(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Показатели безопасности пищевых добавок
/Лек/
Показатели безопасности пищевых добавок
/Лаб/
1. Основные нормативные документы использования пищевых добавок в продукции питания в Европейском и Таможенном союзах.
2. Пищевые добавки. Общие сведения.
3. Классификация пищевых добавок.
4. Гигиеническая регламентация пищевых добавок в продуктах питания.
5. Процедура установления безопасности пищевых добавок.
6. Общие подходы к подбору и применению пищевых добавок.
7. Требования безопасности к пищевым добавкам, ароматизаторам, технологическим вспомогательным средствам, а также к их применению при производстве продукции общественного питания.
8. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 О безопасности пищевой продукции.
9. Требования по применению пищевых красителей в общественном питании, регламентируются действующими нормативных документов.
10. Натуральные и идентичные натуральным красители.
11. Требования по применению веществ, изменяющих структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов в общественном питании, регламентируются действующими нормативными документами.
12. Использование в технологии производства веществ, изменяющих структуру и физико-химические свойства для продуктов специального назначения.
13. Технологические особенности применению веществ, изменяющих структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов в производстве продуктов лечебного питания.
14. Требования по применению веществ, влияющих на вкус и аромат пищевых продуктов в общественном питании, регламентируются действующими нормативными документами.
15. Использование веществ, влияющих на вкус и аромат пищевых продуктов в технологии производства продуктов специального назначения.
16. Технологические особенности применению веществ, влияющих на вкус и аромат пищевых продуктов при производстве продуктов лечебного питания.
17. Технологические особенности применению веществ, влияющих на вкус и аромат пищевых продуктов при производстве продуктов детского питания.
18. Применение веществ, влияющих на увеличение сроков годности пищевых продуктов. Использование в технологии производства продуктов специального назначения.
19. Технологические особенности применению веществ, влияющих увеличение сроков годности пищевых продуктов при производстве продуктов лечебного питания.
20. Применение веществ, ускоряющих и облегчающих ведение технологических процессов. Использование в технологии производства продуктов специального назначения
21. Современные подходы к созданию продуктов питания с заданными свойствами.
22. Обеспечение безопасности и качества продукции с заданными свойствами.
23. Классификация сладких веществ. Использование в производстве продуктов питания.
24. Характеристика веществ, влияющих на вкус пищевых продуктов.
25. Природные подсластители и сахаристые крахмалопродукты.
26. Интенсивные подсластители. Использование в производстве продуктов питания.
27. Сахарозаменители. Использование в производстве продуктов питания.
28. Технологические особенности использования подслащивающих производстве продуктов питания.
29. Пищевые добавки, замедляющие микробную и окислительную порчу пищевого сырья и готовой продукции.
30. Консерванты, технологические особенности использования, обеспечение безопасности при производстве продуктов питания.
31. Пищевые антиокислители технологические особенности использования, обеспечение безопасности при производстве продуктов питания.
32. Технологические особенности применения консервантов и антиокислителей в производстве продуктов питания.
33. Антиокислители и защитные газы, технологические особенности использования.
34. Уплотнители, технологические особенности использования.
35. Влагоудерживающие агенты, технологические особенности использования.
36. Антислеживающие агенты, технологические особенности использования.
37. Пленкообразователи, технологические особенности использования.
38. Пеногасители, антивспенивающие агенты. Их роль в технологических процессах.
40. Осветлители (адсорбенты, флокулянты). Их роль в технологических процессах.
41. Вещества, облегчающие фильтрование. Их роль в технологических процессах.
42. Носители, растворители, разбавители. Их роль в технологических процессах.
43. Средства для таблетирования. Их роль в технологических процессах.
44. Разделители. Их роль в технологических процессах.
45. Осушители. Их роль в технологических процессах.
46. Охладители, охлаждающие и замораживающие агенты. Их роль в технологических процессах.
47. Эмульгирующие соли. Их роль в технологических процессах.
48. Пропелленты. Их роль в технологических процессах.
49. Катализаторы. Их роль в технологических процессах.
50. Цифровая кодификация ПД. Классификация ПД в соответствии с системой цифровой кодификации.
