(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Достижение рыбоводства в естественных водоёмах, масштабы развития, эффективность
3. Влияние хозяйственной деятельности человека на воспроизводство рыбных запасов
4. Наиболее ценные объекты искусственного воспроизводства
5. Географическое расположение рыбоводных предприятий и НВХ
6. Половая зрелость и созревание половых клеток
7. Нерест и оплодотворение
8. Периоды и этапы развития рыб
9. Колебание численности рыб
10. Показатели выживания рыб
11. Определение эффективности рыбоводства
12. Метод прямого учёта рыбы
13. Метод мечения рыб
14. Характеристика рыбоводных заводов и основы их проектирования
15. Биотехника получения зрелых производителей проходных рыб
16. Методы стимулирования созревания половых продуктов у производителей
17. Экологический метод стимулирования созревания половых продуктов
18. Физиологический метод стимулирования созревания половых продуктов
19. Эколого-физиологический метод стимулирования созревания половых продуктов
20. Влияние возраста производителей на жизнестойкость потомства
21. Управление половым циклом рыб
22. Заготовка производителей лососёвых и способы их доставки на рыбзаводы
23. Получение зрелых производителей лососей
24. Получение зрелых производителей сиговых
25. Получение зрелых производителей белорыбицы
26. Заготовка производителей осетровых и способы их доставки на рыбзаводы
27. Получение зрелых производителей осетровых
28. Заготовка производителей рыбца, шемаи и способы их доставки на рыбзаводы
29. Получение зрелых производителей рыбца, шемаи
30. Признаки отбора производителей высокого качества
31. Взятие зрелых половых продуктов у производителей
32. Способ отцеживания половых продуктов
33. Способ вскрытия рыб, при взятии половых продуктов
34. Рабочая плодовитость
35. Осеменения икры, её учёт, оценка качества икры
36. Подготовка икры к инкубации
37. Способы искусственного осеменения икры
38. Способы обесклеивание икры
39. Процент оплодотворения
40. Хранение и транспорт спермы и икры
41. Инкубация икры (внезаводской метод)
42. Инкубация икры в заводских условиях
43. Инкубационные аппараты
44. Факторы, влияющие на процесс инкубации икры и возможность их регулирования
45. Продолжительность инкубации икры. Уход за икрой
46. Выдерживание предличинок и подращивание личинок рыб
47. Выращивание молоди рыб, их преимущества и недостатки
48. Перевозка икры и личинок
49. Живые корма. Биологические основы и методы культивирования кормовых беспозвоночных
50. Разведение дафний, моин, артемий
51. Разведение хирономид и олигохет
52. Неживые корма, питательная ценность. Пастообразные, гранулированные, стартовые, продукционные
53. Корма животного происхождения
54. Корма растительного происхождения
55. Сухие гранулированные корма
56. Нерестово-выростные хозяйства и основы их проектирования
57. Техническая характеристика НВХ
58. Рыбохозяйственная мелиорация
60. Техника вселения нового вида рыб
1. Особенности развития рыбоводства в древности и в средние века.
2. Примеры возникновения рыбоводтва в древней Руси.
3. Вклад В.П. Врасского в рыбоводную науку.
4. Какова роль С.Л. Якоби и Ж.Коста в развитии и прогрессе рыбоводства?
5. Состояние рыбоводства в России в 16-19 веках.
6. Состояние рыбоводства в России конца 19 и 20 столетий.
7. Какой вклад внесли русские ученые в прогресс рыбоводства?
8. Структура рыбоводства в современной России.
9. Основные направления пастбищной аквакультуры.
10. Что такое искусственное воспроизводство рыб. Приведите примеры хозяйств, занимающихся искусственным воспроизводством в Карелии.
11. Товарное и индустриальное рыбоводство; цель, задачи, особенности функционирования и примеры предприятий.
12. География рыбоводства в современной России.
Вопросы к собеседованию по разделу 4. Основы выращивания жизнестойкого посадочного материала. Транспортировка, мечение и сортировка молоди рыб. Акклиматизация рыб. Мелиорация водоемов.
1. Сравнительная оценка прудового, озерного и заводского методов выращивания молоди рыб.
