(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Алканы: общая формула, тип гибридизации атома углерода, о-связь. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура.
3. Алканы: методы получения, химические свойства (тип химической реакции), радикальное замещение.
4. Алкены: общая формула, тип гибридизации атома углерода, образование. двойной связи. Изомерия и номенклатура.
5. Методы получения и химические свойства алкенов.
6. Алкины: общая формула, тип гибридизации атома углерода, образование тройной связи, номенклатура, изомерия.
7. Алкины: методы получения, химические свойства.
8. Диены: классификация, эффект сопряжения.
9. Диены: методы получения, химические свойства.
10. Циклоалканы: общая формула, тип гибридизации атома углерода, номенклатура, изомерия.
11. Циклоалканы: строение, теория Байера.
12. Методы получения и химические свойства циклоалканов.
13. Арены: тип гибридизации атома углерода, признаки ароматичности.
14. Строение бензола, эффект сопряжения.
16. Химические свойства бензола.
17. Спирты: изомерия и номенклатура.
18. Спирты: методы получения. Химические свойства одноатомных спиртов.
19. Двухатомные спирты: получение и химические свойства.
20. Сравнить кислотные свойства спиртов и фенолов.
21. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов.
22. Получение альдегидов и кетонов.
23. Сходство и различия в реакциях окисления альдегидов и кетонов.
24. Получение одноосновных карбоновых кислот
25. Химические свойства карбоновых кислот.
26. Жиры: состав, получение. Применение жиров.
27. Углеводы: классификация, примеры соединений.
28. Химические свойства моносахаридов.
29. Дисахариды: состав, восстанавливающие и восстанавливающие.
30. Клетчатка: получение, строение, гидролиз, применение.
31. Крахмал: строение, получение, гидролиз, применение.
32. Классификация, изомерия, номенклатура аминов.
33. Получение аминов. Основность аминов.
34. Получение аминокислот.
35. Химические свойства аминокислот.
36. Гетероциклические соединения. Их классификация.
37. Биологически важные гетероциклические соединения.
1. Теория строения органических соединений A.M. Бутлерова.
2. Алканы: общая формула, тип гибридизации атома углерода, о-связь. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура.
3. Алканы: методы получения, химические свойства (тип химической реакции), радикальное замещение.
4. Алкены: общая формула, тип гибридизации атома углерода, образование. двойной связи. Изомерия и номенклатура.
5. Методы получения и химические свойства алкенов.
6. Алкины: общая формула, тип гибридизации атома углерода, образование тройной связи, номенклатура, изомерия.
7. Алкины: методы получения, химические свойства.
8. Диены: классификация, эффект сопряжения.
9. Диены: методы получения, химические свойства.
10. Циклоалканы: общая формула, тип гибридизации атома углерода, номенклатура, изомерия.
11. Циклоалканы: строение, теория Байера.
12. Методы получения и химические свойства циклоалканов.
13. Арены: тип гибридизации атома углерода, признаки ароматичности.
14. Строение бензола, эффект сопряжения.
15. Арены: методы получения.
16. Химические свойства бензола.
17. Спирты: изомерия и номенклатура.
18. Спирты: методы получения.Химические свойства одноатомных спиртов.
19. Двухатомные спирты: получение и химические свойства.
20. Сравнить кислотные свойства спиртов и фенолов.
21. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов.
22. Получение альдегидов и кетонов.
23. Сходство и различия в реакциях окисления альдегидов и кетонов.
24. Получение одноосновных карбоновых кислот
25. Химические свойства карбоновых кислот.
26. Жиры: состав, получение. Применение жиров.
27. Углеводы: классификация, примеры соединений.
28. Химические свойства моносахаридов.
29. Дисахариды: состав, восстанавливающие и восстанавливающие.
30. Клетчатка: получение, строение, гидролиз, применение.
31. Крахмал: строение, получение, гидролиз, применение.
32. Классификация, изомерия, номенклатура аминов.
33. Получение аминов. Основность аминов.
34. Получение аминокислот.
35. Химические свойства аминокислот.
36. Строение молекулы белка.
38. Методы осаждения белков.
39. Белки: биологическая роль, образование, качественные реакции.
40. Нуклеиновые кислоты: состав, биологическая роль.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Сущность теории строения органических соединений А.М.Бутлерова и ее значение для науки.
2. Принципы, лежащие в основе классификации органических соединений. Ациклические, карбоциклические и гетероциклические соединения.
3. Какие вещества образуют гомологические ряды? Что такое гомологическая разность?
4. Явление изомерии. Какие виды изомерии Вам известны?
