МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Психология управления в профессиональной деятельности
Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья (приказ Минобрнауки России от 17.08.2020 г. № 1041).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Психология управления в профессиональной деятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьева Н.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ознакомление студентов с современными представлениями о роли и многоаспектном содержании психологического компонента управленческой деятельности; повышение психологической культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности и самосовершенствования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Бизнес-планирование и управление проектами (Project)
Предпринимательское право
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Психология личности и профессиональное самоопределение
Русский язык в профессиональной деятельности
Основы профессиональной деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает: основные приемы и нормы социального взаимодействия, основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
УК-3.2 Умеет: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе, применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
УК-3.3 Имеет навыки: социального взаимодействия и работы в команде
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает: основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
УК-6.2 Умеет: эффективно планировать и контролировать собственное время, использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
УК-6.3 Имеет навыки: управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
• сущность и психологические особенности управленческих функций;
• социально-психологические основы деятельности руководителя;
• психологические основы организационных отношений;
• мотивацию поведения личности в организации;
• психологическую основу принятия управленческих решений;
• средства коммуникации и особенности их использования в системе управления;
• индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на поведение, деятельность и общение;
• стратегию и тактику управления конфликтными ситуациями и методы преодоления профессиональных стрессов.
• использовать методы психологии для диагностики индивидуально-психологических особенностей личности;
• грамотно анализировать различные управленческие ситуации;
• отличать управленческую деятельность от других видов деятельности;
• грамотно анализировать и управлять групповыми и межличностными процессами;
• анализировать собственное поведение и поведение окружающих;
• выбирать оптимальный стиль руководства с учетом изменений, происходящих во внешней среде;
• выбирать оптимальные способы мотивации с учетом индивидуально-психологических особенностей личности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
• самостоятельного овладения новыми знаниями;
• профессиональной аргументации при анализе стандартных ситуаций в сфере управленческой деятельности;
• владения современными методами психодиагностики личностных особенностей руководителей и факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Введение в психологию. История психологии
Предмет, задачи, методы и структура современной психологии /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
История развития психологии и основные направления развития /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
История развития психологии и основные направления развития /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
История развития психологии и основные направления развития /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Самостоятельное изучение темы
Психика и сознание человека /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психика и сознание человека /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психика и сознание человека /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Раздел 2. Введение в психологию управления в профессиональной деятельности
Предмет и основные задачи психологии управления в профессиональной деятельности /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Предмет и основные задачи психологии управления в профессиональной деятельности /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Раздел 3. Психология личности
Личность подчиненного.
Психология управления его поведением
/Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Личность подчиненного.
Психология управления его поведением
/Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психология управления групповыми процессами /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психология управления групповыми процессами /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психология управления групповыми процессами /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психологические особенности личности руководителя /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психологические особенности личности руководителя /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психологические особенности личности руководителя /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психологическое влияние в управленческой деятельности /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психологическое влияние в управленческой деятельности /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психологическое влияние в управленческой деятельности /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Коммуникативная компетентность руководителя /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Коммуникативная компетентность руководителя /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психология управления конфликтными ситуациями /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психология управления конфликтными ситуациями /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Психология управления конфликтными ситуациями /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Психология как наука. Предмет, объект, задачи. Отрасли и принципы психологии.
2. Классификация методов психологии.
3. Психика и сознание человека.
5. Основные этапы развития психологии как науки.
6. Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления с другими науками.
7. Становление и развитие психологии управления.
8. Структура личности. Взаимосвязь особенностей личности и эффективности ее профессиональной деятельности.
9. Психологические особенности личности руководителя.
10. Группа как объект управления. Виды групп.
11. Понятие коллектива (команды). Этапы развития коллектива.
12. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата в коллективе.
13. Понятие профессиограммы и психограммы. Особенности профессиограммы и психограммы менеджера.
14. Понятие психологического влияния в управлении. Средства психологического влияния
15. Стресс в управленческой деятельности. Причины появления стрессов.
16. Феномен манипулирования. Сущность и средства манипулирования.
17. Психологическая защита, формы ее проявления.
18. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.
19. Место PR (Паблик Рилейшинз) в управленческой деятельности.
20. Коммуникативная компетентность руководителя.
21. Понятие общения, его основные функции.
22. Общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса. Коммуникативные барьеры, причины их возникновения.
23. Понятие конфликта. Психологическая составляющая конфликта.
24. Управление конфликтом. Правила поведения в конфликте.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Дайте обоснование важности психологических знаний в профессиональной подготовке.
2. Каковы задачи современной психологической науки?
3. Укажите различия в житейских и научных психологических знаниях.
