(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
база человечества
/Лек/
продовольственный вопрос в стране
/Лек/
России в условиях натурального хозяйства и
феодализма (VI – XVIII вв.)
/Сем зан/
промышленности при капитализме (ХIХ –
начало ХХ вв.)
/Сем зан/
предприниматели
/Сем зан/
гг.)
/Сем зан/
(1928-1945 гг.)
/Сем зан/
/Сем зан/
1. Современные тенденции в продовольственной сфере.
2. Понятие «зеленой революции».
3. Понятие «мясной революции».
4. Отрицательное влияние животноводства на природную среду.
5. Влияние индустриализации и урбанизации на природную среду.
6. Промышленный переворот в странах Европы.
7. Экономика страны в начале XX века и место в ней пищевой промышленности.
8. Монополии и кооперативы в пищевых производствах (начало XX в.).
9. Развитие предприятий общественного питания в России.
10. Продовольственный кризис во время первой мировой войны.
11. Продовольственный кризис в период революции 1917 г.
12. Чрезвычайная продовольственная ситуация в период гражданской войны и вооруженной интервенции (1918-
13. НЭП и воссоздание продовольственной базы страны (1921-1928 гг.)
14. Административно-плановый переход к промышленной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства и развитие пищевой промышленности (первая половина 30-х годов).
15. Создание пищевой индустрии (вторая половина 30-х гг.)
16. Пищевая промышленность в Великую Отечественную войну (1941-1945 гг.)
17. Современное состояние продовольственной базы в России.
18. Позитивные факторы, влияющие на продовольственную базу России.
19. Отрицательные факторы, влияющие на продовольственную базу России.
20. Развитие ярморочной системы в России (в X-XIII в) и ее влияние на пищевое производство.
21. Влияние кустарного производства на организацию внутренней торговли в России.
22. Влияние климатических условий в России на развитие продовольственной базы страны.
23. В чем заключается самообеспечение домохозяйств.
24. Развитие маслобойного производства на Руси.
25. Развитие производства молочных продуктов.
26. Роль военоначальника (князя) в славянском обществе.
27. Развитие ремесленного производства в Древней Руси.
28. Натуральный оброк.
29. Формирование дворянства.
30. Появление крепостного права и его влияние на экономическую жизнь общества.
31. Крупные торговые центры России в XVI-XVII в.в.
32. Развитие ремесел в России.
33. Предпосылки промышленного переворота в России.
34. Влияние промышленного переворота на развитие основных отраслей пищевой промышленности в России.
35. Влияние промышленного переворота на внутреннюю и внешнюю торговлю страны.
36. Рост и развитие сельскохозяйственных обществ.
37. Влияние отмены крепостного права на развитие пищевой промышленности в стране.
38. Развитие кооперативного движения в России.
39. Мастера молочного производства в России.
40. Рыбопромышленники России.
41. Развитие предприятий общественного питания в России.
42. Организация производственно-коммерческой деятельности и подготовки персонала.
43. Упаковка продуктов питания «ушедшей эпохи».
44. Причины продовольственного кризиса во время первой мировой войны.
45. Причины революции 1917 г.
46. Причины чрезвычайной продовольственной ситуации в период гражданской войны.
47. Причины вооруженной интервенции (1918-1920 гг.).
48. Пути выхода из сложившихся экстремальных условий в стране.
49. Восстановление и преобразование пищевых производств (1945-1953 гг.)
50. Объективизм и волюнтаризм в решении продовольственной проблемы.
51. Пищевая промышленность в период послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-начало 50-х г.г.).
52. Хозяйственная реформа и динамика продовольственной сферы (1965-1981 гг.).
53. Последствия НЭП для экономики страны.
54. Первый пятилетний план развития народного хозяйства и его реальных возможностей.
55. Развитие предприятий пищевой промышленности в 30-е гг.
56. Второй пятилетний план развития народного хозяйства и его реальных возможностей.
57. Пищевая промышленность в Великую Отечественную войну (1941-1945 гг.).
58. Анализ состояния основных отраслей пищевой промышленности России в послевоенный период.
59. Влияние перестройки хозяйственного механизма на повышение производительности труда, сбалансированности денежных ресурсов.
60. Результаты четвертой пятилетки развития народного хозяйства России.
