(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1 вопрос из раздела «Теоретические основы химии»
2 вопрос - практическое задание «Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронного баланса»
3 вопрос – задача
Вопросы к экзамену разделены на 2 части:
- вопросы для оценки знаний теоретического курса (1,2 вопрос)
- вопросы для оценки понимания/умения (3 вопрос).
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Предмет и задачи химии. Явления физические и химические. Место химии среди естественных наук. Химия и экология.
2. Основы атомно-молекулярной теории. Понятие атома, элемента, вещества. Относительная атомная и относительная молекулярная массы.
3. Моль - единица количества вещества. Молярная масса.
4. Законы стехиометрии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава. Относительная плотность газа.
5. Строение атома. Атомное ядро. Изотопы. Стабильные и нестабильные ядра.
6. Двойственная природа электрона. Строение электронных оболочек атомов. Квантовые числа. Атомные орбитали. Электронные конфигурации атомов в основном и возбужденном состояниях.
7. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание периодической системы химических элементов. Современная формулировка периодического закона.
8. Строение периодической системы: большие и малые периоды, группы и подгруппы.
9. Зависимость свойств элементов и образуемых ими соединений от положения элемента в периодической системе.
10. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная.
11. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Энергия связи.
12. Электроотрицательность. Полярность связи, индуктивный эффект.
13. Кратные связи. Модель гибридизации орбиталей. Связь электронной структуры молекул с их геометрическим строением (на примере соединений элементов 2-го периода). Делокализация электронов в сопряженных системах, мезомерный эффект.
14. Валентность и степень окисления. Структурные формулы. Изомерия. Виды изомерии, структурная и пространственная изомерия.
15. Агрегатные состояния веществ и переходы между ними в зависимости от температуры и давления. Газы. Газовые законы. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Закон Авогадро, молярный объем.
16. Жидкости. Ассоциация молекул в жидкостях. Твердые тела. Основные типы кристаллических решеток: кубические и гексагональные.
17. Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
18. Окислительно-восстановительные реакции. Определение стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.
19. Ряд стандартных электродных потенциалов.
20. Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота (энтальпия) образования химических соединений. Закон Гесса в следствия из него.
21. Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакции от природы и концентрации реагирующих веществ, давления, температуры, применения катализатора. Константа скорости химической реакции. Энергия активации. Катализ и катализаторы.
22. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и условия его смещения, принцип Ле Шателье. Константа равновесия, степень превращения.
23. Растворы. Растворимость веществ и ее зависимость от температуры, давления, природы растворителя. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, мольная доля, молярная концентрация. Твердые растворы. Сплавы.
24. Сильные и слабые электролиты. Электролитиче¬ская диссоциация. Константа диссоциации. Степень диссоциации.
25. Ионные уравнения реакций.
26. Свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации Аррениуса.
28. Электролиз водных растворов и расплавов солей. Процессы, протекающие у катода и анода.
Вопросы на оценку понимания/умений
В уравнении реакции расставить коэффициенты методом электронного баланса. Написать полуреакции окисления и восстановления. Определить окислитель и восстановитель.
1. H2S + HClO = S + HCl + H2O
2. KOH + Cl2 = KClO3 + KCl + H2O
3. K2MnO4 + H2O = KMnO4 + MnO2 + KOH
4. PbS + H2O2 = PbSO4 + H2O
5. СaH2 + H2O = Ca(OH)2 + H2
6. Na3[Cr(OH)6] + NaOH + PbO2 = Na2CrO4 + H2O + Na2[Pb(OH)4]
7. Pb(NO3)2 = PbO + NO2 + O2
8. K2Cr2O7 + H2SO4 + Na2SO3 = Cr2(SO4)3 + H2O + Na2SO4 + K2SO4
9. As2S3 + HNO3 + H2O = H3AsO4 + H2SO4 + NO
10. TiO2 + C + Cl2 = TiCl4 + CO
11. NaBrO3 + H2SO4 + NaBr = Br2 + Na2SO4 + H2O
12. CuI + H2SO4 + KMnO4 = CuSO4 + I2 + MnSO4 + K2SO4 + H2O
13. Fe(NO3)2 + O2 + H2O = Fe(NO3)2OH
14. H5IO6 = I2O5 + O2 + H2O
15. K2Se + NaNO3 = K2SeO4 + NaNO3
16. Ca3(PO4)2 + C + SiO2 = Ca2SiO4 + P4 + CO
17. (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O
18. B(C2H5O)3 + O2 = B(OH)3 + CO2 + H2O
19. AgNO3 = Ag + NO2 + O2
20. NH3 + Br2 = N2 + NH4Br
21. B + NaOH + O2 = NaBO2 + H2O
22. Cu(NO3)3 = Cr2O3 + NO2 + O2
23. Fe2O3 + KNO3 + KOH = K2FeO4 + KNO2 + H2O
24. Cr2O3 + Na2CO3 + O2 = Na2CrO4 + CO2
25. Na2SO3 = Na2S + Na2SO4
26. BrO2F = BrF3 + Br2 + O2
27. Cr2O3 + NaNO3 + NaOH = Na2CrO4 + NaNO2 + H2O
28. HMnO4 = MnO2 + O2 + H2O