2. Биологические особенности молоди катодромных рыб , учитываемые при заводском выращивании и при выпуске молоди в естественные водоемы.
3. Тестирование молоди катодромных рыб перед выпуском в естественные водоемы.
4. Способы учета молоди рыб. Документы первичного учета.
5. Мечение молоди рыб.
6. Условия и способы транспортировки молоди рыб.
7. Естественная и дополнительная рыбопродуктивность водоема.
8. Мелиоративные мероприятия, повышающие рыбопродуктивность водоемов.
9. Мелиоративная роль аэрации водоемов.
10. Методы мелиорации естественных нерестилищ.
11. Принципы использования химических мелиораций рыбохозяйственных водоемов.
12. Критерии и типы акклиматизации гидробионтов.
13. Основные положения Инструкции о порядке учета рыбоводной продукции, выпускаемой организациями Российской Федерации в естественные водоемы и водохранилища
Вопросы к собеседованию по разделу 5. Биологические основы кормления рыб.
1. Классификация рыб по характеру питания.
2. От чего зависят потребности рыб в питательных веществах?
3. Компонентный состав кормов для рыб.
4. Протеин и аминокислоты, количественное содержание белка в кормах для рыб разного возраста.
5. Значение липидного состава корма для полноценного питания рыб.
6. Значение углеводного состава корма для полноценного питания рыб.
7. Значение минералов для роста и развития рыб.
8. Значение витаминного состава корма для полноценного питания рыб.
9. Классификация компонентов корма животного происхождения.
10. Классификация компонентов корма растительного происхождения.
11. Характеристика продуктов микробного синтеза и кормовых добавок в кормах для рыб.
12. Классификация кормов по форме, способу изготовления и предназначению, с учетом возраста рыб.
13. Энергетическая ценность корма и эффективность использования кормов в рыбоводстве.
14. Характеристика методов скармливания кормов и взаимосвязь с поедаемостью корма.
15. Особенности кормления лососёвых и карповых рыб.
Вопросы к собеседованию по разделу 6. Биологические факторы резистентности рыб к болезням.
1. Биотические факторы, способствующие возникновению болезней у рыб.
2. Природная система защиты рыб от болезней.
3. Основные признаки, характеризующие поражение рыб паразитами.
4. Признаки, характерные для вирусных болезней рыб.
5. Признаки, характерные для бактериальных болезней рыб.
6. Признаки, характерные для болезней рыб, связанных с изменениями состава среды.
7. Организация мероприятий, направленных на профилактику болезней в рыбоводных хозяйствах.
8. Биологические основы использования лечебно-профилактических препаратов в рыбоводстве.
Вопросы к коллоквиуму по разделу 2. Биологические основы искусственного воспроизводства рыб
1. Экологические группы рыб.
2. Расскажите о способах икрометания.
3. Классификация этологических секций и групп рыб. Что лежит в основе данной классификации?
4. Характеристика этологической секции –« не охраняющие потомство» и групп внутри этой секции.
5. Характеристика этологической секции –«охраняющие потомство».
6. Характеристика этологической секции –« вынашивающие потомство».
7. Особенности строения яйцевых оболочек рыб.
8. Приспособления развивающейся икры, обеспечивающие оптимальный газообмен.
9. Приспособления у эмбрионов для оптимального процесса дыхания.
10. Приспособления в строении у вылупившихся свободных эмбрионов, обеспечивающие оптимальное дыхание.
11. Критические периоды в развитии рыб и их влияние на рыбоводный процесс.
12. Периоды, этапы и стадии развития рыб и роль внешних факторов в онтогенезе.
13. Типы половых циклов самок и самцов.
14. Нарушения гаметогенеза и половой цикличности рыб на фоне экологических изменений.
15. Факторы, стимулирующие переход рыб в нерестовое состояние.
16. Гормональная регуляция половых процессов у рыб.
17. Методы стимулирования созревания половых продуктов у рыб.
18. Практическое применение гипофизарных инъекций в рыбоводстве.
19. Препараты, альтернативные гипофизарным, эффективность их использования.
20. Оценка качества производителей по морфофизиологическим покзателям.