4. Дайте определение объекта и предмета психологии. Существует ли однозначный ответ на вопрос о предмете и объекте психологии на современном этапе её развития?
5. Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?
6. Как соотносятся понятия личности и социальной роли?
7. Почему руководитель и подчиненный считаются социальными ролями?
8. Почему подчиненные по-разному могут выполнять свою роль во взаимодействии с руководителем?
9. Какие типы темперамента Вы знаете, в чем их основное отличие?
10. Назовите основные типы акцентуации характера, в чем их особенности?
11. С каким темпераментом человек чаще будет предрасположен к конфликт- ному поведению?
12. Какова роль установок и стереотипов в поведение человека? Дайте перечень установок и стереотипов в подчиненных, определяющих их отношение к руководителю и к профессиональной деятельности.
13. В какой мере в реальной управленческой практике в нашей стране руководители склоны учитывать психологические особенности своих подчиненных? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
14. Что такое статусно-ролевая структура группы?
15. Как могут соотноситься официальные и неофициальные отношения в
16. группе?
17. От чего зависит социально- психологический климат коллектива?
18. Что такое ценностно-ориентационное единство группы?
19. Что такое групповая динамика?
20. Как называются группы разного уровня развития?
21. Какова роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата?
22. Какие личностные качества Вы бы отнесли к лидерским?
23. Что такое «Я - концепция» личности, каково ее влияние на поведение руководителя?
24. Какие психологические типы руководителя Вы могли бы назвать?
25. Каковы психологические предпосылки успешной карьеры управленца?
26. Проявления каких качеств у руководителя требует экстремальная ситуация, ситуация риска?
27. Каковы критерии уровня компетентности в общении?
28. Как соотносятся понятия делового и директивного общения?
29. Какие главные элементы структуры общения выделяют при транзактном его анализе?
30. Как соотносятся понятия общение и коммуникация?
31. Как взаимосвязаны перцептивная и интерактивная стороны общения?
32. Какие психологические механизмы межличностного восприятия Вы знаете?
33. Назовите типичные причины искажений в межличностном восприятии.
34. Какие основные содержательные элементы взаимодействия определяют его характер?
35. Чем отличается конфликт от других видов взаимодействия между людьми?
36. Почему участники конфликта часто совершают много ошибок в поведении, которые только углубляют конфликт?
37. Перечислите основные содержательные элементы конфликта.
38. Перечислите основные этапы развития конфликта.
39. Какие виды конфликтов различают?
40. Что отличает скрытый и открытый инцидент?
41. С чем связаны искажения в восприятии людьми друг друга в условиях конфликта?
42. Что влияет на выбор стратегии поведения в конфликте?
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1.Административные и психологические ресурсы управленческой деятельности.
3. Особенности психологии должности в сфере менеджмента.
4. Психологические механизмы влияния и взаимовлияния в процессе общения руководителя и подчиненного.
5. Психология манипуляции личностью в процессе управления.
6. Социально-психологические аспекты регулирования конфликтов сфере менеджмента.
7.Социально-психологическая адаптация работников сфере менеджмента.
8. Социально-психологические основы лидерства в сфере менеджмента
9. Социально-психологические аспекты управления в экстремальных ситуациях.
10. Особенности психологического управления в сфере менеджмента
11. Мотивация и ответственность руководителя в сфере менеджмента.
Тематика рефератов
1. История развития психологии как науки.
2. Особенности сознательного и бессознательного поведения человека.
3. Психологическое содержание управленческой деятельности. Психологическая сторона власти в организации.
4. Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении.
5. Представления руководителя о самом себе и их связь с эффективной управленческой деятельностью.
6. Психологические особенности женщин-руководителей.
7. Особенности поведения личности в организации.
8. Влияние социальных установок личности на ее поведение в организации. Современные подходы к управлению по ценностям.
9. Влияние жизненных кризисов на эффективность профессиональной деятельности руководителя.
10. Психологические аспекты самоменеджмента руководителя.
11. Зависимость эффективности управленческой деятельности от биографических характеристик, способностей и черт личности.
12. Эффекты влияния группы на личность.
13. Особенности делового общения.
14. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности.
15. Стиль руководства как фактор эффективности деятельности коллектива. Социально-психологические основы принятия управленческих решений. Психологические требования к ведению эффективных бесед и переговоров. Средства психологического влияния.
16. Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия. Проблемы формирования эффективного коллектива и команды.
17. Пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Психология управления: учебное пособие
Психология управления: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2023
6.1.2. Дополнительная литература
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.
Психология и педагогика: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.), моноблок Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна.
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________