29. Br2 + SO2(г) + H2O = HBr + H2SO4
30. Cu(т) + HNO3(разб.) = Cu(NO3)2 + NO(г) + H2O
31. PbO2(т) + HNO3 + H2O2 = Pb(NO3)2 + O2(г) + H2O
32. KMnO4 + H2O2 = MnO2(т) + O2(г) +H2O + KOH
33. Zn(т) + NaOH(изб.) + H2O = Na2[Zn(OH)4] + H2(г)
34. K2Cr2O7 + H2SO4 + K2SO3 = Cr2(SO4)3 + H2O + K2SO4
35. FeSO4 + HNO3(конц.) = Fe(NO3)3 + NO2(г) + H2O + H2SO4
36. Cu(т) + H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2(г) +H2O
37. KI + Cl2 = I2(т) + KCl
38. H2O2 + KOH + MnSO4 = H2O + MnO2(т) + K2SO4
39. Cu(т) + HNO3(конц.) = Cu(NO3)2 + NO2(г) +H2O
40. I2(т) + Cl2 + H2O = HIO3 + HCl
41. CuS(т) + HNO3(конц.) = CuSO4 + NO2(г) + H2O
42. Na3[Cr(OH)6] + Na2O2(т) = Na2CrO4 + NaOH + H2O
43. P(т) + HNO3(конц.) = H3PO4 + NO2(г) + H2O
44. K2MnO4 + H2O = MnO2(т) + KMnO4 + KOH
45. H2S + HNO3(конц) = S + NO2(г) + H2O
46. Al(т) + NaOH + H2O = Na[Al(OH)4] + H2(г)
47. KMnO4 + K2SO3 + H2SO4 = MnSO4 + K2SO4 + H2O
48. KMnO4 + K2SO3 + H2O = MnO2 + K2SO4 + KOH
49. KMnO4 + K2SO3 + KOH = K2MnO4 + K2SO4 + H2O
50. KMnO4 + H2S + H2SO4 = MnSO4 + K2SO4 + S + H2O
51. K2Cr2O7 + SO2 + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
52. K2Cr2O7 + KI + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + I2 + H2O
53. KMnO4 + HCl = Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O
54. KI + H2O2 = I2 + KOH
55. I2 + H2O2 = HIO3 + H2O
56. HClO + H2O2 = HCl + O2 + H2O
57. K2Cr2O7 + H2S + H2SO4 = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + S + H2O
58. K2MnO4 + H2O = MnO2 + KMnO4 + KOH
59. NaBr + H2SO4 + NaBrO3 = Br2 + Na2SO4 + H2O
60. (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + H2O
61. Na2SO3 +KMnO4+ H2SO4(разб)= Na2SO4 + MnSO4 +H2O+K2SO4
62. Na2SO3 + KMnO4 + H2O = Na2SO4 + MnO(OH)2¯+ KOH
64. KI + K2Cr2O7 + H2SO4 (разб) = I2 + Cr2(SO4)3 + H2O + K2SO4
65. H2S + K2Cr2O7 + H2O = S¯ + Cr(OH)3¯ + KOH
66. C + HNO3(конц, гор) = CO2 + NO2 + H2O
67. FeSO4 + H2O2(конц)+ H2SO4(разб) = Fe2(SO4)3 +H2O
68. I2 + Cl2 + H2O = HIO3 + HCl
69. NaClO2 + KMnO4 + H2SO4 (разб ) = NaClO3 + MnSO4 + H2O + K2SO4
70. KI + H2O2 = I2 + KOH
71. H2O2 +Hg(NO3)2 = O2 + Hg2(NO3)2 +HNO3
72. HI + HNO2 = I2 + NO + H2O
73. (NH4)2Cr2O7=N2+Cr2O3+H2O
74. SO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 (разб) = Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O
75. FeCl3 + H2S = FeCl2 + S + HCl
76. FeCl3 + H2S = FeCl2 + S + HCl
77. Cu + HNO3(разб) = Cu(NO3)2 + NO + H2O
78. HCl + K2Cr2O7 = CrCl3 + Cl2 + KCl + H2O
79. HCl + K2Cr2O7 = CrCl3 + Cl2 +KCl + H2O
Задачи. Способы выражения содержания растворенного вещества в растворе. Растворимость.
1. Найти массовую долю глюкозы в растворе, содержащем 250 г воды и 40 г глюкозы.
2. Сколько граммов Na2SO3 потребуется для приготовления 5 л 8 %-ного (по массе) раствора (ρ=1,075 г/мл)?
3. 1 мл 25 %-ного (по массе) раствора содержит 0,458 г растворенного вещества. Какова плотность этого раствора?
4. Их 400 г 50 %-ного (по массе) раствора H2SO4 выпариванием удалили 100 г воды. Чему равна массовая доля H2SO4 в оставшемся растворе?
5. При 25 °С растворимость NaCl в 100 г воды. Найти массовую долю NaCl в насыщенном растворе.
6. Сколько граммов 30 %-ного (по массе) раствора NaCl нужно добавить к 300 г воды, чтобы получить 10 %-ный раствор соли?
7. В какой массе воды надо растворит 67,2 л HCl (объем измерен при нормальных условиях), чтобы получить 9 %-ный (по массе) раствор HCl?
8. Какую массу 20 %-ного (по массе) раствора KOH надо добавить к 1 кг 50 %-ного (по массе) раствора, чтобы получить 25 %-ный раствор?
9. Определите массовую долю вещества в растворе, полученном смешением 300 г 25 %-ного и 400 г 40 %-ного (по массе) растворов этого вещества.
10. Из 400 г 20 %-ного (по массе) растовра при охлаждении выделилось 50 г растворенного вещества. Чему равна массовая доля этого вещества в оставшемся растворе?
11. Какой объем воды надо прибавить к 100 мл 20 %-ного (по массе) раствора H2SO4 (ρ=1,14 г/мл), чтобы получить 5 %-ный раствор?
12. К 500 мл 32 %-ной (по массе) HNO3 (ρ=1,20 г/мл) прибавили 1 л воды. Чему равна массовая доля HNO3 в полученном растворе?
13. До какого объема надо разбавить 500 мл 230 %-ного (по массе) раствора NaCl (ρ=1,152 г/мл), чтобы получить 4,5 %-ный раствор (ρ=1,029 г/мл)?
14. Найти массовую долю азотной кислоты в растворе, в 1 л которого содержится 224 г HNO3 (ρ=1,12 г/мл).
15. Плотность 26 %-ного (по массе) растовра KOH равна 1,24 г/мл. Сколько молей КОН находится в 5 л раствора?
16. В 250 г воды растворено 50 г кристаллогидрата FeSO4∙7H2O. Вычислить массовую долю кристаллогидрата и безводного сульфата железа (II) в растворе.
17. Найти массы воды и медного купороса CuSO4∙5H2O, необходимые для приготовления одного литра раствора, содержащего 8% (масс.) безводной соли. Плотность 8 % раствора CuSO4 равна 1,084 г/мл.
18. Для приготовления 5 %-ного (по массе) раствора MgSO4 взято 400 г MgSO4∙7H2O. Найти массу полученного раствора.