21. Принципы племенной работы в рыбоводстве.
22. По каким признакам определяют зрелость икры и готовность к оплодотворению?
23. Биологические особенности получения зрелой икры. Факторы, влияющие на эффективность процесса.
24. Факторы, влияющие на жизнеспособность спермиев рыб.
25. Критерии для оценки качества, полученных в результате сцеживания половых продуктов рыб.
26. Биологические основы эффективного процесса осеменения икры.
27. Требования при хранении икры и спермы рыб. Криоконсервация половых продуктов рыб.
28. Значение процесса набухания и обесклеивания икры при подготовке к инкубации.
29. Биологические особенности инкубации икры разных видов рыб.
30. Виды инкубационных аппаратов, особенности их устройства в связи с биологическими особенностями развивающихся эмбрионов.
Вопросы к коллоквиуму по разделу 3. Особенности анатомического строения рыб разных видов, определение возраста, классификация рыб по жирности. Идентификационные признаки принадлежности разных видов рыб к семействам.
1. Анатомическое строение тела рыбы. Части и области.
2. Анатомическое строение скелета рыбы.
3. Анатомическое строение органов дыхания и кровообращения.
4. Анатомическое строение органов пищеварительной и мочевыделительной системы.
5. Какие органы у рыб относятся к кроветворным?
6. Какие функции у рыб выполняет плавательный пузырь? Как обеспечивается гидростатика у беспузырных рыб?
7. Биологические особенности нервной системы рыб.
8. Анатомо-биологические особенности органов чувств у рыб
9. Типы чешуи и разновидности формы тела у рыб.
10. Как определяют возраст рыбы , и каким образом его указывают в рыбоводных документах?
11. Классификация рыб по жирности.
12. Морфометрические показатели для оценки роста и развития рыб.
13. Правила проведения измерений рыбы.
14. Расчеты основных индексов, отражающих рост и развитие рыб.
15. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность рыб к семействам.
16. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству осетровых. Назвать представителей семейства.
17. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству лососевых. Назвать представителей семейства.
18. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству карповых. Назвать представителей семейства.
19. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семействам окуневых и щуковых. Назвать представителей семейства.
20. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству скумбриевых и тунцовых. Назвать представителей семейства.
21. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству мерлузовых и тесковых. Назвать представителей семейства.
22. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству сельдевых. Назвать представителей семейства.
23. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству камбаловых. Назвать
24. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству хариусовых. Назвать представителей семейства.
25. Основные идентификационные признаки, определяющие принадлежность к семейству кефалевых. Назвать представителей семейства.
Система знаний по дисциплине «Биологические основы рыбоводства» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным и практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по биологии рыб» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на затрагиваемые попутно теоретические аспекты биологии рыб. Например, на понятия рекапитуляции, субституции и конвергенции, биологического и морфо-анатомического прогресса, на «закон большого числа», на роль увеличения размеров животных в процессе эволюции и уменьшающейся в результате относительной поверхности тела и другие закономерности сравнительной анатомии рыб и их эволюции. Необходимо, чтобы студенты это записывали (это же относится к терминологии, чтобы студенты постепенно усваивали такие обыденные понятия, как терминальный, апикальный, базальный, латеральный, вентральный, дорсальный и т.п.). Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические и лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные и практические занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать альбомы, тетради для записи, выставлена на столы оптика и пр.). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, с конкретными объектами, которые они должны изучить, с их видовой принадлежностью, с их таксономическим статусом, с основными чертами их морфологии и анатомии. После этого он должен ознакомить их с особенностью наглядных пособий (препаратов), которые они должны изучить. Если на занятии предусматривается вскрытие животных, преподаватель должен показать и объяснить, как это делается и как изготавливаются временные препараты для микроскопирования, и что студент должен на препаратах увидеть и зарисовать. На это также не должно
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников и статей из литературы, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Биологические основы рыбоводства», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Биологические основы рыбоводства» следует усвоить:
- основные направления эволюции рыб;
- биологические особенности основных видов рыб, связанных с обеспечением жизненных потребностей человека;
- систематику рыб;
- технологию разведения и выращивания рыб.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году