(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Цели и задачи дисциплины БЖ.
2. Основные термины и определения БЖ.
3. Принципы, методы, аксиомы БЖ. Количественные характеристики опасности.
4. Теоретические основы защиты населения в ЧС.
5. Предупреждение ЧС.
6. Способы и мероприятия по защите населения в ЧС.
7. Планирование защиты населения в ЧС.
8. Оповещение персонала объекта экономики и населения о ЧС.
9. Выбор и осуществление режимов радиационной и химической разведки.
10. Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
11. Основные понятия и общие положения об эвакуации.
12. Организация эвакуации населения. Эвакуационные органы, их структура и задачи.
13. Планирование эвакуации населения.
14. Обеспечение эвакуации населения.
15. Основные понятия по ОТ. Цель и задачи дисциплины
16. Охрана труда женщин, подростков и других работников.
17. Статистическая отчетность по ОТ. Оценочные показатели травматизма и профзаболеваний.
19. Безопасность труда при обработке металлов резанием, кузнечно-прессовых работах.
20. Безопасность труда при электрогазосварочных, шиномонтажных работах.
21. Безопасность труда при работе с паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением.
22. Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах.
23. Единицы измерения ионизирующих излучений.
24. Поражающее воздействие радиоактивного загрязнения. Мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности.
25. Обучение, инструктажи, инструкции по ОТ.
26. Служба ОТ на предприятии. Ответственные за ОТ.
27. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по ОТ. Контроль за соблюдением законодательства по ОТ профсоюзами и трудовыми коллективами.
28. Защита работниками своих прав в области ОТ. Ответственность работодателей и работников за нарушение норм и правил по ОТ.
29. Влияние вредных веществ на организм человека. Классификация вредных веществ.
30. Принципы установления ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Способы защиты от вредных веществ.
31. Виды систем вентиляции. Естественная вентиляция. Механическая вентиляция.
32. Защита от шума, инфра- и ультразвука.
33. Защита от вибраций.
34. Защита от электромагнитных полей и излучений.
35. Условия поражения человека электрическим током.
36. НС на производстве, подлежащие расследованию и учету. Порядок расследования НС.
37. Оформление материалов расследования НС и их учет.
38. Санитарно-гигиенические требования к освещению.
39. Нормирование и расчет естественного освещения.
40. Нормирование и расчет искусственного освещения.
41. Контроль освещенности рабочих мест.
42. Параметры микроклимата производственных помещений и их влияние на организм человека.
43. Нормирование параметров микроклимата. Измерение параметров микроклимата.
44. Загрязнение воздушной среды токсичными и взрывчатыми газами.
45. Приборы и методы контроля состава воздуха в рабочей зоне производственных помещений предприятий.
46. Гигиеническое нормирование уровней ионизирующих излучений.
47. Назначение приборов, систем и средств радиационного контроля.
48. Первая медицинская помощь. Методика оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
49. Первая помощь при травмах.
50. Способы тушения пожаров. Характеристики основных огнетушащих веществ.
51. Первичные средства пожаротушения.
52. Установки пожаротушения и пожарной сигнализации.
53. Виды ЧС природного характера и их характеристики.
54. Прогнозирование и оценка обстановки при наводнениях.
55. Прогнозирование и оценка обстановки при землетрясениях.
56. Прогнозирование и оценка обстановки при ураганах.
57. Прогнозирование и оценка обстановки при лесных пожарах и оползнях.
58. Основные этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в ЧС.
59. Предназначение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и гражданской обороны (ГО).
60. Структура РСЧС. Силы и средства РСЧС.
61. Структура ГО и организация управления ГО.
62. Режимы функционирования РСЧС и ГО.
63. Силы ГО.
64. Организация ГО на ОЭ.
65. Как помочь при резком повышении артериального давления. Аптечка первой помощи (автомобильная). Правила оказания само- и взаимопомощи.
66. Как спасти при поражении электрическим током. Как оказать помощь при автодорожном происшествии, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.
67. Опасности употребления алкоголя, табака и наркотиков.
68. Общие сведения об опасных химических веществах. Химически опасные объекты, их классификация и характеристики. Факторы риска на ХОО. Общие сведения об авариях на ХОО.
69. Понятия обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, санитарной обработки. Методы, способы и общие основы обеззараживания.
70. Вещества и растворы (рецептуры), применяемые для обеззараживания. Технические средства для обеззараживания.
71. Подготовка населения в области защиты от ЧС.
72. Проведение АСиДНР.
73. Безопасность труда при использовании грузоподъемных машин.
74. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.
75. Убежища. Устройство и оборудование. Требования, предъявляемые к убежищам.
76. Назначение и классификация защитных сооружений. Противорадиационные и простейшие укрытия.
77. Оружие массового поражения.
79. Классификация СИЗ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
80. Средства индивидуальной защиты кожи. Медицинские средства индивидуальной защиты.