61. План и результаты пятой пятилетки развития народного хозяйства России.
62. Сущность курса на повышение материального благосостояния народа.
63. Состояние народного хозяйства в 50-е г.г.
64. Субъективистские эксперименты правительства России и их результаты.
65. Продовольственная программа 1982 г.
66. Модернизация АПК: планы и реальность (1982-1991 гг.).
67. Экономические преобразования 90-х гг. и продовольственный вопрос в стране.
68. Современное состояние АПК России и продовольственный вопрос в стране.
69. Развитие народного хозяйства в России в 60-е гг.
70. Продовольственная программа 1982 г.
71. Состояние народного хозяйства и возможности реализации Продовольственной программы.
72. Экономические преобразования 90-х гг. и продовольственный вопрос в стране.
73. Современное состояние АПК России и продовольственный вопрос в стране.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. В чем состоит актуальность продовольственной проблемы.
3. В чем смысл решения трех последовательных стратегических продовольственных задач.
4. Каковы энергетические нормы рационального питания человека.
5. В чем причина и сущность исторически сложившихся внутренних и внешних диспропорций в развитии аграрных секторов различных стран и регионов.
6. Каково влияние демографических и экологических процессов на производство продуктов питания в развитых и развивающихся странах.
7. Почему по природно-климатическим условиям территория России считается зоной рискованного земледелия.
8. Охарактеризуйте обычный сельскохозяйственный сезон российского крестьянина-землевладельца XV – XIX веков.
9. За счет чего Россия, находясь в относительно неблагоприятных природно-климатических условиях, может успешно решить продовольственную проблему?
10. Что из себя предоставляла у восточных славян «большая семья», ведущая натуральное хозяйство.
11. Раскройте принципы землепользования при общинной организации социально-экономической жизни в Древней Руси.
12. Назовите основные виды пищевого производства в Древней Руси.
13. В чем смысл понятия «феодализм», и каковы особенности формирования раннефеодальных отношений в древнерусском государстве.
14. Были ли экономические причины, способствовавшие распаду Древнерусского государства на удельные княжества в средневековый период.
15. Какую роль играли становление помещичьего землевладения, производство и торговля мясом, другими сельскохозяйственными продуктами в укреплении русского централизованного государства, формировании единого общенационального рынка в XV –XVII вв.
16. Как отразилась в развитии пищевых производств организация мануфактур при Петре I.
17. Как экономическая политика Екатерины II способствовала развитию пищевых производств.
18. Какова была роль промышленного переворота в развитии пищевых производств.
19. В каких отраслях пищевой промышленности, прежде всего, внедрялось машинное производство и почему.
20. Какие социально-экономические задачи была призвана решать аграрная реформа 1861 г. Как реформа отразилась на развитии сельского хозяйства в помещичьих и крестьянских хозяйствах.
21. Как складывалось в России фабрично-заводское производство пищевых продуктов.
22. Что означали для экономического развития России организация кооперативно - артельного производства пищевых продуктов, широкая кустарно-ремесленная выработка продуктов питания во второй половине XIX века.
23. Как и почему монополистический капитализм в России утверждался, прежде всего, в отраслях пищевой промышленности.
24. Как аграрная реформа П.А. Столыпина отразилась на развитии сельского хозяйства и пищевых производств.
25. Каковы, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные последствия экономической политики С.Ю. Витте для развития пищевой промышленности. Каковы особенности их предпринимательской деятельности.
26. В чем причины успехов видных маслоделов, сыроделов и рыбопромышленников.
27. Как российское законодательство регулировало предпринимательство. Какие функции выполняли купеческие общественные организаций.
28. На каких дидактических принципах строилось обучение предпринимателей.
29. В чем состояли особенности отечественного предпринимательства и его социально-культурные традиции.
30. Что означала милитаризация экономики в условиях первой мировой войны и как она отразилась на сельскохозяйственном производстве.
31. Что такое «продразверстка» и как она осуществлялась в годы первой мировой войны.
32. Почему, на Ваш взгляд, в 1917 г. при Временном правительстве продовольственная проблема продолжала обостряться.
33. Каковы первые мероприятия Советской власти по перестройке экономической системы российского общества, управления отраслями пищевой промышленности.
