность управления развитием АПК региона и направления его совершенствования /Ср/
изучение учебного материала, подготовка рефератов (докладов), работа с Интернет-источниками
Тема 8. Повышение уровня и качества жизни сельского населения /Лек/
Тема 8. Повышение уровня и качества жизни сельского населения /Пр/
Тема 8. Повышение уровня и качества жизни сельского населения /Ср/
подготовка к коллоквиуму, письменное тестирование по разделу 2
Подготовка к зачету, вопросы
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.Понятие и значение агропромышленного комплекса в экономике страны
2.Понятие продовольственного комплекса
3.Концепция национальной продовольственной безопасности
4.Продовольственное самообеспечение регионов
5.Состав и отраслевая структура АПК
6.Особенности функционирования АПК
7.Место и значение сельского хозяйства в структуре АПК
8.Аграрная политика государства: цели и инструменты
9.Организационный механизм функционирования АПК
10.Экономический механизм функционирования АПК, его отраслей
11.Государственные программы развития отраслей АПК
12.Прямые и косвенные формы государственной поддержки предприятий и производителей АПК
13.Роль отраслей АПК в реализации государственной политики импортозамещения
14.Экономическая сущность и значение расширенного воспроизводства в отраслях АПК
15.Основные показатели отраслей АПК. Экономическая эффективность АПК
16.Объективные основы агропромышленной интеграции. Горизонтальная и вертикальная интеграция в АПК
17.Взаимосвязь отраслей АПК и экономики региона
18.Основные проблемы функционирования АПК региона
19.Продовольственный комплекс региона
20.Региональные сельскохозяйственные рынки: предпосылки и особенности функционирования
21.Механизм функционирования продовольственных рынков: спрос и предложение на продовольствие, их взаимосвязь
22.Основные каналы реализации продукции отраслей АПК
23.Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольствие
24.Научно-технический прогресс и состояние материально-технической базы отраслей АПК
25.Инновации и инновационная деятельность в АПК
26.Производственная инфраструктура и ее роль в эффективном функционировании аграрной сферы
27.Трудовой потенциал и эффективность его использования в отраслях АПК
28.Социальная инфраструктура и ее роль в развитии сельских территорий
29.Направления и результаты реализации государственной программы развития сельских территорий
30.Показатели оценки эффективности управления региональным АПК
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Рефераты (доклады)
1.Исторический путь развития АПК России: закономерности, тенденции и перспективы
2.Современные цели и задачи аграрной политики России
3.Основные инструменты аграрной политики и их эффективность
4.Государственное регулирование экономических процессов в АПК региона
5.Результаты и эффективность аграрной политики в регионах России
6.Пути развития продовольственного комплекса региона в современных условиях
7.Система государственной поддержки отраслей АПК (сравнительный анализ России и 2-3 стран)
8.Региональные аспекты государственной поддержки отраслей АПК, передовой опыт
9.Совершенствование форм и методов государственной поддержки сельхозпроизводителей и предприятий АПК
10.Сельское хозяйство как системообразующая отрасль АПК
11.Агропромышленная интеграция в АПК и её экономическое значение.
12.Эффективные формы кооперации в сельском хозяйстве.
13.Ценообразование на продукцию сельского хозяйства и продовольствие
14.Доходность как основное условие расширенного воспроизводства в отраслях АПК
15.Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений в отрасли АПК
16.Государственный земельный кадастр и мониторинг земли в регионе
17.Рынок труда в аграрном секторе и перспективы его развития
18.Экономические и технико-технологические проблемы развития отраслей АПК
19.Цифровые платформы как экосистема для АПК
20.Роль рыночной инфраструктуры в повышении эффективности функционирования АПК региона
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Экономика АПК и сельского хозяйства: учебное пособие
Новочеркасск: Новочерк. инж.-мелиор. ин-т Донской ГАУ, 2019
Экономика отраслевых агропродовольственных рынков: учебное пособие
Саратов: Саратовский ГАУ, 2015
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________