5. Типы органических реакций в зависимости от характера изменений в органической молекуле и способа разрыва ковалентной связи. Гомолитические и гетеролитические реакции.
6. Реагирующие частицы: свободные радикалы, электрофилы и нуклеофилы. Радикальные, электрофильные и нуклеофильные реакции.
7. Номенклатура органических соединений. Принципы наименования по систематической номенклатуре IUPAC.
8. Взаимное влияние атомов в молекуле. Индуктивный эффект и мезомерный эффект сопряжения.
9. Какому классу углеводородов изомерны: а) алкены; б) алкадиены?
10. Понятие о гибридизации электронных орбиталей. Виды гибридизации. Ориентация в пространстве гибридизованных орбиталей.
11. Какой вид изомерии свойственен алканам? Напишите все возможные изомеры для углеводорода состава С6Н14 и назовите их по номенклатуре IUPAC.
12. Плотность паров некоторого алкена по водороду равна 28. Определите формулу этого углеводорода и приведите формулы его структурных изомеров.
13. Какой тип реакций наиболее характерен для алканов? Приведите примеры.
14. Что такое полимеризации и степень полимеризации? Напишите схему образования полипропилена.
15. Напишите уравнения реакций 2-метилпропена с: а) бромоводородом; б) водой. Поясните на примере этих реакций правило Марковникова.
16. Как протекает окисление алкенов разбавленным раствором KMnO4 в нейтральной или слабощелочной среде? Покажите на примере пропена.
17. Классификация и изомерия циклоалканов.
18. Как зависит химическая активность циклоалканов от величины карбоцикла? Приведите примеры реакций.
19. Теория напряжений Байера. Основные положения.
20. Сколько литров кислорода понадобится для сжигания 50 л смеси циклопропана и пропана, если объемная доля пропана составляет 60%.
21. 1. Являются ли гомологами 2-метилпропан, бутан и 2,2-диметилпропан? Ответ аргументировать.
22. Основные этапы механизма электрофильного замещения в бензольном ядре. Что представляет собой π-комплекс?
23. Напишите структурные формулы всех изомерных алкинов с пятью атомами углерода в главной цепи, плотность паров которых по водороду равна 44. Назовите их.
24. В чем главное отличие по химическим свойствам алкеинов и алкадиенов? С помощью каких реакций можно различить бутин и бутадиен? Приведите их.
25. Объясните, почему бензол не обесцвечивает растворы бромной воды и перманганата калия?
26. Сколько может существовать изомерных ароматических углеводородов состава С9Н12? Приведите их структурные формулы и назовите их по систематической номенклатуре.
27. Напишите уравнения реакций 2-хлорбутадиена-1,3 со следующими реагентами: а) водородом; б) хлористым водородом; Укажите на особенности протекания этих реакций для сопряженных диенов и назовите все образующиеся вещества.
28. Как отличаются по реакционной способности алкены и циклоалканы (отличия покажите на примере 2-метилпропена и циклопентана).
29. Напишите реакции пропана с хлором и азотной кислотой по Коновалову.
30. При дегидрировании (отщеплении водорода) с одновременной циклизацией некоторого углеводорода в присутствии катализатора образовалось 20 л паров бензола и 80 л водорода. Какой углеводород был взят? Приведите его формулу и уравнение реакции.
31. Напишите структурные формулы: 1,2-дихлорпропана; 2,2-дихлорпропана. Чем по отношению друг к другу (гомологами, изомерами или одним и тем же веществом) являются эти соединения?
32. Сколько изомерных спиртов соответствует формуле С4Н9ОН? Напишите их структурные формулы и назовите по систематической номенклатуре.
33. Напишите уравнения реакций внутри- и межмолекулярной дегидратации пропанола-1 и пропанола-2 и назовите образующиеся вещества.
34. С помощью какой реакции можно отличить этанол от этиленгликоля?
35. 2-Хлорбутан подвергли действию спиртового раствора КОН; образовавшийся при этом газообразный продукт пропустили через разбавленный раствор KMnO4 (при рН≥7). Приведите уравнения соответствующих реакций.
36. Чем отличаются фенолы от ароматических спиртов? Ответ мотивируйте уравнениями соответствующих реакций.
37. Напишите все возможные изомерные амины состава С4Н9NH2. Укажите среди них первичные, вторичные и
38. В чем заключается реакция Гофмана, используемая для получения аминов? Приведите примеры.
39. Рассчитайте массу анилина, которая может образоваться при восстановлении 1,5 моля нитробензола. Сколько литров водорода для этого понадобится?
40. Плотность паров некоторого одноатомного спирта по водороду равна 23. Определите элементный состав этого спирта и напишите его структурную формулу. Может ли он иметь изомеры?