34. В чем суть продовольственной политики «военного коммунизма» в годы интервенции и гражданской войны.
35. Охарактеризуйте общее состояние продовольственной базы страны к концу 1920 г., после четырехлетней мировой, трехлетней гражданской войн и интервенции.
36. Можно ли характеризовать НЭП как первую в мировой практике систему реформ, направленных на создание регулируемой социально-ориентированной рыночной экономики? Если да, то почему.
37. В чем сущность политики и практики перехода от продразверстки к продовольственному налогу.
38. Покажите роль государственных, кооперативных, частных предприятий в различных отраслях пищевой промышленности в период НЭПа.
39. Каковы, на Ваш взгляд, причины свертывания НЭПа, перехода к директивно-плановой экономике, курсу на индустриальную модернизацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства.
40. Охарактеризуйте задачи и особенности развития пищевой промышленности в годы первой пятилетки.
41. Покажите роль движения ударников-новаторов (на примере рационализатора Г.П. Марсакова).
42. В чем исторический смысл задачи создания пищевой индустрии в течение 1930-х годов.
43. Каково было значение стахановского движения в развитии пищевых отраслей промышленности.
44. Как Вы оцениваете итоги первых пятилеток в пищевой промышленности (успехи, недоработки, ошибки).
45. Как было организовано восстановление народного хозяйства, в том числе пищевой промышленности, по окончанию Великой Отечественной войны.
46. Как осуществлялся переход от карточного распределения продуктов питания к их свободной торговле после войны.
48. Каковы цели и задачи хозяйственной реформы 1965 г.
49. Как осуществлялась хозяйственная реформа в сельском хозяйстве, отраслях пищевой промышленности во второй половине 1960-х гг. (в восьмой пятилетке).
50. Какие достижения и просчеты в развитии сельского хозяйства, пищевой промышленности были в семидесятые годы (в девятой, десятой пятилетках).
51. Какие научно-технические, социально-экономические факторы вели к формированию агропромышленного комплекса страны.
52. В чем суть Продовольственной программы.
53. Какова была роль науки в осуществлении Продовольственной программы.
54. Какая структура определялась для пищевой промышленности.
55. Какие меры были приняты по развитию сельского хозяйства, укреплению региональных агропромышленных продовольственных комплексов.
56. Какие объективные и субъективные причины негативно сказались на выполнении Продовольственной программы.
57. Как проводился в России переход к рыночной экономике и каково современное состояние продовольственного рынка.
58. В чем, на Ваш взгляд, причины неудовлетворительной работы ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в современных условиях.
59. В чем Вы видите положительные стороны развития пищевой промышленности в настоящее время.
60. Что такое продовольственная безопасность.
2. Новые виды пищевых продуктов.
3. Малоотходные и безотходные технологии в пищевой промышленности.
4. Эволюция конструкционных материалов в пищевой промышленности.
5. Эволюция упаковки и тары в пищевой промышленности.
6. Проблемы развития отечественной промышленности в XXI в.
7. Эволюция техники и технологии молочного производства.
8. Эволюция техники и технологии мясоперерабатывающего производства.
9. Эволюция техники и технологии птицеперерабатывающей промышленности.
10. Эволюция пищевого оборудования для механических процессов.
11. Эволюция пищевого оборудования для тепловых процессов.
12. История отраслей пищевой промышленности, перерабатывающих сырье животного происхождения.
История технологии получения сыра.
13. Энергетические нормы рационального питания человека.
14. Сущность исторически сложившихся внутренних и внешних диспропорций в развитии аграрных секторов различных стран и регионов.
15. Влияние демографических и экологических процессов на производство продуктов питания в развитых и развивающихся странах.
16. Основные виды пищевого производства в Древней Руси.
17. Особенности формирования раннефеодальных отношений в древнерусском государстве.
18. Особенности отечественного предпринимательства и его социально-культурные традиции.
19. Милитаризация экономики в условиях первой мировой войны.
20. Обострение продовольственной проблемы в 1917 г. при временном правительстве.
21. Первые мероприятия Советской власти по перестройке экономической системы российского общества, управления отраслями пищевой промышленности.
Система знаний по дисциплине «История развития пищевой отрасли» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
2. Посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и доклады для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарском занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «История развития пищевой отрасли», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году