МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 936).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Михайлова Р.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьева Н.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование целостного представления о социальных системах, уровнях и способах управления социальными защитами населения; системных представлений о природе семейно-брачных отношений, о психологических закономерностях функционирования семьи в современном мире, приобретение знаний, позволяющих осуществлять индивидуальный подход при оказании социальной и психологической помощи инвалидам; получение теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков в области социального образования лиц с ограниченными возможностями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Психология личности и профессиональное самоопределение
Русский язык в профессиональной деятельности
Основы профессиональной деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы законодательства и стандартизации пищевых производств
Правовые основы профессиональной деятельности
Психология управления в профессиональной деятельности
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
УК-2.2 Умеет: проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает: основные приемы и нормы социального взаимодействия, основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
УК-3.2 Умеет: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе, применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
УК-3.3 Имеет навыки: социального взаимодействия и работы в команде
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основополагающие международные документы по правам человека;
нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования.
использовать нормы позитивного социального поведения;
использовать свои права адекватно законодательству;
обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
составлять необходимые заявительные документы;
использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
работы с нормативно-правовой документацией;
взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
социального взаимодействия и работы в команде.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Общие положения понятия социальной адаптации
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
опрос, выступление с докладом
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
опрос, выступление с докладом
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
сообщение, доклад на практических занятиях, творческая работа, тестирование
Раздел 2. Законодательные акты, регламентирующие права и свободы лиц с ОВЗ
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Лек/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Пр/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Ср/
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Социальная адаптация: понятие, виды.
2. Социальные нормы и регуляторы нормативного поведения; реализация правовых норм.
3. Приоритет международного нормативно-правового регулирования социальных актов по отношению к нормам внутригосударственного социального законодательства.
4. Конвенция ООН о правах инвалидов.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Медико-социальная экспертиза.
7. Психология адаптивного познания. Виды адаптации восприятия человека.
8. Научная организация труда. Особенности регулирования труда инвалидов.
9. Социально-психологическая адаптация личности в малой группе. Сплоченность группы и стратометрические уровни развития группы.
10. Феномены группового влияния: социальные фасилитация и ингибиция, конформизм, нонконформизм, огруппление мышления, групповая поляризация.
11. Организация групповой деятельности; командообразование.
12. Мотивация эффективного труда. Количественные и качественные факторы повышения эффективности деятельности.
13. Мотивировка. Локус-контроль личности.
14. Социально-психологические основы общения, поведения, деятельности.
15. Напряженное и конфликтное общение. Способы регулирования поведения в конфликтной ситуации.
16. Типы нервной системы и динамика психических процессов (академик И.П. Павлов).
17. Акцентуации характера.
18. Девиантное поведение, особенности эмоционально-волевой сферы личности.
19. Механизмы психологической защиты личности.
20. Резервы адаптивных ресурсов человека. Стресс и дистресс.
21. Уровни и способы психической саморегуляции.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Тематика эссе:
1. Реализация беспрепятственного доступа инвалидов к информации.
2. Реализация беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры.
3. Обеспечение гарантий трудовой занятости инвалидов.
4. Социальная модель инвалидности.
5. Особенности социализации детей-инвалидов.
6. Отражение проблем инвалидов в СМИ и средствах Internet.
7. Уровень толерантного отношения к инвалидам как показатель гуманности
8. общественности отношений и развития социальной интеграции и демократии.
9. Реализация прав детей-инвалидов на образование, на право вы-бора типа
10. образовательного учреждения.
11. Реализация прав инвалидов на высшее образование.
12. Обеспечение доступности высшего образования для инвалидов.
Тематика рефератов:
1. «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов
3. Профессиональная и трудовая реабилитация инвалидов.
4. Проблемы занятости инвалидов.
5. Порядок формирования и реализации медицинской реабилитации больного. Порядок реализации индивидуальной программы.
6. Понятие и технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов.
7. Правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.
Психология и педагогика: учебное пособие
Психология и педагогика: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Правоведение для бакалавриата неюридических специальностей вузов России: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Справочник по праву и юриспруденции
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Ростомер медицинский РМ-1 (1 шт.), динамометр становой (1 шт.), динамометр кистевой (1 шт.), измеритель арт. давления (2 шт.), стол преподавательский (1 шт.), столы (8 шт.), стулья (12 шт.), слухоречевой тренажер СОЛО-01 (1 шт.)
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core, интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи плодово-ягодных культур и овощей)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю.Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________