19. Сколько молей MgSO4∙7H2O надо прибавить к 100 молям воды, чтобы получить 10 %-ный раствор (по массе) MgSO4?
20. Определите массовую долю CuSO4 в растворе, полученном при растоврении 50 г медного купороса CuSO4∙5H2O в 450 г воды.
21. В какой массе воды нужно растворить 25 г CuSO4∙5H2O, чтобы получить 8 %-ный раствор (по массе) CuSO4?
22. Сколько граммов Na2SO4∙10H2O надо растворить в 800 г воды, чтобы получить 10 %-ный раствор (по массе) Na2SO4?
23. Сколько граммов 2 %-ного (по массе) раствора AgNO3 дадут при взаимодействии с избытком NaCl 14,35 г осадка AgCl?
24. Найти массу NaNO3, необходимую для приготовления 300 мл 0,2 М раствора.
25. Сколько граммов Na2CO3 содержится в 500 мл 0,25 н. раствора?
26. В каком объеме 0,1 н. раствора содержится 8 г CuSO4?
27. Для нейтрализации 30 мл 0,1 н. раствора щелочи потребовалось 12 мл раствора кислоты. Определить нормальность кислоты.
28. Найти молярность 36,2 %-ного (по массе) раствора HCl, плотность которого 1,18 г/мл.
29. В каком объеме 1 М раствора и в каком объеме 1 н. раствора содержится 114 г Al2(SO4)3?
30. Растворимоть хлорида кадмия при 20 °С равна 114,1 г в 100 г воды. Вычислить массовую долю и моляльность CdCl2 в насыщенном растворе.
31. Сколько миллилитров 96 %-ного (по массе) раствора H2SO4 (ρ=1,84 г/мл) нужно взять для приготовления 1 л 0,25 н. раствора?
33. Какой объем 0,1 М раствоар H3PO4 можно приготовить из 75 мл 0,75 н. раствора?
34. Какой объем 6,0 М раствоар HCl нужно взять для приготовления 25 мл 2,5 М раствора HCl?
35. Плотность 40 %-ного (по массе) раствора HNO3 равна 1,25 г/мл. Рассчитать молярность и моляльность этого раствора.
36. Вычислить массовую долю гидроксида натрия в 9,28 н. растворе NaOH (ρ=1,310 г/мл).
37. В 1 кг воды растворено 666 г KOH; плотность раствора равна 1,395 г/мл. Найти: а) массовую долю KOH; б) молярность; в) моляльность.
38. Плотность 15 %-ного (по массе) раствора H2SO4 равна 1,105 г/мл. Вычислить: а) нормальность; б) молярность; в) моляльность раствора.
39. Плотность 9 %-ного (по массе) раствора сахарозы C12H22O11 равна 1,035 г/мл. вычислить: а) концентрацию сахарозы в г/л; б) молярность; в) моляльность раствора.
40. Найти массу воды, необходимую для приготовления раствора хлорида натрия, содержащего 1,50 моля NaCl на 1000 г H2O, если имеется 10 г NaCl.
41. Какой объем 2 н. раствора H2SO4 потребуется для приготовления 500 мл 0,5 н. раствора?
42. Какой объем 0,05 н. раствора можно получить из 100 мл 1 н. раствора?
43. какой объем 2 М раствора Na2CO3 надо взять для приготовления 1 л 0,25 н. раствора?
44. Сколько миллилитров концентрированной соляной кислоты (ρ=1,19 /мл), содержащей 38 % (по массе) HCl, нужно взять для приготовления 1 л 2 н. раствора?
45. К 100 мл 96 %-ной (по массе) H2SO4 (плотность 1,84 г/мл) прибавили 400 мл воды. Получился раствор плотностью 1,220 г/мл. вычислить его эквивалентную концентрацию и массовую долю H2SO4.
46. Рассчитать нормальность концентрированной соляной кислоты (плотность 1,18 г/мл), содержащей 36,5 % (масс.) HCl.
47. Какой объем 10 %-ной (по массе) серной кислоты (ρ=1,07 г/мл) потребуется для нейтрализации раствора, содержащего 16,0 г NaOH?
48. Имеется раствор, в 1 л которого содержится 18,9 г HNO3, и раствор, содержащий в 1 л 3,2 г NaOH. В каком объемном отношении нужно смешать эти растворы для получения растора, имеющего нейтральную реакцию?
49. Какой объем 0,2 н. раствора щелочи потребуется для осаждения в виде Fe(OH)3 всего железа, содержащегося в 100 мл 0,5 н. раствора FeCl3?
50. Сколько граммов CaCO3 выпадет в осадок, если к 400 мл 0,5 н. раствора CaCl2 прибавить избыток раствора соды?
51. Для нейтрализации 20 мл 0,1 н. раствора кислоты потребовалось 8 мл раствора NaOH. Сколько граммов NaOH содержит 1 л этого раствора?
52. На нейтрализацию 40 мл раствора щелочи израсходовано 24 мл 0,5 н. раствора H2SO4. Какова нормальность раствора щелочи? Какой объем 0,5 н. раствора HCl потребовался бы для той же цели?
53. Для нейтрализации раствора, содержащего 2,25 г кислоты потребовалось 25 мл 2 н. раствора щелочи. Определить эквивалентную массу кислоты.
54. На нейтрализацию 20 мл раствора, содержащего в 1 л 12 г щелочи, израсходовано 24 мл 0,25 н. раствора кислоты. Рассчитать эквивалентную массу щелочи.
55. Какой объем 15 %-ного (по массе) раствора H2SO4 (ρ=1,10 г/мл) потребуется для полного растворения 24,3 г Mg? 27,0 г Al?
56. Для полного осаждения BaSO4 из 100 г 15 %-ного (по массе) раствора BaCl2 потребовалось 14,4 мл H2SO4. Найти нормальность раствора H2SO4.
57. Какой объем 96 %-ной (по массе) серной кислоты (плотность 1,84 г/мл) и какую массу воды нужно взять для приготовления 100 мл 15 %-ного (по массе) раствора H2SO4 (ρ=1,10 г/мл).
58. В 500 г воды растворено при нагревании 300 г NH4Cl. Какая масса NH4Cl выделится из раствора при охлаждении его до 50 °С, если растворимость NH4Cl при этой температуре равна 50 г в 100 г воды?
