(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
структурированных продуктов питания
повышенной пищевой ценности из
растительного и прудового рыбного сырья /Лек/
биологических ресурсов /Лаб/
веществ из рыб и млекопитающих /Лек/
млекопитающих /Лек/
водорослей и трав /Лаб/
беспозвоночных /Лаб/
1. Предмет дисциплины «Технология продукции из рыбы и морепродуктов», ее задачи и место в подготовке специалистов.
2. Современное состояние добычи и переработки гидробионтов.
3. Характеристика основных семейств промысловых рыб.
4. Зависимость технохимических параметров рыб от факторов внешней среды.
5. Прижизненные и посмертные изменения в рыбе.
6. Качество живой рыбы.
7. Основные пороки живой рыбы.
8. Особенности хранения рыбы в состоянии эубиоза и наркоанабиоза.
9. Хранение рыбы в живом виде с помощью электрошока.
10. Особенности консервирования рыбы с помощью охлаждения.
12. Пороки охлажденной рыбы.
13. Способы подсчета необходимого количества холода и продолжительности охлаждения рыбы.
14. Особенности технологии производства подмороженной рыбы.
15. Расчет продолжительности подмораживания рыбы различными способами.
16. Перспективные пути увеличения сроков хранения охлажденных и подмороженных гидробионтов.
17. Принцип термоанабиоза и повышение стойкости при хранении мороженных продуктов.
18. Способы замораживания рыбы.
19. Изменение теплофизических свойств мяса рыбы в процессе замораживания.
20. Технология замораживания рыбы в современных условиях.
21. Производство мороженной рыбы.
22. Глазирование замороженных продуктов.
23. Оценка качества мороженных гидробионтов.
24. Пороки мороженной рыбы.
25. Перспективные направления в холодильной технологии рыбы.
26. Современные способы размораживания рыбы.
27. Теплофизические процессы размораживания.
28. Перспективные направления в технологии размораживания рыбы.
29. Промышленные методы размораживания рыбы.
30. Изменение качества мороженной рыбы при размораживании.
31. Производство соленой рыбы.
32. Производство рыбы специального посола.
33. Производство пряной и маринованной рыбы.
34. Вкусоараматические вещества, применяемые при производстве пряной и маринованной рыбной продукции.
35. Основные дефекты соленой рыбы.
36. Пресервы специального и пряного посолов.
37. Пресервы из разделанной рыбы.
38. Технология производства пресервов из разделанной рыбы в ароматизированном масле с использованием коптильных препаратов в качестве ароматизатора.
39. Производство пресервных паст.
40. Дефекты пресервов.
41. Свойства икры-сырца.
42. Строение и размеры икринок. Цвет икры. Прочность оболочек икринок и вкус икры.
43. Химический состав икры. Первичная обработка икры и изменение ее свойств на этой стадии.
44. Способы консервирования икры. Обработка икры осетровых рыб.
45. Изменение состава и свойств икорных продуктов во время хранения.
46. Научные основы сушки рыбы. Формы и энергия связи воды в рыбе.
47. Изменение физико-химических показателей рыбы при ее обезвоживании.
48. Изменения биохимических показателей рыбы при сушке и вялении.
49. Технология производства сушеной и вяленой рыбы, перспективы ее развития.
50. Научные основы копчения рыбы.
51. Получение коптильного дыма.
52. Технология рыбы холодного копчения.
53. Технология рыбы горячего копчения.
54. Коптильные жидкости и перспективы их применения в рыбной промышленности.
55. Экологичность технологии копчения и влияние этого фактора на перспективу производства копченой продукции.
56. Дефекты копченой рыбы.
57. Ассортимент консервов и их классификация.
58. Обобщенная схема изготовления консервов. Общие и специальные процессы производства рыбных консервов.
59. Стерилизация рыбных консервов.
60. Технологические операции завершающего этапа производства рыбных консервов.
61. Кормовая продукция и сырье для ее производства. Технология комовой муки.
62. Кормовая и биологическая ценность кормовой муки.
63. Технология кормов химического консервирования.
64. Технология продуктов специального назначения: гуанина, жемчужного пата, технического и пищевого клеев.
65. Жировая продукция и сырье для его производства. Биологическая ценность рыбьего жира.
66. Способы выделения жира из жиросодержащего сырья.
67. Способы рафинации жиров.
