Б1_О_06 Системы качества и менеджмент в агрономии
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
15.01.2025 г.
 
Б1.О.06
Системы качества и менеджмент в агрономии
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Хмелеводство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
11 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
84
84
84
84
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Кондратьева Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Системы качества и менеджмент в агрономии" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Хмелеводство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 15.01.2025 г., протокол № 9.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у обучающихся системы компетенций, направленных на овладение знаниями и практическими навыками в области современных систем управления качеством на основе международных стандартов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.1 Вырабатывает стратегию сотрудничества и на ее основе организует работу команды для достижения поставленной цели
 
 
 
УК-3.2 Учитывает в своей социальной и профессиональной деятельности интересы, особенности поведения и мнения (включая критические) людей, с которыми работает/взаимодействует, в том числе посредством корректировки своих действий
 
 
 
УК-3.3 Обладает навыками преодоления возникающих в команде разногласий, споров и конфликтов на основе учета интересов всех сторон
 
 
 
УК-3.4 Предвидит результаты (последствия) как личных, так и коллективных действий
 
 
 
УК-3.5 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды. Организует обсуждение разных идей и мнений
 
 
 
УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
 
УК-5.1 Адекватно объясняет особенности поведения и мотивации людей различного социального и культурного происхождения в процессе взаимодействия с ними, опираясь на знания причин появления социальных обычаев и различий в поведении людей
 
 
 
УК-5.2 Владеет навыками создания недискриминационной среды взаимодействия при выполнении профессиональных задач
 
 
 
ОПК-6. Способен управлять коллективами и организовывать процессы производства
 
ОПК-6.1 Умеет работать с информационными системами и базами данных по вопросам управления персоналом
 
 
 
ОПК-6.2 Определяет задачи персонала структурного подразделения, исходя из целей и стратегии организации
 
 
 
ОПК-6.3 Применяет методы управления межличностными отношениями, формирования команд, развития лидерства и исполнительности, выявления талантов, определения удовлетворенности работой
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные понятия категории качества с философских, социальных, технических, правовых и экономических позиций;
3.1.2
- реализация алгоритма формирования системы менеджмента качества на предприятии.
3.1.3
- основные документы, регламентирующие экономическую деятельность;
3.1.4
- источники финансирования профессиональной деятельности;
3.1.5
- принципы планирования экономической деятельности
3.1.6
- теорию систем, методологию научного исследования, методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа;
3.1.7
- порядок разработки нормативов, методы организации оперативного учета, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, порядок ведения планово-учетной документации, договорной работы;
3.1.8
- применение методов управления качеством;
3.1.9
- оценки качества и конкурентоспособности продукции;
3.1.10
- понятия, функции и методы управления качеством;
3.1.11
- создание систем управления качеством в организации;
3.1.12
- законодательно-правовую базу регулирования стандартизации, сертификации, метрологии в РФ.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- проводить оценку технического уровня и качества продукции;
 
Оснащенность
 
3.2.2
- обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей;
3.2.3
- проводить анализ состояния управления качеством на предприятии;
3.2.4
- анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации, определять связи и зависимости между элементами информации, оценивать бизнес-возможности реализации проектов, оформлять результаты бизнес-анализа и исследований в соответствии с выбранными подходами;
3.2.5
- разрабатывать меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда;
3.2.6
- оценивать возможности применения современных моделей управления качеством в организации;
3.2.7
- выбирать методы и инструменты для планирования качества в зависимости от специфики объекта.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения простыми методами анализа и управления качеством;
3.3.2
- участия в разработке стратегии организации в области управления качеством;
3.3.3
- владения культурой мышления, быть способным к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей в области качества и выбору путей их достижения;
3.3.4
- работы с международными стандартами серии ИСО-9000;
3.3.5
- работы с документами по сертификации продукции, стандартизации, законом о защите прав потребителей.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Системы качества и менеджмент в агрономии 

 
Качество и конкурентоспособность в условиях рыночной экономики /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Функции, принципы и методы управления /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Исторические аспекты управления качеством /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Организационно-экономические основы квалиметрии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Оснащенность
 
Основы метрологии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Теоретические основы стандартизации /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
2
Проблемная лекция
0
 
История управления качеством. Стадии развития философии качества. Этапы эволюции в области качества /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Основные термины и определения. Качество как объект управления. Комплексное понятие качества в агрономии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Становление и развитие менеджмента качества /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Аспекты качества. Системный подход к управлению качеством /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Классификация показателей качества /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Качество и конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.