59. Растворимость хлората калия при 70 °С равна 30,2 г, а при 30 °С – 10,1 г в 100 г воды. Сколько граммов хлората калия выделится из 70 г насыщенного при 70 °С раствора, если его охладить до 30 °С?
60. Коэффициент растворимости сульфата меди при 30 °С равен 25 г в 100 г воды. Будет ли при этой температуре 18 % раствор соли насыщенным?
61. Сколько граммов нитрата калия выкристаллизуется из 105 г насыщенного при 60 °С раствора, если охладить его до 0 °С? Коэффициенты растворимости соли при указанных температурах соответственно равны 110 и 13 г в 100 г воды.
62. 1 л воды насыщен CO2 при 0 °С под давлением 506,6 кПа (3800 мм.рт.ст.). какой объем займет растворенный газ, если выделить его из воды и привести к нормальным условиям? Растворимость CO2 при 0 °С равна 171 мл в 100 мл воды.
63. Растворимость аммиака при 20 °С равна 702 мл в 1 мл воды. Найти массовую долю аммиака в насыщенном растворе. Парциальное давление NH3 считать равным нормальному атмосферному давлению.
Текущая аттестация студентов по дисциплине «Неорганическая химия» проводится в соответствии с Уставом университета, локальными документами университета и является обязательной.
Данная аттестация проводится в форме контрольных мероприятий по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем. Текущий контроль проводится с целью оценки и закрепления полученных знаний и умений, а также обеспечения механизма формирования количества баллов, необходимых студенту для допуска к зачету/экзамену. Оценка носит комплексный характер и учитывает достижения студента по основным
Формы текущего контроля и критерии их оценивания дифференцированы по видам работ - обязательные и дополнительные. К обязательным отнесены формы контроля, предполагающие формирование проходного балла на ЭКЗАМЕН в соответствии с принятой балльно-рейтинговой системой по дисциплине. К дополнительным отнесены формы контроля, предполагающие формирование премиальных баллов студента, а также баллов, необходимых для формирования минимума для допуска к ЭКЗАМЕНУ в том случае, если они не набраны по обязательным видам работ.
К обязательным формам текущего контроля отнесены:
Оформление отчета по лабораторным работам
Защита лабораторной работы
Выполнение письменных контрольных работ
Проверочные задания
Опрос
К дополнительным формам текущего контроля отнесены:
Подготовка доклада по обзору периодической научной литературы
Оформление отчета по лабораторной работе и защита лабораторной работы
Пояснительная записка
Преподавание Химии кроме курса лекций включает обязательное проведение лабораторных занятий. Целью лабораторных занятий является формирование умений выполнять типовые реакции на функциональные группы и качественно определять некоторые соединения.
Лабораторная работа выполняется каждым студентов индивидуально. Для экономии времени и более глубокого осмысления лабораторной работы необходимо в процессе самоподготовки прочитать описание опытов, частично заполнить протокол лабораторной работы. На каждом занятии после выполнения экспериментальной части проводится текущий контроль по усвоению учебного материала. Студенту предлагается несколько вопросов, на которые он дает ответ или устно, или в письменном виде. Если студент правильно ответил на предложенные вопросы, значит, материал темы им усвоен, и он получает зачет по данной теме.
Таким образом, фонд оценочных средств по данной форме контроля включает в себя 2 элемента:
- требования к оформлению отчета;
- дополнительные вопросы для защиты лабораторной работы.
Требования к оформлению отчета по лабораторным работам
ВВЕДЕНИЕ
Общие требования к выполнению лабораторных работ
Перед выполнением лабораторного практикума необходимо на вводном лабораторном занятии изучить общие правила поведения и технику безопасности при выполнении лабораторных работ по химии, список литературы рекомендуемой для использования при подготовки к выполнению лабораторных работ и «Тематический план лабораторных работ», имеющийся в лаборатории.
Порядок подготовки к выполнению лабораторной работы:
Студент должен являться на лабораторные занятия подготовленным к лабораторной работе, выполнение которой предусмотрено тематическим планом на соответствующую дату.
Предварительная подготовка к работе включает оформление первой и второй части отчета по соответствующей форме и выполнение задания для самостоятельной подготовки к указанной лабораторной работе с использованием материалов лекций, учебника и данных методических указаний.
Отчет о предстоящей работе оформляется по следующей форме: дата выполнения работы, № лабораторной работы, название работы, I теоретическая часть, II практическая часть.
Теоретическая часть - в разделе излагаются основные понятия, законы, расчетные формулы, которые необходимо усвоить для сознательного выполнения эксперимента и грамотной обработки результатов. Перечень понятий и законов имеется в методических указаниях к соответствующей лабораторной работе в разделе «теоретическая база эксперимента», с использованием которых выводятся формулы для расчета определяемой в работе величины. В конце раздела приводятся решения и результаты выполнения заданий для самостоятельной подготовки к соответствующей лабораторной работе.
Практическая часть - в разделе приводится:
рисунок и описание опытной установки;
перечень необходимых реактивов, посуды, вспомогательных материалов,
измерительных приборов (для измерительных приборов указать класс точности, цену деления) в методических указаниях к выполнению соответствующей лабораторной работы);
план эксперимента;
уравнения реакций;
таблица для записи результатов измерений.
Порядок выполнения лабораторной работы
На лабораторном занятии студент участвует в индивидуальном собеседовании с преподавателем по содержанию предстоящей работы. Преподаватель делает заключение о готовности студента к работе по содержанию 1 и 2 частей отчета, результатам выполнения задания для самостоятельной подготовки, которые представляются в виде следующих таблиц.
В случае достаточного уровня подготовки студент получает допуск к выполнению эксперимента и под наблюдением лаборанта выполняет работу в соответствии с планом эксперимента, вносит результаты измерений в таблицу, проверяет полученные результаты и правильность их записи у преподавателя. В случае неправильного измерения и записи полученных результатов студент повторяет измерения и корректирует записи результатов, поэтому результаты измерений
В разделе должны быть представлены:
Расчет опытного значения (Хопытн.) определяемой величины путем подстановки в расчетную формулу соответствующих табличных данных.
