2024-2025_19_03_03_24-1_Продукты питания жив_ происхождения_plx_Технология производства кисломолочной продукции_ творога и сыров
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Биотехнологий и переработки сельскохозяйственной продукции
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.05.01
Технология производства кисломолочной продукции, творога и сыров
Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
32
32
32
32
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р биол. наук, проф., Ларионов Геннадий Анатольевич
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 936).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Технология производства кисломолочной продукции, творога и сыров" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.03 Продукты питания животного происхождения

Направленность (профиль) Технология продуктов питания животного происхождения, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьева Н.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Изучить технологии производства кисломолочной продукции, творога и сыров
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Технология производства мясной продукции
2.1.2
Технология производства мясных полуфабрикатов, колбасных изделий и копченостей
2.1.3
Учебная практика, технологическая практика
2.1.4
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Технология молока и молочных продуктов
 
2.2.2
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен разрабатывать системы мероприятий по повышению эффективности технологических процессов производства высококачественных безопасных продуктов питания животного происхождения
 
ПК-3.1 Готовит предложения по повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, направленных на рациональное использование и сокращение расходов сырья, материалов, снижение трудоемкости производства продукции, повышение производительности труда, экономное расходование энергоресурсов в организации, внедрение безотходных и малоотходных технологий переработки животного сырья
 
 
 
ПК-3.2 Проводит математическое моделирование и расчет производственных и непроизводственных затрат действующих и модернизируемых производств пищевой продукции на автоматизированных технологических линиях на базе стандартных пакетов прикладных программ для оценки эффективности производства и технико-экономического обоснования строительства новых производств, реконструкции и модернизации технологических линий и участков
 
 
 
ПК-3.3 Организует работы по применению передовых технологий для повышения эффективности технологических процессов производства продуктов питания животного происхождения
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
технологии производства кисломолочных прдуктов, творога и сыров
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
пользоваться оборудованием для производства кисломолочных прдуктов, творога и сыров
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
оценки молока и молочной продукции по органолептическим и физико-химическим показателям
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение

 
Введение /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
 
Раздел 2. Технология производства кисломолочных продуктов

 
Технология производства кисломолочных напитков резервуарным способом /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства кисломолочных напитков резервуарным способом /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
2
учебная дискуссия

0
 
Технология производства кисломолочных напитков резервуарным способом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
устный ответ на вопрос, собеседование
0
 
Оснащенность
 
Технология производства кисломолочных напитков термостатным способом /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства кисломолочных напитков термостатным способом /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства кисломолочных напитков термостатным способом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
устный ответ на вопрос, собеседование
0
 
Технология производства сметаны /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства сметаны /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства сметаны /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
устный ответ на вопрос, собеседование
0
 
 
Раздел 3. Технология производства творога

 
Технология производства творога кислотно-сычужным способом /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
2
проблемная лекция;

учебная дискуссия

0
 
Технология производства творога кислотно-сычужным способом /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
4
учебная дискуссия

0
 
Технология производства творога кислотно-сычужным способом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
устный ответ на вопрос, собеседование
0
 
Технология производства творога кислотным способом /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства творога кислотным способом /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства творога кислотным способом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
устный ответ на вопрос, собеседование
0
 
 
Раздел 4. Технология производства сыров

 
Технология производства мягких сыров /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
2
проблемная лекция;

учебная дискуссия

0
 
Технология производства сыра "Академический" /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства мягких сыров /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
устный ответ на вопрос, собеседование
0
 
Технология производства рассольных сыров /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
2
0
 
Технология производства сыра "Сулугуни" /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
0
 
Технология производства рассольных сыров /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
6
0
устный ответ на вопрос, собеседование
0
 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2

0
6
0
0
 
Оснащенность
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Производство кисломолочных продуктов.

2. Приготовление заквасок.

3. Классификация кисломолочных продуктов и их значение в питании человека.

4. Технология кисломолочных напитков.

5. Технология кефира.

6. Технология творога.

7. Технология производства кисломолочных продуктов резервуарным способами.

8. Технология производства кисломолочных продуктов термостатным способами.

9. Технология производства сметаны: ассортимент, характеристика и особенности производства.

10. Технология производства творога: ассортимент, характеристика, способы производства.

11. Технология производства творожных продуктов: ассортимент, характеристика, способы производства.

12. Расфасовка, упаковка и хранение различных кисломолочных продуктов.

13. Оборудование для производства кисломолочных продуктов.

14. Контроль производства кисломолочных продуктов.

15. Основные пороки кисломолочных продуктов.

16.   Виды сыров и их классификация.

17. Общая технология сыров.

18. Особенности технологии сыров с высокой температурой второго нагревания.  

19. Особенности технологии сыров с низкой температурой второго нагревания.

20. Особенности технологии сыров с низкой температурой второго нагревания и с повышенным уровнем молочнокислого брожения.

21. Технология сыров, созревающих при участии молочнокислых бактерий, микрофлоры сырной слизи и плесеней.  

22. Технология сыров с низкой температурой второго нагревания пониженной жирности.