81. ПФ источников ЧС: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация.
82. ПФ источников ЧС: радиоактивное загрязнение местности, электромагнитный импульс, химическое заражение.
83. Общие положения и понятия прогнозирования и оценки обстановки при авариях на ХОО.
84. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.
85. Классификация ЧС.
86. Классификация помещений по степени электробезопасности. Средства и методы защиты от поражения электрическим током.
87. Защитное заземление и зануление.
88. Напряжение прикосновения. Выравнивание потенциалов. Защитное отключение.
89. Виды персонала, обслуживающего электроустановки. Группы по электробезопасности.
90. Пожары и их причины. Общие сведения о горении. Огнестойкость материалов, строительных конструкций и зданий.
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Что может быть причиной опасного природного явления.
2. Что позволяет сделать знание причин возникновения ЧС.
3. Как определяется разрушительное действие ураганов.
4. Как подразделяются землетрясения в зависимости от глубины очага.
5. В каких случаях можно предположить гипертонический криз/
6. Объясните, как наступает фибрилляция.
7. В каком случае необходим непрямой массаж сердца.
8. Какие объекты относятся к ПОО.
9. Чем обусловлены последствия радиационной аварии.
10. Какие бывают ОХВ по степени опасности.
11. Как рассчитывается токсическая доза.
12. Дайте определение пожара.
13. Что такое радиационная авария.
14. Что происходит с человеком при радиационном воздействии.
15. Какие бывают ОХВ по степени опасности и токсичности воздействия.
16. Назовите основные способы защиты населения.
17. Как осуществляется подготовка населения к действиям в ЧС.
18. Приведите комплекс мер по обеспечению защиты населения в ЧС.
19. Что должна характеризовать Декларация безопасности промышленного объекта.
20. В каких целях проводятся штабные учения.
21. Какое назначение имеют убежища в городах и населенных пунктах.
22. Как можно сократить время заполнения убежищ.
23. Как можно эвакуироваться из заваленного убежища.
24. Что устанавливают во входах для защиты от действия ударной волны.
25. Чем нужно руководствоваться при выборе СИЗ.
26. Чем характеризуются защитные свойства фильтрующих материалов.
27. Для чего предназначены регенеративные патроны.
28. Какие газоанализаторы в настоящее время используются в РФ.
29. Как осуществляется контроль за содержанием кислорода и ПДК токсичных и взрывчатых газов.
30. Назовите основные государственные документы, регламентирующие уровни облучения персонала и населения
1. Российская система гражданской защиты.
2. История развития охраны труда, гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности.
3. Анализ травматизма и профзаболеваний.
4. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
5. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.
6. Расследование и учет несчастных случаев.
7. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
8. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.
9. Микроклимат производственных помещений.
10. Вредные вещества на рабочих местах.
11. Защита от ионизирующих излучений.
12. Безопасность полевых механизированных работ.
13. Безопасность работ при заготовке кормов.
14. Меры безопасности при работе с агрессивными и ядовитыми веществами.
16. Эксплуатация объектов повышенной опасности.
17. Оповещение и информирование в системе мер ГОЧС и ПБ.
18. Обеспечение населения защитными сооружениями ГО.
19. Силы и средства МЧС.
20. МПВО – слагаемое победы.
21. Организация работы КЧС и ПБ. Комиссия органов местного самоуправления.
22. Медицинская помощь при ЧС.
23. Деструктивное поведение человека.
24. Профилактика аддиктивного поведения в молодежной среде.
25. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
26. Отравления газообразными соединениями в быту.
27. Психоактивные вещества: профилактика наркоманий.
28. Желудочно-кишечные заболевания инфекционного происхождения.
29. Международный терроризм (Война против разума и души).
30. Убийцы из сигареты.
31. Обеспечение химической защиты населения.
32. Особенности травм и первая медицинская помощь при ДТП.
33. Алкоголизм и здоровье россиян.
34. Валеологические основы рационального питания.
35. Термические ожоги.
36. Опасности живого мира.
37. Противорадиационная защита аварийно-спасательных формирований. Медицинские подразделения в боевых условиях.
38. Чернобыль. Как это было.
39. Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам ПБ работников организаций.
40. Нормативно-правовое регулирование в области ГО.
41. Задачи и структура ГО.
42. Структура и содержание плана ГО организации.
43. НАСФ и спасательные службы.
44. Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
45. ЧС и их классификация.
46. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.
47. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
48. Организация создания и пополнения запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах ГО.
49. Сигналы оповещения и действия по ним.
50. Организация и проведение эвакуационных мероприятий.
51. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
52. Валеологические основы рационального питания.
53. Прогнозирование и оценка обстановки при наводнениях.
54. Прогнозирование и оценка обстановки при землетрясениях.
55. Прогнозирование и оценка обстановки при ураганах.
Система знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» следует усвоить:
- основную нормативную базу дисциплины
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году