Расчет теоретического значения (Хтеор.) определяемой величины по соответствующей формуле.
Расчет относительной ошибки с точностью до 0,1%.
При проведении расчетов и внесении числовых значений результатов измерений и расчетов в таблицу необходимо руководствоваться общими правилами по обработке результатов измерений.
После завершения III части отчета, он сдается на проверку. После положительных результатов проверки отчета данная работа считается выполненной.
Студент допускается к экзамену по дисциплине, если им в течение семестра выполнены все предусмотренные тематическим планом лабораторные работы, получены положительные результаты при вводном контроле, контрольной работе и выполнены индивидуальные задания по соответствующим разделам программы.
Вопросы для защиты лабораторной работы
Вопросы и задачи к лабораторной работе скорость химической реакции»
1. Что называется скоростью химической реакции? В каких единицах она измеряется?
2. Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
3. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ в гомогенной системе.
4. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ в гетерогенной системе.
5. Закон действующих масс.
6. Константа скорости химической реакции.
7. Влияние температуры на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа.
8. Что такое катализатор, катализ и ингибитор, для чего они нужны?
9. Каков механизм действия катализаторов в гомогенной и гетерогенной системах?
10. Выразите математически скорости прямых и обратных реакций:
а) N2 + O2 2NO; б) Fe2O3(тв.) + 3CO(г.) 2Fe(тв.) + 3CO2(г.);
в) 2NO + O2 2NO2 г) N2 + 3Н2 2NН3.
11. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры с 20ºС до 50ºС, если температурный коэффициент равен 3.
12. Во сколько раз следует увеличить концентрацию вещества В2 в системе 2А2(г.) + В2 = 2А2В(г.), чтобы при уменьшении концентрации вещества А в 4 раза скорость прямой
реакции не изменилась.
13. В системе СО + Cl2 = COCl2 концентрацию угарного газа увеличили от 0,03 до 0,12 моль/л, а концентрацию хлора – от 0,02 до 0,06 моль/л. Во сколько раз возросла скорость прямой реакции?
14. Чему равен температурный коэффициент скорости реакции, если при увеличении температуры на 30 градусов скорость реакции возрастает в 15,6 раз.
15. При 150ºС некоторая реакция заканчивается за 16 минут. Принимая температурный коэффициент скорости реакции равным 2,5, рассчитать, через какое время закончится эта реакция, если проводить ее: а) при 200ºС; б) при 80ºС.
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Химическое равновесие»
1. Какие реакции называются необратимыми и обратимыми? Приведите примеры.
2. Дайте определение понятию химическое равновесие. Как можно использовать закон действующих масс для обратимых реакций?
3. Дайте определение понятию константа равновесия.
4. Связь константы равновесия с равновесными концентрациями. От каких факторов зависит значение константы равновесия?
5. Сформулируйте принцип Ле-Шателье. Какие факторы влияют на изменение химического равновесия?
6. Как влияют уменьшение концентрации реагирующих веществ, температуры и давления на смещение химического равновесия в реакции: N2 + 3H2 2NH3 + Q.
7. Как влияют увеличение концентрации продуктов реакции, температуры и давления на смещение химического равновесия в реакции: N2 + 3H2 2NH3 + Q.
8. Равновесие в гетерогенных системах. От каких факторов она зависит?
9. В какую сторону сместится равновесие реакции СОCl2(г.) СО (г.) + Cl2(г.) при введении в равновесную систему инертного газа при: а) V = const; б) p = const.
10. Как влияет изменение давления на равновесие следующих реакций:
а) H2 + I2 2HI; б) С2Н5OH + NaОH С2Н5ONa + H2O;
11. Через некоторое время после начала реакции 4HCl + O2 2H2O + 2Cl2 концентрации веществ составляли: [H2O] = 0,12 моль/л; [Cl2] = 0,12 моль/л; [HCl] = 0,3 моль/л; [O2] = 0,2 моль/л. Найдите: а) значение константы равновесия; б) каковы исходные концентрации хлороводорода и кислорода?
12. Как влияют уменьшение температуры, давления и концентрации продуктов реакции на
смещение химического равновесия в следующих системах?
а) 2NO + O2 2NO2 + 28 ккал; б) 2HBr H2 + Br2 -16 ккал.
13. Константа равновесия реакции FeO(к.) + CO(г.) Fe(к.) + СО2(г.) при некоторой температуре равна 0,5. Найдите
14. Равновесие в системе Н2 (г.) + I2 (г.) 2HI (г.) установилось при следующих концентрациях: [Н2] = 0,025 моль/л; [I2] = 0,005 моль/л; [HI] = 0,09 моль/л. Определите исходные концентрации иода и водорода. .
15. При некоторой температуре равновесие в системе 2NO2 2NO + O2 установилось при следующих концентрациях: [NО2] = 0,006 моль/л; [NО] = 0,024 моль/л. Найдите: а) константу равновесия реакции; б) исходную концентрацию NО2.
Вопросы и задачи к лабораторным работам по теме РАСТВОРЫ: «Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена», «Ионное произведение воды, водородный показатель», «Гидролиз»
1. Дайте определения понятиям электролит и неэлектролиты. Приведите примеры.
2. Сформулируйте три положения теории электролитической диссоциации шведского химика Аррениуса.
3. Каков механизм электролитической диссоциации?
4. Дайте определения понятиям гидраты, сольваты, гидратация и сольватация. Приведите примеры.
5. Диссоциация кислот (одноосновных, двухосновных и трехосновных).
6. Диссоциация оснований (однокислотных, двухкислотных и трехкислотных).
7. Диссоциация средних солей, кислых и основных солей.
8. Ионные уравнения реакций (какие вещества следует изображать в виде молекул).
9. Приведите примеры ионных реакций идущих с образованием осадков.
10. Приведите примеры ионных реакций идущих с образованием газообразных и малорастворимых веществ.
11. Приведите примеры ионных реакций идущих с образованием малодиссоциирующих веществ (слабых электролитов).
12. Приведите примеры ионных реакций идущих с образованием комплексных соединений.
13. Степень диссоциации. Константа диссоциации.