68. Технология жиров: технология медицинского, ветеринарного, пищевого жира; технология технических продуктов на основе рыбьего жира.
69. Экологические аспекты производства рыбных жиров.
2 Международные соглашения в области рыбохозяйственной деятельности
3 Перспективы развития переработки рыбы и рыбопродуктов.
4 Источники сырья для переработки рыбы и рыбопродуктов.
5 Современное состояние развития аквакультуры в РФ
7 Доля рыбной продукции России на мировом рынке.
8 Международные требования качества и безопасности рыбной продукции
9 Международные соглашения в области производства марикулльтуры
10 Современные формы аквакультуры в РФ
11 Проблемы современной аквакультуры России
12 Проблемы современной мировой аквакультуры
13 Понятие о химическом составе рыб.
14 Влияние химического состава рыбы на пищевую ценность.
15 Влияние мест обитания на химический состав рыбы
16 Прудовая рыба как сырье для производства продукции
17 Океаническая рыба как сырье для производства продукции
18 Морская рыба как сырье для производства продукции
19 Особенности рационального использования прудовых рыб.
20 Особенности рационального использования морских рыб.
21 Особенности рационального использования океанических рыб
22 Характеристика гидробионтов
23 Классификация гидробионтов
24 Значение гидробионтов для питания
25 Значение гидробионтов перерабатывающей промышленности
26 Общие принципы качества и безопасности гидробионтов.
27 Живая рыба.
28 Качество живой рыбы.
29 Основные условия и сроки хранения живой рыбы
30 Основные условия и сроки реализации живой рыбы
31 Основные условия и сроки хранения рыбы-сырца
32 Основные условия и сроки реализации живой-сырца
33 Беспозвоночные как объект марикульуры
34 Водоросли как объект марикульуры
35 Требования к условиям содержания живой рыбы.
36 Особенности содержания живой рыбы в разных морях
37 Требования к условиям содержания объектов аквакультуры (рыбоводства)
38 Изменение качества рыбы при хранении
39 Качество рыбы при хранении.
40 Изменение качества рыбы при транспортировке.
41 Качество рыбы при перевозке
42 Понятие о рыбном сырье.
43 Классификация рыбного сырья.
44 Ракообразные
45 Головоногие моллюски
46 Двустворчатые моллюски
47 Иглокожие
48 Водоросли
49 Подготовка сырья к обработке.
50 Подмораживание рыбы.
51 Замораживание водного сырья.
52 Обратимость процесса холодильного консервирования гидробионтов.
53 Глазирование мороженой рыбы.
54 Технология пищевого рыбного фарша
55 Технология продукции из морских растений.
56 Холодильное хранение мороженой продукции.
57 Транспортирование мороженой продукции.
58 Технология размораживания
59 Посол рыбы.
60 Основы технологии пресервов.
61 Понятие о мороженой рыбе
62 Качество мороженной рыбы
63 Технология мороженой рыбы
64 Технология филе.
65 Технология пищевого рыбного фарша
66 Технология продукции из нерыбных объектов
67 Общее понятие о нерыбных объектах.
68 Консервы из водного нерыбного сырья.
69 Технология продукции из морских растений.
70 Морская водоросль.
71 Технологический процесс производства пресервов из ламинарии.
72 Приготовление маринадной заливки.
73 Техника посола.
75 Приготовление рыбы с пряностями
76 Пряный посол
77 Приготовление рыбы с маринадами
78 Маринованая рыба
79 Причины образования, состав и свойства тузлуков
80 Пресервы из рыбы.
81 Пресервы из рыбы.
82 Дефекты пресервов.
83 Технология икры.
84 Классификация икры и ее аналогов.
85 Упаковка икры.
86 Маркировка икры
87 Транспортирование икры
88 Хранение икры
89 Созревание соленой продукции.
Технология производства фарша из минтая «Особого».
Технология производства фарша из кижуча «Восточного».
Технология производства щупалец кальмара мороженых.
Технология производства пресервов специального посола.
Технология производства пресервов в мелкой расфасовке в томатной заливке.
Технология производства икры минтая пробойной соленой.
Технология производства икры горбуши соленой баночной.
Технология производства пряно-маринованной рыбы.
Технология производства рыбы солено-мороженой.
Технология производства консервов «Навага обжаренная в масле».
Технология производства консервов «Скумбрия обжаренная в масле».