23. Технология сыров с повышенным содержанием соли и сыров, созревающих в рассоле.

24. Технология сыров с повышенным содержанием соли и сыров, созревающих в рассоле.  

25. Технология мягких сыров, сыров, созревающих при участии плесеней и сырной слизи.  

26. Особенности технологии сыров со средней температурой второго нагревания.

27. Сыры лечебно-профилактического назначения и сывороточные сыры.

28. Технология плавленых сыров.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзамен не предусмотрен
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Курсовая работа не предусмотрена.
 
Технология производства кисломолочных напитков. 1. Кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного (молочнокислого и спиртового) брожения и сквашивания кобыльего молока с использованием заквасочных микроорганизмов – болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей – это … . а) кумыс б) кефир в) йогурт г) бифидок 2. Кисломолочный продукт, произведенный путем сквашивания топленого молока с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов – термофильных молочнокислых стрептококков с добавлением болгарской молочнокислой палочки или без ее добавления – это … . а) ряженка б) кефир в) йогурт г) бифидок 3. Кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного (молочнокислого и спиртового) брожения с использованием закваски, приготовленной на кефирных грибках, без добавления чистых культур молочнокислых микроорганизмов и дрожжей – это ... . а) ряженка б) кефир в) йогурт г) бифидок 4. Приемка и подготовка сырья, нормализация, очистка, гомогенизация, пастеризация, охлаждение до температуры заквашивания, заквашивание, сквашивание, перемешивание, охлаждение, внесение наполнителей (при необходимости), розлив, упаковывание, маркирование, хранение, транспортирование – это технологические операции производства 
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
кисломолочных напитков … способом. а) резервуарным б) термостатным в) традиционным г) раздельным 5. Приемка и подготовка сырья, нормализация, очистка, гомогенизация, пастеризация, охлаждение до температуры заквашивания, заквашивание, розлив заквашенной смеси в потребительскую тару, упаковывание, маркирование, сквашивание, охлаждение, хранение, транспортирование – это технологические операции производства кисломолочных напитков ... способом. а) резервуарным б) термостатным в) традиционным г) раздельным 6. Кефир вырабатывается следующими способами … . а) резервуарным и термостатным б) термостатным и раздельным в) традиционным и резервуарным г) раздельным и резервуарным 7. Кумыс по характеру сквашивания – это ... . а) кисломолочный напиток, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения б) кисломолочный напиток из кобыльего молока в) кисломолочный напиток, полученный в результате молочнокислого брожения г) кисломолочный напиток, полученный в результате пропионово-кислого брожения 8. Кисломолочный продукт, который произведен путем сквашивания сливок с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов – лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и массовая доля жира в котором составляет не менее чем 9 процентов – это … . а) сметана б) кумыс в) ряженка г) кефир 9. Какие операции включает в себя резервуарный способ выработки кисломолочных продуктов? а) приемка и подготовка сырья, нормализация, очистка, гомогенизация, пастеризация, охлаждение до температуры заквашивания, заквашивание, сквашивание, перемешивание, охлаждение, внесение наполнителей (при необходимости), розлив, упаковывание, маркирование, хранение, транспортирование б) очистка, гомогенизация, охлаждение, сквашивание, хранение в) пастеризация, гомогенизация, заквашивание, сквашивание, хранение г) нормализация, гомогенизация, охлаждение, заквашивание, охлаждение, хранение 10. Какие операции включает в себя термостатный способ производства кисломолочных продуктов? а) приемка и подготовка сырья, нормализация, очистка, гомогенизация, пастеризация, охлаждение до температуры заквашивания, заквашивание, розлив заквашенной смеси в потребительскую тару, упаковывание, маркирование, сквашивание, охлаждение, хранение, транспортирование б) нормализация, очистка, гомогенизация, пастеризация, заквашивание, сквашивание, розлив, охлаждение в) приемка, очистка, нормализация, гомогенизация, пастеризация, заквашивание, розлив, хранение г) очистка, пастеризация, гомогенизация, розлив, сквашивание, охлаждение, созревание 11. Процесс выдержки молока, а также сливок, других продуктов переработки молока или их смесей при определенных режимах для обеспечения достижения характерных для конкретного продукта органолептических, микробиологических, физико-химических или структурно-механических свойств – это ... . а) созревание б) сквашивание в) заквашивание г) томление Технология производства творога. 1. Подготовка молока, получение сырья требуемого состава, пастеризация, охлаждение до температуры заквашивания, заквашивание, сквашивание, дробление сгустка, отделение сыворотки, охлаждение творога, фасование – это технологические операции производства творога … способом. а) традиционным б) раздельным в) сепарирования г) резервуарным
 
