2024-2025_19_03_03_24-1_Продукты питания жив_ происхождения_plx_Физическая и коллоидная химия
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.15
Физическая и коллоидная химия
Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
42
аудиторные занятия
102
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
Лабораторные
68
68
68
68
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
102
102
102
102
Кoнтактная рабoта
102
102
102
102
Сам. работа
42
42
42
42
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Прокопьевыа М.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 936).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Физическая и коллоидная химия" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у будущих бакалавров теоретических знаний по основным законам физической и коллоидной химии, практических навыков работы с приборами по исследованию физико-химических процессов и определению физико-химических параметров для последующего применения при разработке различных технологий с их чрезвычайно сложными физико-химическими процессами.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Математика с основами моделирования в профессиональной деятельности
2.1.2
Органическая химия
2.1.3
Неорганическая химия
2.1.4
Основы профессиональной деятельности
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Биохимия пищевых продуктов
 
2.2.2
Микробиология
 
2.2.3
Экология
 
2.2.4
Биологические основы рыбоводства
 
2.2.5
Метрология и техническое регулирование
 
2.2.6
Основы нутрициологии
 
2.2.7
Экология (промышленная)
 
2.2.8
Пищевые добавки и технологические вспомогательные средства
 
2.2.9
Реометрия пищевого сырья и продуктов
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2. Способен применять основные законы и методы исследований естественных наук для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-2.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения типовых задач профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-2.2 Использует знания основных законов математических и естественных наук для решения стандартных задач технологии продуктов питания животного происхождения
 
 
 
ОПК-2.3 Владеет навыками теоретического и экспериментального исследования объектов профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- фундаментальные законы: химической термодинамики, химического и фазового равновесия, фазовых превращений, электрохимии, химической кинетики и катализа;
3.1.2
- основные закономерности адсорбции, поверхностных явлений; электрокинетических и молекулярно-кинетических явлений;
3.1.3
- оптических явлений в растворах и дисперсных системах; структурообразование в дисперсных системах, основополагающие физико-химические свойства высокомолекулярных соединений и растворов поверхностно-активных веществ;
3.1.4
- величины характеризующие: энергетический баланс системы, возможность осуществления процесса, равновесие и фазовые переходы, скорость реакции, адсорбцию, электропроводность, электродные потенциалы и электродвижущие силы, устойчивость дисперсных систем, структурообразование, кинетику набухания полимеров и разрушения дисперсности систем;
3.1.5
- понятия: дипольный момент молекул, рефракция, поляризация, потенциал термодинамический, электродный, электрокинетический, константа равновесия, константа скорости реакции, перегонка, экстракция, опалесценция, стабилизация дисперсных систем, структурообразование в дисперсных системах.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- рассчитать  энергетический  баланс системы;
3.2.2
- определить параметры возможного осуществления процесса;
3.2.3
- определить кинетические составляющие процесса;
3.2.4
- выполнить предварительные расчеты для определения критериев контроля за физико-химическими процессами;
3.2.5
- ценить принципы применимости используемых им в лаборатории методов физико-химического анализа;
 
Оснащенность
 
3.2.6
- применять методики расчета и экспериментального определения теплоты растворения солей в воде, энергии активации, электродвижущих сил, фазовых диаграмм одно-, двух-, трехкомпонентных систем, размеров частиц дисперсных систем, порога коагуляции критической концентрации, константы скорости набухания ВМС, молекулярной массы ВМС.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения современной химической терминологией,
3.3.2
- обращения с лабораторным оборудованием.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Химическая термодинамика

 
Тема 1. Предмет и значение физической химии.  Химическая термодинамика. Первое начало  термодинамики.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Проблемная лекция
0
 
Тема 1. Предмет и значение физической химии.  Химическая термодинамика. Первое начало  термодинамики. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 2. Термохимия. Закон Гесса.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 2. Термохимия. Закон Гесса.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
4
Работа в малых группах
0
 
Тема 2. Термохимия. Закон Гесса.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 3. Второе начало термодинамики. Энтропия. Свободная энергия и направление химической реакции. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Проблемная лекция
0
 
Тема 3. Второе начало термодинамики. Энтропия. Свободная энергия и направление химической реакции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 2. Химическая кинетика

 
Тема 1. Основные понятия химической кинетики.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Проблемная лекция
0
 
Тема 1. Основные понятия химической кинетики.  /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
2
Работа в малых группах
0
 
Тема 1. Основные понятия химической кинетики.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 2. Химические и фазовые равновесия. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Проблемная лекция
0
 
Тема 2. Химические и фазовые равновесия. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 3. Катализ. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Учебная дискуссия
0
 