14. Факторы влияющие на степень диссоциации (природа растворителя,
концентрация раствора и наличие одноименных ионов)
15. Сильные и слабые электролиты.
16. Применение закона действующих масс к слабым электролитам.
Вопросы и задачи к лабораторным работам «Окислительно-восстановительные реакции», «Электролиз»
1. Электролиз. Законы Фарадея.
2. В чем разница процессов электролиза расплавов и растворов. Привести примеры.
3. Что такое выход по току?
4. Что такое электрорафинирование металлов?
5. Найдите объем кислорода (н. у.), который выделяется при пропускании тока силой 6А в течении 30 мин. через водный раствор КОН.
6. При электролизе водного раствора Cr2(SO4)3 током силой 2А масса катода увеличилась на 8 г. В течении какого времени проводили электролиз?
7. Вычислить электрохимический эквивалент цинка, если при электролизе раствора ZnCl2 током 2,8А а за 5 мин 32 сек выделилось 0,314 г цинка. Приведите схему электролиза и уравнения реакций на электродах.
8. При электролизе раствора сульфата меди на аноде выделилось 560 мл кислорода. Сколько граммов меди выделилось на катоде? Напишите уравнения реакций, протекающих на электродах.
9. Составить электронные уравнения реакций, происходящих на угольных электродах при электролизе раствора хлорида меди (II). Определить, какие продукты выделяются на электродах.
10. Составить электронные уравнения процессов, происходящих при электролизе раствора сульфата цинка с инертными электродами. Определить состав продуктов, выделившихся на электродах и образовавшихся в катодном и анодном пространстве.
11. Составить электронные уравнения реакций, происходящих при электролизе раствора сульфата никеля с никелевым анодом.
12. Какова сила тока при электролизе, если за 50 мин выделилась вся медь из 120 мл раствора CuSO4 концентрации 0,4 моль/л?
13. Какой объем водорода (н.у.) выделится на катоде, если через раствор NaCl пропущен ток силой 2А в течение 20 мин?
14. Деталь хромируется в водном растворе Cr2(SO4)3 при силе тока 3А. Определить продолжительность электролиза, если на поверхность детали необходимо нанести 1,3 г хрома. Выход по току равен 40%.
15. В чем особенности металлической связи?
16. Что такое ряд напряжения металлов, и какие практические выводы можно сделать из него?
17. Какую функцию выполняет металл при взаимодействии с кислотами?
18. Чем объясняется пассивирование металлов? Какие металлы пассивируются концентрированными растворами серной и азотной кислоты?
19. Какие металлы взаимодействуют с кислотами и щелочами?
20. Какие продукты получаются при взаимодействии активных металлов (Li – Al) с концентрированной серной кислотой? Приведите примеры и напишите уравнения реакций.
21. Какие вещества получаются при взаимодействии малоактивных металлов (Cu – Au) с концентрированной азотной кислотой? Приведите примеры и напишите уравнения реакций.
22. В раствор хороводородной кислоты опустили цинк количеством вещества 0,2 моль. Какой объем газа может выделиться (н.у.)?
23. Для получения водорода обработали смесь стружек металла и меди массой 1 г раствором разбавленной серной кислоты. Объем выделившегося водорода оказался равным 1,12 л (н.у.). Вычислить состав смеси в процентах.
24. При растворении образца смеси опилок меди, железа и золота в концентрированной азотной кислоте образовалось 6,72
25. Какой из металлов не вытесняет водород из разбавленных растворов кислоты:
а) магний, б) хром, в) натрий, г) ртуть
26. Какие из перечисленных металлов способны вытеснить водород из воды?
а) железо, б) натрий, в) серебро, г) литий
27. Железная пластинка массой 6 г погружена в раствор медного купороса. Пластинку вынули, высушили. Ее масса оказалась равной 10,13 г. 28. Вычислить массу меди, осевшей на пластинке.
28. Литий массой 0,7 г опустили в 100 мл воды. Определите объем выделившегося газа и массовую долю образовавшегося вещества в растворе.
Критерии оценивания
Оценка за текущую работу на лабораторных занятиях, осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Оценивание ответа студента производится по следующей шкале баллов:
Защита и оформление отчета по лабораторной работе «Скорость химической реакции» мax 3,75 балла
Защита и оформление отчета по лабораторной работе «Химическое равновесие и его смещение» мax 3,75 балла
Защита и оформление отчета по лабораторной работе «Электролитическая диссоциация. Ионно-обменные реакции в растворах электролитов» мax 3,75 балла
Защита и оформление отчета по лабораторной работе «Ионное произведение воды. Водородный показатель» мax 3,75 балла
Защита и оформление отчета по лабораторной работе «Гидролиз солей» мax 3,75 балла
Защита и оформление отчета по лабораторной работе «Комплексные соединения» мax 3,75 балла
Защита и оформление отчета по лабораторной работе «Окислительно-восстановительные реакции» мax 3,75 балла
Защита и оформление отчета по лабораторной работе «Электролиз» мax 3,75 балла
Обязательная контрольная работа
По дисциплине Химия предусмотрено четыре обязательные контрольные работы.
Контрольная работа по теме: «Основные понятия химии. Строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Основные законы химии»
1. Схематично изобразите строение следующих атомов – литий, марганец. Определите для каждого из атомов заряд ядра, число электронов в около ядерном пространстве, число протонов и нейтронов.
2. Вычислите относительные молекулярные массы следующих соединений: озон (О3), гидроксид натрия (NaOH), аммиак (NH3), азотная кислота (HNO3).
3. Вычислите массу (в граммах) 0,5 моль карбоната бария (BaCO3).
4. Какое количество вещества (моль) содержится в 250 г нитрата железа (III) Fe(NO3)3?
5. Какой объем занимают при н. у. 5 моль гелия?
6. Расставьте коэффициенты в уравнении следующей реакции:
7. Железо может быть получено восстановлением оксида железа (III) алюминием. Какую массу алюминия надо взять для получения железа массой 140г?
8. К раствору, содержащему нитрат серебра, массой 25,5 г, прилили раствор, содержащий сульфид натрия массой 7,8 г. Какая масса осадка образуется при этом?
9. Напишите электронную конфигурацию атомов следующих элементов: бор, мышьяк, молибден, олово, кальций.