51. Обозначение ПД как индивидуальных веществ или как представителей функционального класса в сочетании с номером Е.
52. Особенности этикетирования пищевых продуктов, содержащих пищевые добавки, в России и за рубежом.
53. Безопасное использование пищевых добавок в структуре питания населения.
54. Технологические вспомогательные средства.
Вопросы для оценки понимания/умения
1. Какие гигиенические требования по применению пищевых красителей, регламентируются действующими нормативными документами.
2. Какие вещества не относят к пищевым красителям.
3. В каких случаях красители могут быть использованы не по назначению.
4. Красители натуральные и искусственные, технологические свойства, примеры, безопасность Классификация пищевых красителей.
5. Классификация пищевых красителей.
6. Натуральные и идентичные натуральным красители.
7. Технологические особенности использования красителей в производстве продуктов питания.
8. Натуральные и идентичные натуральным красители. Технологические особенности использования.
9. Цветокорректирующие и отбеливающие материалы.
10. Технологические особенности использования красителей в производстве продуктов детского питания.
11. Использование стабилизаторов (фиксаторов) окраски в производстве продуктов питания.
12. Какие вам известны цветорегулирующие вещества?
13. Объясните сущность метода определения остаточного содержания сернистого ангидрида.
14. Применение отбеливателей в производстве продуктов питания.
15. Перечислите группы веществ, регулирующие консистенцию продуктов.
16. Вещества, изменяющие структуру и физико- химические свойства пищевых продуктов:
17. Загустители, технологические особенности использования веществ.
18. Гелеобразователи, технологические особенности использования веществ.
19. Модифицированные крахмалы, технологические особенности использования веществ.
20. Пектины, технологические особенности использования веществ.
21. Полисахариды морских растений, технологические особенности использования веществ.
22. Основные технологические функции загустителей, гелеобразователей. Технологические особенности использования веществ.
23. Применение загустителей и гелеобразователей в пищевых технологиях.
24. Технологические особенности использования веществ, изменяющих структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов в производстве продуктов питания.
25. Использование пектинов как пищевых добавок.
26. Характеристика пектинсодержащего растительного сырья.
27. Физико-химические свойства пектиновых веществ и их использование в процессе производства
28. Дать характеристику веществ, влияющих на вкус и аромат пищевых продуктов.
29. Ароматизаторы, эфирные масла и экстракты.
30. Дать характеристику усилителей вкуса и аромата. Использование в производстве продуктов питания.
31. В чем заключается практическое значение пищевых ароматизаторов?
32. В каких случаях не допускается применение ароматизаторов продуктах?
33. Какие требования предъявляются к пищевым ароматизаторам?
34. Как классифицируются ароматизаторы?
35. Каковы основные пути получения пищевых ароматизаторов?
36. Как осуществляется выбор ароматизаторов для использования в пищевых продуктах?
37. Как хранят и транспортируют пищевые ароматизаторы?
38. По каким показателям проводится оценка качества и безопасности пищевых ароматизаторов?
39. Дать характеристику веществ, ускоряющих и облегчающих ведение технологических процессов (технологические добавки).
40. Какие пищевые добавки входят в группу «Ферменты и ферментные препараты», приведите примеры. Их роль в технологических процессах.
41.. Какие пищевые добавки входят в группу «Пеногасители, антивспенивающие агенты», приведите примеры. Их роль в технологических процессах.
43. Какие пищевые добавки входят в группу «Вещества, способствующие жизнедеятельности полезных микроорганизмов», приведите примеры. Их роль в технологических процессах.
44. Какие пищевые добавки входят в группу «Эмульгирующие соли», приведите примеры. Их роль в технологических процессах.
45. Какие теоретические и практические разработки продуктов питания с заданными свойствами получили признание?
46. Какие теоретические и практические разработки являются актуальными на ближайшую перспективу?
47. Как повлиял научно – технический прогресс на ассортимент продукции предприятий питания.
Система знаний по дисциплине «Пищевые добавки и технологические вспомогательные средства» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрывается сущность дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Пищевые добавки и технологические вспомогательные средства», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году