Тема 3. Катализ. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 3. Катализ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 3. Растворы

 
Оснащенность
 
Тема 1. Растворы. Изменение давления насыщенного пара над раствором.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
2
Учебная дискуссия
0
 
Тема 1.Растворы. Изменение давления насыщенного пара над раствором.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 2. Осмос. Осмотическое давление.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Учебная дискуссия
0
 
Тема 2. Осмос. Осмотическое давление.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 2. Осмос. Осмотическое давление.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 3. Понятие рН. Буферные творы и их свойства.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Учебная дикуссия
0
 
Тема 3. Понятие рН. Буферные творы и их свойства.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в млых группах
0
 
ТТема 3. Понятие рН. Буферные творы и их свойства.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 4. Электрохимия

 
Тема 1. Электролиты. Электрическая

проводимость растворов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
2
Проблемная лекция
0
 
Тема 1. Электролиты. Электрическая

проводимость растворов.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 1. Электролиты. Электрическая

проводимость растворов.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 2. Электрохимические процессы.

Гальванические элементы.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Учебная дискуссия
0
 
Тема 2. Электрохимические процессы.

Гальванические элементы.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 2. Электрохимические процессы.

Гальванические элементы.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 5. Поверхностные явления

 
Тема 1. Поверхностные   явления на

границе раздела фаз.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Проблемная лекция
0
 
Тема 1. Поверхностные   явления на

границе раздела фаз.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 2. Поверхностное натяжение. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Тема 2. Поверхностное натяжение. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 2. Поверхностное натяжение. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 3. Адсорбция на границе твердое те

ло-раствор.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Проблемная лекция
0
 
Тема 3. Адсорбция на границе твердое те

ло-раствор.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 3. Адсорбция на границе твердое те

ло-раствор.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 6. Общие свойства дисперсных систем

 
Тема 1. Коллоидные системы. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Учебная дискуссия
0
 
Тема 1. Коллоидные системы. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 1. Коллоидные системы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
Тема 2. Устойчивость лиофильных

лиофобных коллоидов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Проблемная лекция
0
 
Тема 2. Устойчивость лиофильных

лиофобных коллоидов.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 2. Устойчивость лиофильных

лиофобных коллоидов.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 7. Высокомолекулярные соединения и их растворы

 
Тема 1. Растворы высокомолекулярных

соединений.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Учебная дискуссия
0
 
Тема 1. Растворы высокомолекулярных

соединений.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Работа в малых группах
0
 
Тема 1. Растворы высокомолекулярных

соединений.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование
0
 
 
Раздел 8. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

36
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
3
0
Тестирование, письменные работы, защита отчетов по лабораторной работе,  экзамен.
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено УП.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Сущность химической кинетики. Кинетическая классификация реакций, молекулярность, порядок реакции по компоненту, общий порядок реакции.

2. Основные понятия и определения кинетики: элементарная стадия, скорость элементарной стадии, истинная и средняя скорость. В каких интервалах изменяется скорость химических реакций.

3. Понятие о сложных реакциях: параллельные, последовательные и обратимые реакции.

4. Основной постулат химической кинетики. Константа скорости реакции, ее физический смысл и размерность.

5. Вывод кинетического уравнения необратимой элементарной реакции I-го порядка, размерность константы скорости, период полураспада.

6. Кинетические уравнения необратимых реакций 2-го порядка, их вывод, размерность константы скорости.

7. Методы определения порядка реакций (метод проб и ошибок - аналитическая и графическая формы; метод Раковского).

8. Влияние температуры на скорость реакции. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса, его анализ, физический смысл констант, входящих в это уравнение. Энергия активации.

9. Катализ, катализатор, ингибитор. Гомогенный, гетерогенный и ферментативный катализ. Механизм действия катализаторов.

10. Сущность электрохимии, ее значимость в современной промышленности.

11. Дайте определение электролитам. Приведите примеры. Основные положения теории электролитов Аррениуса, степень диссоциации, константа диссоциации, недостатки теории.

12. Электролиты, степень диссоциации, активность и коэффициент активности, произведение активностей ионов и растворимость, термодинамическая константа диссоциации.

13. Электролиты и неэлектролиты: определение, пример. Механизм образования растворов электролитов. Ион-ионное взаимодействие в растворах электролитов. Ионная атмосфера.

14. Электропроводность, удельная, эквивалентная, эквивалентная при бесконечном разбавлении. Экспериментальное определение электропроводности, мостовая схема Уитстона.

15. Электропроводность растворов электролитов. Скорость движения ионов и факторы, влияющие на нее. Удельная и эквивалентная электропроводность. Закон Кольрауша.

