(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
/Лек/
/Лек/
/Лек/
(VI-XVIII вв.). /Сем зан/
пищевой промышленности при капитализме
(XIX-начало XX вв.).
/Сем зан/
1981гг.). /Сем зан/
История развития виноделия в мире
История развития сахарного производства в мире
История развития кондитерского производства в мире
История развития макаронного производства
Продовольственный потенциал России в
условиях натурального хозяйства и феодализма (VI-XVIII вв.).
Выдающиеся продовольственные предприниматели.
Пищевая промышленность г. Курска и Курской области /Ср/
2. Природно-климатические условия, определяющие особенности натурального домохозяйствования у восточных славян.
3. Виды пищевых производств в Древней Руси.
4. Начало промышленного переворота в России и его влияние на производство пищевых продуктов, первая половина XIX в.
5. Развитие экономики, пищевой промышленности после отмены крепостного права. Вторая половина XIX в.
6. Решение продовольственной проблемы в условиях становления и развития феодальных отношений в России Х-ХУП вв.
7. Экономика страны ХХ в. и место в ней пищевой и перерабатывающей промышленности.
8. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее влияние на развитии сельского хозяйства и пищевых производств.
9. Продовольственный вопрос в условиях первой мировой войны и революционного 1917 года.
10. Понятие «продразверстка» ее развитие в годы первой мировой войны.
11. Организация обеспечения населения продовольствием в годы иностранной интервенции и гражданской войны (1918-1920гг.)
12. Первые мероприятия Советской власти по перестройке Экономической системы российского общества, управления отраслями пищевой и перерабатывающей промышленности.
13. Развитие продовольственной базы страны в период НЭПа (1921-1928 гг.).
14. Роль государственных, кооперативных, частных предприятий в различных отраслях пищевой промышленности в период НЭПа.
16. Задачи и особенности развития пищевой промышленности в годы первой пятилетки.
17. Создание пищевой индустрии в стране (вторая половина 30 -х г.г.).
18. Итоги первых пятилеток в пищевой промышленности (успехи, недоработки, ошибки).
19. Пищевая промышленность в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
20. Пищевая промышленность в период послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-начало 50-х гг.).
21. Мероприятия 1953 года по укреплению сельскохозяйственного производства и волюнтаризм в решение продовольственных проблем.
22. Хозяйственная реформа 1965 г. и развитие пищевой промышленности.
23. Выдвижение комплексной продовольственной программы страны и место пищевой промышленности в структуре АПК.
24. Деятельность по осуществлению продовольственной программы в 80-е гг.
Пояснительная записка
Опрос (коллоквиум) по настоящей дисциплине используется в качестве формы контроля для проведения контрольной точки. Коллоквиум предполагает проведение «мини-экзамена» по результатам изучения раздела дисциплины.
Перечень вопросов, выносимых на опрос
1. Продовольственный потенциал России в условиях натурального хозяйства и феодализма (VI – XVIII вв.).
2. Формирование отраслей пищевой промышленности при капитализме (ХIХ – начало ХХ вв.
3. Выдающиеся продовольственные предприниматели.
4. Развитие пищевой промышленности в послевоенный период (1945-1981 гг.).
5. Современное состояние АПК России и продовольственный вопрос в стране.
Вопросы к семинарским занятиям
Тема 1 «Продовольственная база человечества»
1. Социально-исторические аспекты глобальной продовольственной проблемы.
2. Причины и суть исторически сложившихся между различными странами и регионами внутренних и внешних диспропорций в развитии аграрных секторов.
Тема 2 «Продовольственный потенциал России в условиях натурального хозяйства и феодализма (VI – XVIII вв.)»
1. Принципы землепользования при общинной организации социально- экономической жизни в Древней Руси.
2. Возникновение основ пищевых производств (X-XVII вв.).
Тема 3 «Формирование отраслей пищевой промышленности при капитализме (ХIХ – начало ХХ вв.)»
1. Промышленный переворот и производство продуктов питания (первая половина XIX в).
2. Социально-экономические задачи аграрной реформы 1861 г. Ее влияние на развитие сельского хозяйства в помещичьих и крестьянских хозяйствах.
Тема 4 «Выдающиеся продовольственные предприниматели»
1. Хлеботорговцы и мукомолы России, их вклад в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности.
2. Русские купцы, успешно конкурировавшие с американскими хлеботорговцами на европейских рынках.