Оценка качества продукции разных производителей

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Оснащенность
 
Краткая история сертификации. Определение основных понятий сертификации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Организационно-экономические основы квалиметрии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Основы метрологии в агрономии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Теоретические основы стандартизации /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
Комплексный подход к обеспечению качества готовой продукции /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
1
Работа в малых группах
0
 
Управление качеством на предприятиях АПК /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

1
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
1
Работа в малых группах
0
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

84
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
Выполнение индивидуальных заданий. Работа в СДО.
0
 
Контроль /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ОПК-6.3 УК-5.1 УК-5.2 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-3.5
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Понятие категории качества

2. Качество как составляющий элемент конкурентоспособности

3. Квалиметрия (понятие, виды, объекты)

4. Показатели качества и их классификация

5. Методы и средства квалиметрии

6. Оценка конкурентоспособности продукции в агрономии

7. Управление качеством: понятие, функции и методы

8. Стратегическое и тактическое управление качеством на предприятии

9. Эволюция управления качеством

10. Системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000

11. Отраслевые системы менеджмента качества

12. Концепция всеобщего управления качеством (TQM)

13. Международные и национальные премии в области качества

14. Инструменты и технологии управления качеством

15. Формирование системы менеджмента качества на предприятии

16. Организация и функционирование службы качества на предприятии

17. Организация технического контроля продукции на предприятии

18. Аудит системы менеджмента качества на предприятии

19. Финансовые аспекты управления качеством в международных стандартах ИСО серии 9000

20. Экономический механизм управления затратами в системе менеджмента качества предприятия

21 Оценка результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия

22. Законодательно – правовое и нормативное обеспечение безопасности качества

23. Защита прав потребителей

24. Понятие и принципы технического регулирования

25. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

26. Понятие, цели, принципы и функции стандартизации

27. Национальная система стандартизации Российской Федерации

28. Международная и региональная стандартизация

29. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий

30. Сертификация систем менеджмента качества и экологическая сертификация

31. Сертификация на международном и региональной уровнях

32. Понятие метрологии

33. Товарные знаки в обеспечении качества и конкурентоспособности товаров

34. Понятие штрихового кодирования

35. Системы штрихового кодирования

36. Виды маркировки товаров

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
1. Представление качества, его связь с другими экономическими категориями ( эффективностью, прибыльностью, трудоемкостью, ценой и затратами),его разновидности.

2. Качество – всемирное поле для соперничества.

3. Японский метод управления качеством.

4. Российский и международный подход к управлению качеством

5. Развитие технологий и понятия качества.

6. Суть Тотального управления качеством (TQM).

7. Качество как экономическая категория.

8. Основные подходы к менеджменту качества.

9. Управление качеством, используя основы стандартов ИСО.

10. Системный подход к управлению качеством.

11. Направления по улучшению деятельности предприятия по совершенствованию качества.

12. Высшее руководство предприятия, его значимость в системе качества.

13. Формирование стратегии, тактики и планирования в системе менеджмента качества.

14. Ориентация на потребителя в системе менеджмента качества.

15. Методы и цели для оценки качества продукции в агрономии.

16. Важность обучения персонала в системе качества.

17. Место метрологии в системе менеджмента качества.

18. Методы и приёмы по работе в постоянном улучшении качества

19. Групповые подходы к оптимизации качества.

20. Место организации и оплаты труда в процессе улучшения качества.

21. Организация управления процессами, как важнейший элемент системы качества.

22. Организация системы сертификации в РФ и ее роль в международной системе организации

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
23. Статистическое регулирование процессов.

24. Принятие решений в системе менеджмента качества, основанных на фактах.

25. Привлечение субподрядчиков к процессу улучшения качества.

26. Правовые основы сертификации продукции и услуг.

27. Экономические аспекты управления несоответствующей продукцией.

28. Роль документации в системе управления качеством.

29. Объективные факторы стабильного повышения качества на предприятиях АПК.

30. Качество как объект управления.

31. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

32. Управление затратами на обеспечение качества.

33. Роль типизации и стандартизации в системе качества.

34. Юридические основы сертификации продукции и услуг.

35. Сущность и содержание сертификации.

36. Роль сертификации в улучшении качества и экономики предприятия.

37. Международный опыт в сертификации.

38. История управления качеством.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кружкова Т. И.
Менеджмент в агропромышленном комплексе: учебное пособие
Екатеринбург: УрГАУ, 2020
Электронный ресурс
 
Л1.2
Воробьёв А. А., Шадрина Н. Ю., Будюкин А. М.
Системы менеджмента качества: учебное пособие
Санкт-Петербург: ПГУПС, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.3
Ермолаева Е. О., Трофимова Н. Б., Сурков И. В., Позняковский В. М.
Управление качеством на предприятиях АПК: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2025
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Борисова А. А., Галимова А. Н., Горевая Е. С., Борисовой А. А., Озерниковой Т. Г.
Менеджмент: магистерская диссертация просто и в удовольствие: учебное пособие
Новосибирск: НГТУ, 2021
Электронный ресурс
 
Л2.2
Мамай О. В., Волконская А. Г., Галенко Н. Н.
Менеджмент: учебное пособие
Самара: СамГАУ, 2022
Электронный ресурс
 
Л2.3
Васильев Ю. Н.
Менеджмент качества
Санкт-Петербург: Лань, 2023
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
Project 2016
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
Office 2007 Suites
6.3.1.7
MozillaFirefox
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
57а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы ученические (23 шт.), стулья (53 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (проекционный экран LUMIEN (1 шт.), проектор Acer (6 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1шт.))  и учебно-наглядные пособия
 
50а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), парта 4-хместная со скамейкой (9 шт.), стулья  (12 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
45а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________