МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Предпринимательское право
Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 936).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Предпринимательское право" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьева Н.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
изучение предпринимательского права, призванного в условиях проводимых рыночных реформ обеспечить становление и упрочение качественно новых общественных отношений и формирование у студентов системы знаний о правовых основах хозяйственной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Психология личности и профессиональное самоопределение
Русский язык в профессиональной деятельности
Основы профессиональной деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы законодательства и стандартизации пищевых производств
Правовые основы профессиональной деятельности
Психология управления в профессиональной деятельности
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
УК-2.2 Умеет: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает: основные приемы и нормы социального взаимодействия, основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
УК-3.2 Умеет: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе, применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
УК-3.3 Имеет навыки: социального взаимодействия и работы в команде
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- права и свободы человека и гражданина;
- основы российской правовой системы и законодательства;
- организацию судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов;
- правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.
- работать с нормативной базой российского законодательства;
- анализировать законодательство и практику его применения;
- работать с нормативно-правовой документацией;
- ориентироваться в специальной литературе;
- принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- применения способов и механизмов осуществления общегражданских и профессиональных прав и обязанностей;
- владения теорией, методикой и навыками в профессиональной деятельности;
- работы с правовой базой законодательства РФ в правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Место предпринимательского права в системе отраслей права
Тема 1. Понятие предпринимательского права /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 1. Понятие предпринимательского права /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 1. Понятие предпринимательского права /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 2. Источники предпринимательского права /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 2. Источники предпринимательского права /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 2. Источники предпринимательского права /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 3. Правовые основы государственного регулирования хозяйственных отношений /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 3. Правовые основы государственного регулирования хозяйственных отношений /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 3. Правовые основы государственного регулирования хозяйственных отношений /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 4. Субъекты предпринимательского права /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 4. Субъекты предпринимательского права /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 4. Субъекты предпринимательского права /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Раздел 2. Право собственности как основа хозяйственных отношений
Тема 5. Имущественные отношения, регулируемые нормами предпринимательского права /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 5. Имущественные отношения, регулируемые нормами предпринимательского права /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 5. Имущественные отношения, регулируемые нормами предпринимательского права /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 6. Обязательства в сфере хозяйственной деятельности /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 6. Обязательства в сфере хозяйственной деятельности /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 6. Обязательства в сфере хозяйственной деятельности /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 7. Основные договоры, применяемые в хозяйственной деятельности /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 7. Основные договоры, применяемые в хозяйственной деятельности /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 7. Основные договоры, применяемые в хозяйственной деятельности /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 8. Расчетные и кредитные правоотношения /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 8. Расчетные и кредитные правоотношения /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 8. Расчетные и кредитные правоотношения /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 9. Рассмотрение и разрешение хозяйственных споров в суде /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 9. Рассмотрение и разрешение хозяйственных споров в суде /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
Тема 9. Рассмотрение и разрешение хозяйственных споров в суде /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие и система права.
2. Государство: понятие, сущность, задачи, функции.
3. Конституционное развитие России и современная конституция 1993 г., ее основные черты.
4. Формы правления, государственного устройства, политического режима.
5. Федеративное устройство Российской Федерации.
6. Система государственных органов в Российской Федерации.
7. Основные источники гражданского права. Субъекты гражданского права.
8. Субъекты публичного права. Государственные органы и должностные лица.
9. Правоспособность и дееспособность гражданина.
10. Ограничение дееспособности.
11. Формы собственности в РФ.
12. Общие положения об обязательствах.
13. Общая характеристика Налогового кодекса РФ.
14. Общие положения о договорах.
15. Отдельные виды обязательств.
16. Административная ответственность, ее виды.
17. Понятие и виды административных взысканий.
18. Понятие преступления. Виды преступлений.
19. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
20. Понятие и цели наказания.
21. Преступления против жизни, здоровья, личной свободы, чести, достоинства личности, ответственность за них.
22. Хозяйственные и должностные преступления, ответственность за них.
23. Трудовой договор.
24. Рабочее время и время отдыха.
25. Охрана труда.
26. Трудовой спор. Комиссия по трудовым спорам.
27. Общая характеристика международного права.
28. Роль ООН и ее специализированных организаций в установлении правопорядка в мире.
29. Роль Совета Европы в установлении правопорядка в Европе.
30. Порядок заключения брака.
31. Законный и договорный режим собственности имущества.
32. Недействительность брака. Расторжение брака.
33. Брачный договор.
34. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
35. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
36. Усыновление (удочерение) детей.
37. Земельные правоотношения.
38. Содержание и виды права собственности на землю
39. Правовая охрана земель
40. Ответственность за экологические преступления.
41. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
42. Участники гражданского процесса.
43. Исполнение решения суда общей юрисдикции.
44. Основные виды и формы страхования.
45. Государственная тайна. Служебная и коммерческая тайна.
46. Тайна нотариальных действий.
47. Общая характеристика правового положения потребителя по Закону РФ «О защите прав потребителей».
48. Местное самоуправление в механизме политической власти
49. Правовое государство: понятие, признаки.
50. Понятие и цели наказания. Система и виды уголовных наказаний.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Тематика эссе:
1. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Форма государства России.
2. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России.
3. Правовая культура общества.
4. Избирательная система современной России.
5. Конституция Российской Федерации 1993: юридические особенности.
6. Развитие системы конституционного контроля в России (90-е гг.).
7. Конституция Чувашской Республики
8. Права человека: российские реалии.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
9. Конституции России и США: сравнительный анализ.
10. Россия как конституционно-правовая федерация. Проблемы российского федерализма.
11. Правовой статус Чувашской Республики как субъекта Российской Феде-рации.
12. Гражданство РФ.
13. Права и обязанности иностранного гражданина в России
14. Личные (гражданские) права человека в Российской Федерации.
15. Политические права российских граждан.
16. Социально-экономические и культурные права граждан Российской Федерации.
17. Право на образование в РФ: содержание, проблемы, тенденции развития.
18. Правовой статус студента в Российской Федерации.
19. Беженцы и вынужденные переселенцы в Российской Федерации.
20. Экономические преступления.
21. Гражданский кодекс РФ - экономическая «конституция» России.
22. Имущественная ответственность физических лиц.
23. Управление в коммерческих организациях: юридический аспект.
24. Некоммерческие организации.
25. Права акционеров.
26. Коммерческая тайна.
27. Интеллектуальная собственность.
28. Право собственности.
Тематика рефератов:
1. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Форма государства России.
2. Правовое государство: понятие и признаки. Проблемы и пути формирования правового государства в России.
3. Правовая культура общества.
4. Избирательная система современной России.
5. Конституция Российской Федерации 1993: юридические особенности.
6. Развитие системы конституционного контроля в России (90-е гг.).
7. Конституция Чувашской Республики
8. Права человека: российские реалии.
9. Конституции России и США: сравнительный анализ.
10. Россия как конституционно-правовая федерация. Проблемы российского федерализма.
11. Правовой статус Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации.
12. Гражданство РФ.
13. Права и обязанности иностранного гражданина в России
14. Личные (гражданские) права человека в Российской Федерации.
15. Политические права российских граждан.
16. Социально-экономические и культурные права граждан Российской Федерации.
17. Право на образование в РФ: содержание, проблемы, тенденции развития.
18. Правовой статус студента в Российской Федерации.
19. Беженцы и вынужденные переселенцы в Российской Федерации.
20. Экономические преступления.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Предпринимательское право: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Предпринимательское право: учебное пособие
Предпринимательское право: учебник
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.), моноблок Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна.
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель,
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________