Технология производства консервов «Печень трески натуральная».
Технология производства консервов «Корюшка обжаренная в масле».
Технология производства консервов «Печень минтая по-приморски».
Технология производства паштетных консервов из печени тресковых.
Технология производства консервов «Треска обжаренная в масле».
Технология производства консервов «Голец натуральный».
Технология производства нерки холодного копчения.
Технология производства консервов «Сельдь тихоокеанская жирная в желе».
Технология производства консервов «Сайра бланшированная в масле».
Технология производства консервов «Паштет из камбалы».
Технология производства консервов «Тефтели в томатном соусе».
Технология производства консервов «Голец обжаренный в томатном соусе».
Технология производства камбалы вяленой.
Технология производства сельди горячего копчения.
Технология производства витамина А в жире.
Технология производства кормовой муки прессово-сушильным способом с использованием подпрессового бульона.
1. Состояние и перспективы производства, потребления и торговли рыбой и рыбными товарами. Основные водоемы и районы рыболовства – океанические и внутренние, искусственного разведения рыб.
2. Анатомическое строение рыбы и классификация основных промысловых рыб по степени окостенения скелета, по месту обитания, характеру питания, по физиологическому состоянию, способу и сезону лова.
3. Анатомические признаки, положенные в основу деления рыб на семейства и роды. Сравнительная характеристика семейства осетровых и лососевых. Отдельные представители. Особенности пищевого использования.
4. Сравнительная характеристика семейства тресковых, карповых и окуневых. Отдельные представители. Особенности пищевой ценности и их использование.
5. Сравнительная характеристика семейства скумбриевых, ставридиевых и сельдевых. Отдельные представители. Особенности пищевой ценности и использование.
6. Сравнительная характеристика химического состава и пищевой ценности мяса убойных животных и рыбы.
7. Живая товарная рыба. Условия и способы перевозки. Хранение в садке и аквариумах. Условия и сроки реализации.
8. Основные болезни рыб и их отличительные признаки. Правила приемки живой рыбы по количеству и качеству.
9. Охлажденная рыба. Факторы, влияющие на качество охлажденной рыбы. Экспертиза качества и сроки хранения. Изменения в процессе хранения. Дефекты, возникающие при хранении, и допустимые пороки.
10. Мороженая рыба. Способы замораживания и факторы, формирующие качество. Признаки идентификации, процессы, происходящие в рыбе при замораживании и хранении. Глазированная рыба. Экспертиза качества. Условия и сроки хранения.
11. Соленые рыбные товары. Способы посола и разделки. Сущность посола и созревания. Ассортимент, качество и
12. Сравнительная характеристика сушеной и вяленой рыбы по исходному сырью, особенностям обработки, назначению и качеству. Характеристика ассортимента сушеной и вяленой рыбы. Качество, возможные дефекты. Хранение.
13. Сравнительная характеристика рыбных консервов и пресервов по сырью, обработке, условиям и срокам хранения. Ассортимент, качество, возможные дефекты консервов и пресервов.
14. Сравнительная характеристика рыбы холодного и горячего копчения по пищевой ценности, признакам идентификации, показателям качества, условиям и срокам хранения, предреализационной подготовке.
15. Балычные изделия. Товароведная характеристика. Классификация и признаки идентификации. Экспертиза качества. Условия и сроки хранения.
16. Икорные товары. Сравнительная характеристика осетровой и лососевой икры по пищевой ценности, признакам классификации, строению, упаковке, маркировке, хранению.
17. Общие сведения о рыбе. Главнейшие районы промысла. Классификация промысловых семейств: семейства, роды, виды. Классификация рыбы по различным признакам (строению, образу жизни, длине и массе, упитанности, сезону улова, полу; содержанию жира и белка).
18. Рыбные консервы. Классификация, ассортимент. Химический состав и пищевая ценность. Виды рыб, используемых для производства консервов. Особенности шпротного и сардинного производства. Требования к качеству.
Дефекты. Хранение.
19. Икра. Общие сведения о строении. Химический состав и пищевая ценность икры. Икра лососевых рыб.
20. Сушеные рыбные продукты. Виды рыб, пригодных для сушения. Пресносушеная и солёно-сушеная рыба. Способы сушки и процессы, происходящие при этом. Понятие сублимационной сушки рыбы.