10. Расположите в порядке увеличения радиусов атомы следующих элементов:
а) Ga, In, Tl, Pb, Bi
б) O,S.Se,Te,I,Xe.
11. Расположите в порядке уменьшения неметаллических свойств атомы следующих элементов: C,Si,P,S,Cl
12. Расположите в порядке увеличения металлических свойств атомы следующих элементов: Rb, Cs,Ba,Ra,Fr
Контрольная работа по теме: Растворы
1. Найти массовую долю глюкозы в растворе, содержащем 250 г воды и 40 г глюкозы.
2. Какой объем воды и какую массу Na2CO3 надо взять для приготовления 150 мл 1,012 М раствора (ρ=1,100 г/мл)?
3. Какой объем 2 н. раствора H2SO4 потребуется для приготовления 500 мл 0,5 н. раствора?
4. Как используя 20 и 50% растворы приготовить 500 г 25 %-ного раствора этого вещества?
5. Определите массовую долю вещества в растворе, полученном смешением 200 г 25 %-ного и 300 г 40 %-ного (по массе) растворов этого вещества.
6. Какой объем 0,05 н. раствора можно получить из 100 мл 1 н. раствора?
7. Какой объем воды и какую массу HNO3 надо взять для приготовления 225мл 4 М раствора (ρ=1,130 г/мл)?
8. Какой объем 2 М раствора Na2CO3 надо взять для приготовления 1 л 0,25 н. раствора?
9. Сколько граммов Na2SO3 потребуется для приготовления 5 л 8 %-ного (по массе) раствора (ρ=1,075 г/мл)?
Критерии оценивания
Выполнение контрольной работы №1 мax 10 баллов
Выполнение контрольной работы №2 мax 10 баллов
Проверочные задания (индивидуальные) и опрос
Индивидуальные проверочные задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска.
Перечень индивидуальных проверочных заданий
Индивидуальные домашние задания разделены на 2 части – обязательные для выполнения, являющиеся этапом формирования допуска студента к лабораторным работам; и дополнительные задания, выполняемые студентом в целях формирования повышенного уровня освоения компетенций, а также в том случае, если в течение семестра студент не смог набрать количество баллов, необходимое для допуска к промежуточной аттестации.
1. Закон сохранения массы (приведите примеры).
2. Закон постоянства состава (приведите примеры).
3. Закон эквивалентов (приведите примеры).
4. Закон кратных отношений (приведите примеры).
5. Закон простых объемных отношений (приведите примеры).
6. Закон Авогадро. Число Авогадро.
7. Дайте определения понятия «химическая формула». Какие сведения можно узнать из химической формулы.
8. Что выражает структурная формула? Для какого агрегатного состояния вещества она пригодна?
9. Типы химических реакций (приведите примеры).
10. Единицы измерения в международной системе СИ (масса, объем, плотность, количество вещества, температура, длина, время, сила электрического тока, давление, сила, энергия, мощность, количество электричества).
11. Электрон, протон, нейтрон, ядро атома, кварки и лептоны.
12. Изотопы, изобары. Рассмотреть на примере изотопов водорода.
13. Модели атома Томсона, Резерфорда и Бора.
14. Главное квантовое число (что оно характеризует, какие численные значения может принимать, какими буквенными и численными значениями обозначается).
15. Орбитальное квантовое число (что оно характеризует, какие численные значения может принимать, какими буквенными и численными значениями обозначается, какой формулой определяется).
16. Магнитное квантовое число (что оно характеризует, какие численные значения может принимать, какими буквенными и численными значениями обозначается, какой формулой определяется).
17. Спиновое квантовое число (что оно характеризует, какие численные значения может принимать, какими буквенными и численными значениями обозначается).
18. Электронная конфигурация (приведите примеры).
19. Принцип Паули.
20. Правило Хунда.
21. Правила Клечковского (первое и второе).
22. Классификация элементов Лавуазье, Деборейнера, Шанкратуа, Ньюлендса, Майера.
23. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона и периодической системы (старая и новая формулировки).
24. Структура периодической системы.
25. Периодичность свойств атомов элементов (атомные радиусы, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность.
26. Значение периодического закона Д.И. Менделеева и теории строения атома.
27. Какие вопросы решает химическая термодинамика?
28. Дайте характеристику основным понятиям термодинамики: внутренней энергии, теплоте, работе, энтальпии.
29. Какова суть первого начала термодинамики?
30. Что называется тепловым эффектом химической реакции. Чем отличаются уравнения химических реакций от термохимических.
31. Сформулируйте закон Гесса и следствие из него. Что такое теплотворная способность топлива?
32. Какова суть второго начала термодинамики? Что такое КПД тепловых машин, почему он всегда меньше единицы?
33. Что такое свободная энергия Гиббса, связанная энергия и энтропия?
34. Как определить возможность самопроизвольного протекания химических реакций, их направленность и предел?
35. Определить теплоту сгорания этилена по реакции:
i. C2H4(г) + 3O2(2 )= 2CO2(г) + 2H2O(ж),
36. если ΔHобр (C2H4) = 2 кДж/моль, Δ Hобр (CO2) = -394 кДж/моль,
37. ΔHобр (H2Oж) = -284,9 кДж/моль
38. Какова теплотворная способность этого газа.
39. Вычислить ΔGº298 реакции и определить может ли быть восстановлен NiO до Ni по реакции алюминотермии? ΔG(NiO) = -211,6 кДж/моль, ΔG(H2O) = -1582 кДж/моль.
40. Рассчитать ΔGº 298 реакции
i. Fe2O3(k) + 3H2(r) = 2Fe(k) + 3H2O(r)
41. и определить, выше какой температуры возможен прямой процесс.
42. Не производя вычислений, установить ΔSº298 следующих реакций: 2NH3(r) = N2(г) + 3H2
43. 2H2S(г) + O2(г) = 2S(k)+ 2H2O(ж).
44. На основании изобарно-изотермических потенциалов определите, возможна ли реакция синтеза аммиака в стандартных условиях?
45. На основании значений Δ Gº 298 образования NiF2, NiCl2, NiI2 решите, какая из солей наиболее устойчива.