16. Аномальная подвижность протона и гидроксильных ионов. Понятие о рН растворов, формула для расчета, классификация растворов в зависимости от значения рН.

17. Электродвижущие силы и электродный потенциал. Возникновение скачка потенциала на границе раздела фаз, двойной электрический слой.

18. Понятие о pH растворов. Водородный и хингидронный электроды, использование их для измерения рН, расчетные формулы.

19. Гальванический элемент, его электродвижущая сила. Водородный электрод, стандартный электродный потенциал, водородная шкала потенциалов. Формула Нернста.

20. Дайте определение: гальванический элемент, потенциал, э.д.с. Компенсационный метод измерения э.д.с., элемент Вестона. Водородная шкала потенциалов.

21. Классификация электродов. Водородный электрод, его схема. Недостатки водородного электрода. Электроды сравнения.

22. Кондуктометрическое титрование, примеры титрования сильных и слабых кислот. Расчет константы диссоциации слабого электролита по величине электропроводности.

23. Буферные смеси, буферная емкость. Расчет рН для различных буферных систем.

24. Коллоидная химия. Какие системы изучаются в этом разделе, дайте определение, приведите примеры?

25. Коллоидная система, дисперсность, классификация коллоидных систем по размеру частиц, по агрегатному состоянию, по межфазному взаимодействию.

26. Что такое коллоидные системы? Особые свойства коллоидных систем. Области применения коллоидных систем. Сущность флотационного метода.

27. Что такое коллоидная частица? Строение коллоидной частицы. Правило Фаянса-Панета.

28. Способы получения коллоидных систем. Методы очистка коллоидных систем.

29. Устойчивость коллоидных систем, ее виды. Коагуляция. Правило Шульце-Гарди. Механизм действия стабилизаторов.

30. Правило Фаянса-Панета.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Примерная тематика рефератов:

1. Термодинамика и жизнь

2. Критика «тепловой смерти» Вселенной

3. Термодинамические потенциалы. Примеры их применения.

4. Энергия и энтропия- царица мира и ее тень

5. Влияние температуры на биохимические процессы.

6. Ферментативный катализ

7. Фотохимические реакции

8. Антифризы: их польза и вред

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
9. Растворы как источник жизни

10. Роль осмотических явлений в жизни человека.

11. Современные химические источники тока.

12. Коллоидная химия и жизнь.

13. Аэрозоли-друзья и враги.

14. Коллоиды в организме человека.

15. Продукты питания и коллоидная химия.

16. Коррозия и защита металлов

17. Ингибиторы коррозии металлов

18. Пищевая и энергетическая ценность продуктов питания

19. Полимеры и окружающая среда.

20. Коллоидные системы в организме человека. Их функции.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Бондарева Л. П.
Физическая и коллоидная химия: учебное пособие
Воронеж: ВГУИТ, 2019
Электронный ресурс
 
Л1.2
Демина О. В., Головнева И. И.
Физическая и коллоидная химия: учебное пособие
Красноярск: КрасГАУ, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Никольский А. Б., Суворов А. В.
Химия: учебник
СПб.: Химиздат, 2017
Электронный ресурс
 
Л2.2
Ягодин Б. А., Жуков Ю. П., Кобзаренко В. И.
Агрохимия: учебное пособие
СПб.: Лань, 2016
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.6
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
431
Учебная аудитория
Шкаф со специализированным инвентарем (пробирки, колбы, пипетки, штативы, мерные стаканы, химические реактивы) (1 шт.), шкаф вытяжной (1 шт.), таблица «Растворимость кислот и оснований» (1 шт.), таблица «Периодическая система Менделеева» (1 шт.), доска классная (1 шт.), столы лабораторные (5 шт.), табуретки (14 шт.), раковина (1 шт.), стул п/м (1 шт.)
Лаб
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
420
Помещение для самостоятельной работы
Столы ученические (10 шт.), стулья ученические (22 шт.), доска классная, белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.), стулья офисные ISO (9 шт.) 
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются концептуальные основы предмета как одной из важнейших фундаментальных естественных наук, изучающих  биополимеры, их свойства и процессы превращения веществ, сопровождающиеся изменением состава и структуры.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется учебной программой по дисциплине и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на химические закономерности, проводить связь с предыдущим и последующим материалом. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлено на столы необходимые материалы, реактивы, оборудование). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен  занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на выполнение и оформление работы. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на защиту лабораторных работ. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

 
Оснащенность
 
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины  следует усвоить систему знаний о законах и закономерностях химической термодинамики и кинетики, электрохимии, строении вещества, коллоидной химии и химии высокомолекулярных соединений для использования в проведении научных исследований по темам в соответствии с утвержденными методиками. 

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________