Оснащенность
 
2. Замораживание творога - это ... . а) способ сохранения творога на длительное время б) придание продукции определённой формы в) процесс удаления сыворотки г) процесс кристаллизации воды 3. Сущность раздельного способа производства творога ... . а) очистка и охлаждение молока, хранение и транспортирование б) приемка молока, определение количества, очистка молока, сепарирование молока, нормализация молока, гомогенизация молока, пастеризация, стерилизация в) вначале получают обезжиренное молоко и высокожирные сливки, массовая доля жира в которых составляет 50-55%. Затем из обезжиренного молока вырабатывают нежирный творог и смешивают его с высокожирными сливками г) подготовка молока, получение сырья требуемого состава, пастеризацию, охлаждение до температуры заквашивания, заквашивание, сквашивание, дробление сгустка, отделение сыворотки, охлаждение творога, фасование 4. Белковый кисломолочный продукт, изготовляемый сквашиванием пастеризованного нормализованного цельного или обезжиренного молока (допускается смешивание с пахтой) с последующим удалением из сгустка части сыворотки и отпрессовыванием белковой массы - это ... . а) творог б) масло в) сыр г) казеин 5. Белковые кисломолочные продукты, вырабатываемые из творога, приготовленного из пастеризованного молока, с добавлением вкусовых и ароматических наполнителей – это ... . Выберите один ответ: а) творог б) творожные изделия в) сыр г) казеин 6. При производстве творога способом кислотно-сычужной коагуляции белков в молоко вносят ... . а) хлорид кальция, закваску, сычужный фермент б) соли-стабилизаторы, хлорид кальция, закваску, сычужный фермент в) поваренную соль, хлорид кальция, закваску, сычужный фермент г) йодированную соль, хлорид кальция, закваску, сычужный фермент 7. При производстве творога способом кислотной коагуляции белков в молоко вносят ... . а) закваску б) закваску, сычужный фермент в) хлорид кальция, закваску, сычужный фермент г) соли-стабилизаторы, хлорид кальция, закваску, сычужный фермент
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Крусь Г. Н., Храмцов А. Г., Волокитина З. В., Карпычев С. В., Шалыгина А. М.
Технология молока и молочных продуктов: учебник
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Хромова Л. Г., Востроилов А. В., Байлова Н. В.
Молочное дело: учебник
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Шарафутдинов Г. С., Сибагатуллин Ф. С., Балакирев Н. А., Шайдуллин Р. Р., Шувариков А. С., Аскаров Р. Ш., Шарафутдинова Э. А.
Стандартизация, технология переработки и хранения продукции животноводства: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.2
Миколайчик И. Н., Морозова Л. А., Субботина Н. А.
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
6.3.1.4
bCad Витрина
6.3.1.5
VisualStudio 2015
6.3.1.6
Office 2007 Suites
6.3.1.7
GIMP
6.3.1.8
MozillaFirefox
6.3.1.9
MozillaThinderbird
6.3.1.10
7-Zip
6.3.1.11
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.12
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.13
OfficeStandard 2010
6.3.1.14
OfficeStandard 2013
6.3.1.15
LibreOffice
6.3.1.16
ОС Windows Vista
6.3.1.17
ОС Windows 7
6.3.1.18
ОС Windows 8
6.3.1.19
ОС Windows 10
6.3.1.20
Ubuntu (Mint)
6.3.1.21
OpenOffice 4.1.1
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
 
Оснащенность
 
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
315
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.),  интерактивная доска (1 шт.), моноблок  Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна. 
Лек
 
14а
Учебная аудитория
Cтол для преподавателя с тумбой (1 шт.), кресло (2 шт.), столы ученические (11 шт.), стулья (20 шт.), шкафы для документов и для одежды (2 шт.), холодильник (1 шт.), МФУ лазерный Kyocera M2040DN (1 шт.), демонстрационное оборудование (ПК с выходом в сеть Интернет (1 шт.), интерактивная доска IQBoard DVT (1 шт.), проектор Acer X128H белый (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лаб
 
11а
Учебная аудитория
Столы технологические и другие столы (4 шт.), холодильник-морозильник Атлант (1 шт.), сепаратор молока Ротор СП003-01 (1 шт.), плита индукционная сенсорная (1 шт.), стеллажи (1 шт.), шкафы с специализированным инвентарем, оборудованием для изготовления сыра (1 шт.), бассейн для посолки (1 шт.), ванна длительной пастеризации (1 шт.), водонагреватель THERMEX Praktik 150V (1 шт.)
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Технология производства кисломолочной продукции, творога и сыров» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются технологии производства молочных продуктов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по технологии молочных продуктов и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего – к частному, а на ее завершающем этапе – возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать альбомы, тетради для записи, выставлена на столы оптика и пр.). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен  занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, с конкретными объектами, которые они должны изучить. После этого он должен ознакомить их с особенностями технологии производства отдельных видов молочных продуктов, которые они должны изучить. Если на занятии предусматривается изучение качества сырья и молочной продукции, преподаватель должен показать и объяснить методики исследований. На изучение 

 
Оснащенность
 
методов оценки качества молока и продукции не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на лабораторную или практическую работу, внесение результатов в рабочие тетради и их анализ – не менее 45 мин. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на предъявление на проверку работ, на прохождение текущего тестирования (письменного ответа на уже проработанные ранее темы лабораторных занятий). Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний о живом мире. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________