21. Икра. Общие сведения о строении, химический состав и пищевая ценность икры. Икра осетровых рыб. Виды. Особенности приготовления. Пищевая ценность.
22. Икра частиковых рыб. Виды. Требования к качеству. Дефекты икорных товаров. Упаковка, маркировка.
23. Вяленые рыбные товары. Сущность и способы вяления рыбы. Созревание рыбы и балычных изделий. Сорта. Требования к качеству. Дефекты.
24. Копченые рыбные товары. Виды рыб, используемых для копчения. Виды копчения (холодное, горячее и полугорячее). Газовое (дымовое), мокрое (бездымное), электростатическое, смешанное копчение.
25. Изменение свойств рыбы при холодном и горячем копчении. Виды и ассортимент копченых рыбопродуктов. Требования к качеству, дефекты. Хранение.
26. Классификация солёных сельдей и других сельдевых. Солёные лососевые, скумбриевые, сиговые, особенности их разделки и посолки. Прочая солёная рыба (не созревающая при посоле). Дефекты солёных рыбных товаров. Упаковка. Хранение. Требование к качеству.
27. Мороженая рыба. Виды и сорта. Способы замораживания. Изменение качества мороженой рыбы при хранении. Требование к качеству.
28. Соленая рыба. Сущность и способы посола и их влияние на качество. Сущность созревания рыбы при посоле. Виды солёных рыбных товаров.
29. Охлажденная рыба. Значение и сущность охлаждения. Способы разделки рыбы перед обработкой. Способы охлаждения и их влияние на качество.
30. Живая товарная рыба. Виды рыб, реализуемых в живом виде. Перевозка рыбы.
31. Посмертные изменения, происходящие в рыбе после улова. Требования качеству живой рыбы. Болезни рыбы.
32. Особенности химического состава и пищевой ценности рыбы. Характеристика белков, жиров,витаминов, экстрактивных и минеральных веществ, ферментов рыб. Факторы, влияющие на химический состав рыбы.
33. Строение и морфологический состав тканей рыб. Краткая характеристика рыб основных промысловых семейств – лососевых, осетровых, сельдевых, карповых, ставридовых, тресковых, скумбриевых и др.
34. Мороженая рыба. Виды рыб, используемых для замораживания. Товарные сорта. Способы замораживания. Изменения качества мороженой рыбы при хранении. Требования к качеству мороженой рыбы. Дефекты. Хранение.
35. Рыбные пресервы. Классификация и ассортимент. Химический состав и пищевая ценность. Виды рыб, используемых для производства пресервов. Требования к качеству. Дефекты. Хранение.
36. Вяленые рыбные товары. Сущность и способы вяления рыбы. Созревание рыбы и балычных изделий при вялении. Виды вяленой рыбы и балычных изделий. Сорта. Требования к качеству. Дефекты.
37. Визига. Пищевая рыбная мука. Рыбные концентраты. Требования к качеству. Дефекты. Упаковка, транспортировка и хранение.
38. Рыбные полуфабрикаты: котлеты, биточки и прочие. Сырьё, основы производства. Требования к качеству. Дефекты. Условия и сроки реализации. Упаковка и маркировка. Требования к качеству. Дефекты. Хранение.
39. Солёная и маринованная рыба. Теоретические основы и способы посола. Классификация по содержанию соли. Ассортимент солёной и маринованной рыбы, в том числе пряного посола. Упаковка, перевозка, хранение. Требования к качеству. Дефекты солёной и маринованной рыбы и меры их предупреждения.
40. Рыбные консервы. Классификация и ассортимент. Химический состав и пищевая ценность. Виды рыб, используемых для производства консервов. Особенности шпротного и сардинного производства. Требования к качеству. Дефекты. Хранение.
Перечень вопросов, выносимых на опрос
1. Производство соленой рыбы.
2. Производство рыбы специального посола.
3. Производство пряной и маринованной рыбы.
4. Вкусоароматические вещества, применяемые при производстве пряной и маринованной рыбной продукции.
5. Основные дефекты соленой рыбы.
6. Пресервы специального и пряного посолов.
8. Технология производства пресервов из разделанной рыбы в ароматизированном масле с использованием коптильных препаратов в качестве ароматизатора.
9. Производство пресервных паст.
10. Дефекты пресервов.
11. Свойства икры-сырца.
12. Строение и размеры икринок. Цвет икры. Прочность оболочек икринок и вкус икры.