41. Напишите все возможные изомерные альдегиды и кетоны состава С5Н10О.
42. Напишите реакции окисления пропанола-1 и пропанола-2. Назовите вещества, которые при этом образуются. Чем они отличаются друг от друга?
43. Установите структурную формулу вещества С4Н8О, если известно, что оно присоединяет синильную кислоту и гидросульфит натрия с аммиачным раствором оксида серебра дает реакцию «серебряного зеркала», при восстановлении водородом дает первичный спирт с тремя атомами углерода в основной цепи.
44. Напишите уравнение альдольной и кротоновой конденсации с участием: а) пропаналя; б) этаналя.
45. В какое положение бензольного ядра будет идти нитрование бензальдегида? Напишите уравнение соответствующей реакции.
46. Классификация и изомерия карбоновых кислот. Напишите все возможные изомеры карбоновых одноосновных кислот и сложных эфиров состава С4Н8О2.
47. Приведите уравнения реакций образования ангидрида, галогеноангидрида и амида 2-метилпропановой кислоты и укажите условия их протекания.
48. Отношение двухосновных карбоновых кислот к нагреванию. Декарбоксилирование щавелевой и малоновой кислот; дегидратация янтарной и глутаровой кислот.
49. Плотность паров одноосновной карбоновой кислоты по гелию равна
50. Установите структурную формулу этой кислоты и напишите для нее реакцию этерификации этанолом.
51. Что получится при гидрировании фумаровой и малеиновой кислот? Напишите уравнение соответствующей реакции.
52. Напишите структурные формулы 2-гидрокси-2-метилпропановой кислоты; ортооксибензойной кислоты; 2-оксибутандиовой кислоты.
53. В чем заключаются особенности химического поведения оксикислот?
54. Отношение α-, β-, γ-оксикислот к нагреванию. Напишите уравнения соответствующих реакций.
55. Чем обусловлена оптическая активность оксикислот? Напишите оптические изомеры молочной (2-оксипропановой) кислоты. Какие оптические изомеры называются энантиомерами, диастереомерами?
56. Какие вещества образуются при действии на молочную кислоту: а) этанолом в присутствии концентрированной H2SO4; б) уксусным ангидридом? Напишите уравнения соответствующих реакций и назовите образующиеся вещества.
57. Напишите схему циклоцепной таутомерии для фруктозы с образованием α-, βфуранозных форм. Какие формы моносахаров называются аномерами?
58. Чем обусловлено явление мутаротации? Ответ аргументируйте.
59. Какие моносахариды являются эпимерами? Напишите схему эпимеризации Dманнозы. Какие условия способствуют протеканию этого процесса? Что, кроме эпимера маннозы, образуется при этом?
60. Важнейшие природные дисахариды и их характеристика. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды.
61. Приведите примеры восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов и приведите схему образования открытой (альдегидной) формы мальтозы.
62. Сахара. Определение и классификация по числу углеродных атомов, характеру карбонильной группы, способности к гидролизу.
63. Цикло-цепная таутомерия моносахаридов. Фуранозные и пиранозные формы.
64. В чем заключается явление мутаротации сахаров? Чем оно обусловлено?
65. Превращение эпимерных форм моноз друг в друга. В каких условиях осуществляется эпимеризация сахаров?
66. Приведите примеры восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов и приведите схему образования открытой (альдегидной) формы мальтозы.
67. Определение и классификация аминокислот. Какие аминокислоты называются незаменимыми? Поведение аминокислот при нагревании.
68. Реакции конденсации α-аминокислот. Образование пептидов и полипептидов, пептидная связь. Сколько разных пептидов может образоваться из глицина и аланина? Приведите уравнения соответствующих реакций.
69. Какой амин образуется при декарбоксилировании валина? Напишите уравнение соответствующей реакции.
70. Приведите схему образования биполярного иона из: а) глицина; б) аланина; в) лейцина. Что такое изоэлектрическая точка?
71. Биологическая роль пуриновых и пиримидиновых оснований. В какой форме – лактимной или лактамной эти основания входят в состав нуклеиновых кислот?
Система знаний по дисциплине «Органическая химия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим, лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется Рабочей программой учебной дисциплины и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. Очень Важно соотнести материал лекции с темой программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Также полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме. На первом занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка. Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время опроса должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, с конкретными объектами, которые они должны изучить. На каждом занятии, параллельно с лабораторной работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на предъявление на проверку работ, на прохождение текущего тестирования (письменного ответа на уже проработанные ранее темы лабораторных занятий). Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников и статей из периодической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году