3. Первые отечественные чаеторговцы.
4. Выдающиеся кондитеры, булочники, гастрономы и виноделы России.
Тема 5 «Обеспечение продовольствием в экстремальных обстоятельствах (1914-1928 гг.)»
1. Продовольственный кризис во время первой мировой войны и революционного 1917 года.
2. Чрезвычайная продовольственная ситуация в период гражданской войны и вооруженной интервенции (1918-1920гг.).
3. Продовольственная политика «военного коммунизма» в годы интервенции и гражданской войны.
4. НЭП и воссоздание продовольственной базы страны.
Тема 6 «Становление и испытание эффективной системы пищевых производств (1928-1945 гг.)»
1. Задачи и особенности развития пищевой промышленности в годы первой пятилетки.
2. Пищевая промышленность в Великую Отечественную войну (1941- 1945 гг.).
3. Задачи создания пищевой индустрии в течение 30-х гг.
4. Структура размещения сельскохозяйственных производств, отраслей пищевой промышленности и хранения стратегических резервов продовольствия к началу Великой Отечественной войны.
Тема 7 «Развитие пищевой промышленности в послевоенный период (1945-1981 гг.)»
1. Объективизм и волюнтаризм в решение продовольственной проблемы.
3. Укрепление материально-технической базы перерабатывающих отраслей предприятий пищевой промышленности в пятидесятые годы.
Тема 8 «Современное состояние АПК России и продовольственный вопрос в стране»
1. Продовольственное обеспечение мировой цивилизации продуктами питания.
2. Продовольственная безопасность России: альтернативные подходы.
3. Законодательные акты регулирующие продовольственную безопасность страны.
Темы рефератов:
1. Энергетические нормы рационального питания человека.
2. Сущность исторически сложившихся внутренних и внешних диспропорций в развитии аграрных секторов различных стран и регионов.
3. Влияние демографических и экологических процессов на производство продуктов питания в развитых и развивающихся странах.
4. Основные виды пищевого производства в Древней Руси.
5. Особенности формирования раннефеодальных отношений в древнерусском государстве.
6. Особенности отечественного предпринимательства и его социально-культурные традиции.
7. Милитаризация экономики в условиях первой мировой войны.
8. Обострение продовольственной проблемы в 1917 г. при Временном правительстве.
9. Первые мероприятия Советской власти по перестройке экономической системы российского общества, управления отраслями пищевой промышленности.
На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации самостоятельную работу. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать материал.
Изучение наиболее важных тем или разделов дисциплины завершают семинарские занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.
Семинарскому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины, выступать на занятиях с докладами. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов.
Преподаватель уже на первых занятиях объясняет студентам, какие формы обучения следует использовать при самостоятельном изучении дисциплины «История развития пищевой отрасли»: конспектирование учебной литературы и лекции, составление словарей понятий и терминов и т. п.
В процессе обучения преподаватели используют активные формы работы со студентами: чтение лекций, привлечение студентов к творческому процессу на лекциях, промежуточный контроль путем отработки студентами пропущенных лекции, участие в групповых и индивидуальных консультациях (собеседовании). Эти формы способствуют выработке у студентов умения работать с учебником и литературой.
Изучение литературы составляет значительную часть самостоятельной работы студента. Это большой труд, требующий усилий и желания студента. В самом начале работы над книгой важно определить цель и направление этой работы. Прочитанное следует закрепить в памяти. Одним из приемов закрепления освоенного материала является конспектирование, без которого немыслима серьезная работа над литературой. Систематическое конспектирование помогает научиться правильно, кратко и четко излагать своими словами прочитанный материал.
Самостоятельную работу следует начинать с первых занятий. От занятия к занятию нужно регулярно прочитывать конспект лекций, знакомиться с соответствующими разделами учебника, читать и конспектировать литературу по каждой теме дисциплины. Самостоятельная работа дает студентам возможность равномерно распределить нагрузку, способствует более глубокому и качественному усвоению
учебного материала. В случае необходимости студенты обращаются за консультацией к преподавателю по вопросам дисциплины «История развития пищевой отрасли» с целью усвоения и закрепления компетенций.
Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины «История развития пищевой отрасли» - закрепить теоретические знания, полученные в процессе лекционных занятий, а также сформировать практические навыки самостоятельного анализа особенностей дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году