46. При взаимодействии железа с хлором образуется FeCl2 или FeCl3? Докажите термодинамически.
47. Возможно ли растворение алюминия в воде по реакции: 2Al(K) + 6H2O(ж) = Al (OH)3 + 3H2(r).
49. Дайте определение понятию массовая доля, процентная концентрация. Приведите формулы.
50. Дайте определение понятию объемная доля. Приведите формулы.
51. Дайте определение понятию молярная концентрация (молярность). Приведите формулы.
52. Дайте определение понятию эквивалентная концентрация (нормальность). Приведите формулы.
53. Дайте определение понятию моляльная концентрация (моляльность). Приведите формулы.
54. Дайте определение понятию титр раствора. Приведите формулы.
55. Дайте определение понятию мольная доля растворенного вещества. Приведите формулы.
56. Дайте определение понятию мольная доля растворителя. Приведите формулы.
57. Дайте определение понятию плотность раствора. Приведите формулы.
58. В 500 мл воды растворили 448 л газообразного NH3. Найдите массовую долю аммиака в растворе.
59. В 400 мл воды бросили кусочек карбида кальция при этом выделилось 9,96 л газа. Найдите массу получившегося осадка и оставшейся воды.
60. Сколько граммов хлорида железа(III) надо растворить в 0,5 кг воды для приготовления 20% -го раствора?
61. В 10 литрах 20%-ого раствора HCl (пл.1,1 г/мл) растворили 100 л газообразного хлороводорода. Определите w HCl в растворе после добавления хлороводорода.
62. Рассчитать молярность 40%-го раствора хлороводородной кислоты пл.1,2 г/мл.
63. Рассчитать нормальность 40%-го раствора хлороводородной кислоты пл.1,2 г/мл.
64. Рассчитать моляльность 40%-го раствора хлороводородной кислоты пл.1,2 г/мл.
65. Рассчитать мольную долю растворенного вещества 40%-го раствора хлороводородной кислоты пл. 1,2 г/мл.
66. Рассчитать мольную долю растворителя 40%-го раствора хлороводородной кислоты пл.1,2 г/мл.
67. Перечислите свойства молекулярных разбавленных растворов.
68. В чем сущность закона Рауля?
69. Почему растворы замерзают при более низких температурах, а кипят при более высоких температурах, чем чистые растворители?
70. Каков физический смысл криоскопической постоянной?
71. Что такое антифризы и какую роль они играют?
72. Осмос, осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа.
73. Какие растворители называются электролитами? В чем причина их отклонения от законов Рауля и Вант-Гоффа?
74. Каков смысл изотонического коэффициента и как он связан со степенью диссоциации электролитов?
75. В чем суть закона разбавления Освальда?
76. В чем отличие сильных и слабых электролитов?
77. Что такое Тосол-40 и Тосол-60, где они применяются?
78. Сколько этиленгликоля нужно растворить в 1 л воды, чтобы температура замерзания раствора стала 30ºС?
79. При какой температуре будет замерзать 45%-й водный раствор глицирина?
80. Определить температуру замерзания 5%-ного водного раствора хлорида кальция, если степень его диссоциации равна 70%?
81. Сколько граммов глюкозы нужно добавить к 100 г воды, чтобы раствор закипел при 110ºС?
82. Вычислить осмотическое давление 0,01М раствора К2SO4 при 18ºС. Степень диссоциации соли в растворе 87%.
83. Дайте определение понятию гидролиз солей. Типичные случаи гидролиза.
84. Константа гидролиза.
85. Степень гидролиза.
86. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и сильным основанием: СН3СООК.
87. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и сильным основанием: Nа2СО3.
88. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и сильным основанием: К3РО4.
89. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и слабым основанием: СН3СООNН4.
90. Гидролиз соли образованной слабой кислотой и слабым основанием: Аl2S3.
91. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: NН4Сl.
92. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: CuCl2.
93. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: FeCl3.
94. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: CuSO4.
95. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и слабым основанием: Fe2(SO4)3.
96. Гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием: Na2SO4.
97. Дайте определение понятию степень окисления. Приведите азотсодержащие соединения со всеми возможными степенями окисления азота.
98. Приведите правила для вычисления степени окисления элемента в соединении (приведите примеры).
99. Дайте определение понятиям окислительно-восстановительные реакции (ОВР), окисление и восстановление (приведите примеры).
100. Классификация окислительно-восстановительных реакций (межмолекулярные и внутримолекулярные, реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования)). Приведите примеры.
101. Окислители (приведите примеры).
102. Восстановители (приведите примеры).
103. Вещества, обладающие окислительно-восстановительной двойственностью (приведите примеры).
104. Составление уравнений ОВР и расстановка коэффициентов методом электронного баланса (приведите примеры).
105. Составление уравнений ОВР и расстановка коэффициентов ионно-электронным методом (методом полуреакций) (приведите примеры).
106. Эквиваленты и молярные массы эквивалента окислителя и восстановителя (приведите примеры).
108. Как возникает скачок потенциала на границе металл-электролит? Понятие нормального электродного потенциала. Уравнение Нернста.
109. Что такое гальванический элемент, и какие процессы происходят при его работе?
110. Гальванический элемент Якоби-Даниэля.
Критерии оценивания.
Оценка по результатам выполнения индивидуального задания складывается исходя из суммарного результата ответов на вопросы задания.
Оценки за проверочные работы, тестирование и устные ответы во время опросов на занятиях сумма баллов 0,5= мax 10 баллов
Подготовка доклада по обзору периодической научной литературы
В семестре студентам предоставляется возможность занятий научной работой в виде подготовки обзора периодической научной литературы на любые темы смежные с дисциплиной и будущей профессиональной деятельностью. Работа оформляется в произвольной форме и докладывается на лабораторном занятии.
Подготовка доклада по обзору периодической научной литературы мax 10 баллов
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется Рабочей программой учебной дисциплины и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. Очень Важно соотнести материал лекции с темой программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Также полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка. Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время опроса должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, с конкретными объектами, которые они должны изучить. На каждом занятии, параллельно с лабораторной работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на предъявление на проверку работ, на прохождение текущего тестирования (письменного ответа на уже проработанные ранее темы лабораторных занятий). Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году