13. Химический состав икры. Первичная обработка икры и изменение ее свойств на этой стадии.
14. Способы консервирования икры. Обработка икры осетровых рыб.
15. Изменение состава и свойств икорных продуктов во время хранения.
16. Научные основы сушки рыбы. Формы и энергия связи воды в рыбе.
17. Изменение физико-химических показателей рыбы при ее обезвоживании.
18. Изменения биохимических показателей рыбы при сушке и вялении.
19. Технология производства сушеной и вяленой рыбы, перспективы ее развития.
20. Научные основы копчения рыбы.
21. Получение коптильного дыма.
22. Технология рыбы холодного копчения.
23. Технология рыбы горячего копчения.
24. Коптильные жидкости и перспективы их применения в рыбной промышленности.
25. Экологичность технологии копчения и влияние этого фактора на перспективу производства копченой продукции.
26.Дефекты копченой рыбы.
Примерные тесты для контроля знаний:
1. При каком способе предварительного посола влияние пряностей на вкус и запах рыбы проявляется слабее?
а) при сухом способе;
б) при мокром посоле;
в) при смешанном способе.
2. Какую рыбу лучше использовать для приготовления пряной продукции? а) ставрида;
б) лосось;
в) палтус.
3. В каких пресервах быстрее пройдет процесс созревания?
а) в пресервах из скумбрии;
б) из ставриды;
в) из лосося.
4. Как протекает протеолиз в мясе рыбы, расфасованной в мелкую тару?
а) протекает более интенсивно;
б) протекает менее интенсивно;
в) размер тары не влияет на протеолиз.
5. Каково предельное значение кислотного числа масла при обжарке рыбы (мг KOH на 100 г масла)? а) 2,5 – 3;
б) 4,5 – 5;
в) 6,5 – 7.
6. Какую рыбу перед копчением предпочтительнее обработать смешанным посолом? а) сазан;
б) лосось;
в) хамса.
7. Как влияет содержание жира в копченой рыбе на соленость продукта?
а) повышает соленость продукта;
б) понижает;
в) не влияет на соленость продукта.
8. Какой дым содержит меньше бензапирена?
а) дым, полученный из дров;
б) дым, полученный из опилок;
в) дым, полученный из стружки.
9. Как изменяется окраска поверхности копченой рыбы в первые дни хранения?
а) становится менее интенсивной;
б) становится более интенсивной.
10. Укажите витамин, наиболее устойчивый в процессе стерилизации рыбных консервов:
а) В1;
б) А;
11. Из какой рыбы целесообразнее приготовить рыбную колбасу?
а) из тунца;
б) из путассу;
в) из ставриды.
12. Какой способ наиболее эффективен для повышения качества стерилизованной продукции? а) пастеризация;
б) тиндализация;
в) термостабилизация.
13. Сколько суток необходимо выдерживать готовые рыбные консервы на складе перед реализацией? а) 7 суток;
б) 11 суток;
в) 20 суток.
14. К недостатку обработки рыбы в парах коптильной среды относится:
а) высокий расход коптильного препарата;
б) медленное взаимодействие с продуктом;
в) трудность применения при холодном копчении.
15. Сколько процентов составляет содержание влаги в рыбе холодного копчения?
а) 16 – 18%;
б) 26 – 32%;
в) 42 – 53%.
16. Укажите главный недостаток установок башенного типа для копчения рыбы:
а) неравномерность продукции по качеству;
б) нерациональное использование коптильной среды;
в) громоздкость оборудования и сложность его санитарной обработки.
17. Как влияет увеличение концентрации кислорода в зоне горения на окраску рыбопродукции?
а) ухудшает цвет продуктов;
б) способствует более интенсивному окрашиванию продуктов;
в) не влияет на цвет продукта.
Система знаний по дисциплине «Технология продукции из рыбы и морепродуктов» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Технология продукции из рыбы и морепродуктов», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Технология продукции из рыбы и морепродуктов» следует усвоить:
- технологические свойства традиционных и новых объектов рыбной отрасли;
- способы транспортировки и хранения объектов рыбной промышленности;
- направления холодильной обработки объектов рыбной промышленности;
- технологии соленых продуктов и икры;
- технологии сушеной, вяленой и копченой продукции;
- технологии производства рыбных консервов.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету и экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году