(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. История развития микробиологии, основные направления и ее роль в народном хозяйстве.
2. Использование продуктов микробного синтеза для кормления животных.
3. Распространение микроорганизмов в природе.
4. Основные признаки классов грибов.
5. Роль грибов в природе и народном хозяйстве.
6. Вирусы. Морфология, принципы классификации.
7. Бактериофаги, их роль в природе, сельском хозяйстве.
8. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.
9. Рост и размножение микроорганизмов. Способы и скорость размножения.
10. Наследственность микроорганизмов. Мутации. Возможные области применения генной инженерии.
11. Характер взаимоотношений между организмами. Практическое использование этих явлений в народном хозяйстве.
12. Основы консервирования сырья и продуктов на принципах биоза, абиоза, анабиоза, и ценоанабиоза.
13. Микрофлора тела животных.
14. Микрофлора воды и воздуха.
15. Превращение микроорганизмами соединений фосфора, серы и железа.
16. Антибиотики и их продуценты, использование антибиотиков в сельском хозяйстве.
17. Возбудители микозов и микотоксикозов.
19. Микробиологические процессы в навозе.
20. Микрофлора различных компостов.
21. Микрофлора торфяных подстилок.
22. Основные методы обеззараживания сырья животного происхождения.
23. Микроорганизмы – вредители производства.
2. Эндогенный путь обсеменения мяса. Причины, условия, меры предотвращения.
3. Экзогенный путь обсеменения. Источники, причины, меры профилактики.
4. Микробиология охлажденного мяса. Виды порчи, возбудители, условия возникновения
5. Микробиология замороженного мяса (замораживание, хранение, дефростация).
6. Микробиология вареных колбас. Источники микрофлоры, методы уменьшения обсеменения микроорганизмами.
7. Сравнительная стойкость в хранении разных видов колбас и других мясопродуктов.
8. Микробиология сыровяленых, сырокопченых, варенокопченых колбас.
9. Микробиология посола и соленых мясопродуктов. Санитарные требования к рассолам.
10. Микробиология мясных консервов. Источники микрофлоры. Стерилизация. Промышленная стерильность. Остаточная микрофлора консервов. Микробиологические показатели.
11. Микробиологический контроль консервов до и после стерилизации.
12. Микробиологический контроль колбас (обязательный, плановый). Показатели, нормативы, методы определения.
13. Микробиологические критерии безопасности пищевых продуктов.
14. Микробиологическое исследование мяса. Определение свежести мяса бактериологическим методом.
15. Методы термической обработки, применяемые в мясоперерабатывающих производствах.
16. Влияние технологических факторов (посол, копчение, сушка) на микроорганизмы в мясных продуктах.
17. Санитарно-показательные микроорганизмы, их характеристика.
18. Санитарно-бактериологический контроль на предприятиях пищевой промышленности.
19. Видовой состав поверхностной микрофлоры рыбы в зависимости от района питания.
20. Естественная микрофлора рыбы.
21. Нормальная микрофлора кожи, жаберных пластинок и слизистых оболочек органов пищеварения рыб.
22. Микрофлора жабр, внутренних органов, желудочно-кишечного тракта, мышечной ткани.
23. Носители патогенных микроорганизмов среди рыб.
24. Рыбы - носители возбудителей инфекционных болезней и токсикоинфекций.
25. Микробиологические процессы при посмертном изменении тканей рыбы.
26. Возбудители гнилостного распада тканей рыбы.
27. Хранение рыбы подо льдом.
28. Изменение количественного и видового состава микроорганизмов в зависимости от температуры и времени выдержки.
29. Хранение рыбы в охлажденной морской воде с добавлением антибиотиков.
30. Изменение микрофлоры в динамике при хранении рыбы.
Тесты:
1. Как называются холодолюбивые микроорганизмы?
1. психрофильными
2. мезофильными
3. термофильными
4. оптимальными
2. Вид молочнокислого брожения, при котором образуется только молочная кислота?
1. гомоферментативное
2. гетероферментативное
3. смешанное
4. пропионовокислое
3. Гниение, разложение белковых веществ это:
1. денитрификация
2. азотофиксация
3. аммонификация
4. нитрификация
4. Молоко приобретает горький вкус, образуются газы под действием микробов:
1. маслянокислых
2. аммонификаторов
3. нитрификаторов
4. плесневых грибов
5. При производстве какого кисломолочного напитка используют чистые культуры дрожжей?
1. кефир
2. кумыс
3. ацидофилин
4. тан
6. Продукты смешанного брожения:
2. ряженка
3. кумыс
4. сметана
7. Вспучивание сыра вызывают бактерии:
1. молочнокислые
2. пропионовокислые
3. сахаромицеты
4. кишечная палочка
8. Содержание спирта в кумысе в %
1. 5-6
2. 7-8
3. 1-2,5
4. 3-4
Система знаний по дисциплине «Пищевая микробиология молока, мяса, рыбы и их продуктов» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные занятия заканчиваются подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Пищевая микробиология молока, мяса, рыбы и их продуктов», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году