Б1_В_07 Экономика и организация производства хмеля
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
15.01.2025 г.
 
Б1.В.07
Экономика и организация производства хмеля
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Хмелеводство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Яковлева Марина Ивановна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика и организация производства хмеля" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Хмелеводство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 15.01.2025 г., протокол № 9.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студента знаний и умений по экономике и  организации производства хмеля в системе агропромышленного комплекса с учетом специфики сельскохозяйственного производства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-4. Способен определять объемы производства растениеводческой продукции исходя из потребностей рынка, планировать процессы менеджмента в растениеводстве и рассчитать экономическую эффективность применения технологических процессов, удобрений, средств защиты, новых сортов и гибридов
 
ПК-4.1 Определяет объемы производства растениеводческой продукции исходя из потребностей рынка и планирует процессы менеджмента в растениеводстве
 
 
 
ПК-4.2 Проводит расчет экономической эффективности применения технологических процессов, удобрений, средств защиты, новых сортов и гибридов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
этапы разработки технологический возделывания сельскохозяйственных культур;
3.1.2
потребности в земельных, материально-технических, финансовых и трудовых ресурсах; структуру посевных площадей;
3.1.3
экономическую оценку инвестиций;
3.1.4
анализ экономической эффективности технологических процессов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
составлять информационные базы по технологиям возделывания сельскохозяйственных культур;
3.2.2
определять потребности в земельных, материально-технических, финансовых и трудовых ресурсах;
3.2.3
оптимизировать структуры посевных площадей;
3.2.4
проводить экономическую оценку инвестиций;
3.2.5
проводить анализ экономической эффективности технологических процессов.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
составления информационной базы по технологиям возделывания сельскохозяйственных культур;
3.3.2
определения потребностей в земельных, материально-технических, финансовых и трудовых ресурсах;
3.3.3
оптимизации структуры посевных площадей;
3.3.4
проведения экономическую оценку инвестиций;
3.3.5
проведения анализа экономической эффективности технологических процессов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Основные экономические показатели и организация производства хмеля

 
Понятие, значение и применение технологической карты при возделывании хмеля.

Основные вопросы по экономике производства хмеля /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Расчёты по норме выработки, нормо-смены /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Оснащенность
 
Расчёты по норме выработки, нормо-смены /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

12
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
Подготовка реферата, выполнение тестовых заданий
0
 
Амортизация. Расчет суммы амортизационных отчислений на выполненный объем работы

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Амортизация основных средств и затрат на ремонт, техническое обслуживание и хранение машин /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
2
Решение ситуационных задач
0
 
Амортизация основных средств и затрат на ремонт, техническое обслуживание и хранение машин /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

10
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
Подготовка реферата, выполнение тестовых заданий
0
 
Оплата труда в хмелеводстве /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Оплата труда в хмелеводстве /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Оплата труда в хмелеводстве /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
Подготовка реферата, выполнение тестовых заданий
0
 
Состав производственных затрат в хмелеводстве /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Расчёт основных экономических показателей в хмелеводстве /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Расчёт основных экономических показателей в хмелеводстве /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
Подготовка реферата, выполнение тестовых заданий
0
 
Организация товарного производства хмелевого сырья в крупных и средних предприятиях /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Организация товарного производства посадочного материала хмеля /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Разработка мероприятий по снижению себестоимости и увеличению прибыли в с/х /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
Разработка мероприятий по снижению себестоимости и увеличению прибыли в хмелеводстве /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
4
0
Подготовка реферата, выполнение тестовых заданий
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
Оснащенность
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
ПК-4.1 ПК-4.2
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. 1. Организация производства продукции хмелеводства в сельскохозяйственных предприятиях.

2. Организация трудовых ресурсов в хмелеводстве и эффективность их использования.

3. Что такое себестоимость? Себестоимость продукции в хмелеводстве.

4. Что такое, прибыль?  Прибыль  продукции в хмелеводстве.

5. Что такое рентабельность? Рентабельность  продукции в хмелеводстве.

6. Интенсификация производства продукции в хмелеводстве

7. Экономическая эффективность использования сельскохозяйственной техники

8. Оплата труда при производстве хмеля.

9. Эффективность инвестиций и их оценка при производстве продукции хмелеводства.

10. Какие статьи затрат характерны для производства продукции хмелеводства

11.Дайте определение понятия «норма выработки»

12. Дайте определение понятия «нормо-смены»

13. Как производится перевод физического объёма тракторных работ в условные эталонные гектары?

14. Дайте определение понятия «тарифная ставка»  

15. Дайте определение понятия «тарифный фонд оплаты труда»

16. Амортизация при производстве продукции хмеля

17. Затраты на топливо, ГСМ, автотранспорт, электроэнергию  при производстве хмеля

18. Что такое,  прибыль?  Прибыль  в производстве продукции хмелеводства.

19. Основные мероприятия по снижению себестоимости продукции и увеличению прибыли продукции в хмелеводстве

20. Что такое условный чистый доход? Условный чистый доход в производстве продукции хмелеводства.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Тематика рефератов

1. Экономическая эффективность производства хмеля в Чувашской Республике.

2. Организационно-экономические факторы интенсификации хмеля

3. Технологические факторы интенсификации производства хмеля

4. Сортоводческие факторы интенсификации хмеля.

5. Экономическая эффективность орошения на хмельниках.

6. Экономическая эффективность применения минеральных удобрений на хмельниках.

7. Экономическая эффективность применения органических удобрений на хмельниках.

8. Экономическая эффективность применения биопрепаратов  на хмельниках.

9. Экономическая эффективность применения средств защиты на хмельниках.

10. Экономическая эффективность применения микроудобрений на хмельниках.

11. Пути повышения экономической эффективности производства и реализации хмеля в Чувашской Республике.

12. Организация товарного производства хмелевого сырья на предприятиях.

13. Организация товарного производства посадочного материала хмеля на предприятиях.

14. Организация производственной специализации в хмелеводстве.

15. Организация оценки продуктивности сортов хмеля в  Чувашии.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Макарец Л. И., Макарец М. Н.
Экономика отраслей растениеводства
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.2
Иванов Е. А., Пушкаренко Н. Н., Коротков А. В., Малинина Л. Ю., Христолюбов С. Н., Корнилова Л. М.
Учет текущих и капитальных затрат, включая закладку, на производство и реализацию продукции многолетних насаждений хмеля (включая питомники многолетних насаждений хмеля): методические рекомендации
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ, 2021
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.3
Иванов Е. А., Коротков А. В., Данилова Н. Л., Христолюбов С. Н., Малинина Л. Ю., Пушкаренко Н. Н., Корнилова Л. М.
Учетно-аналитическое обеспечение управления затратами в хмелеводстве: монография
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ, 2021
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Гаспарян И. Н., Сычев В. Г., Мельников А. В., Горохов С. А.
Основы производства продукции растениеводства: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2021
Электронный ресурс
 
Л2.2
Шевченко В. А., Фирсов И. П., Соловьев А. М., Гаспарян И. Н.
Практикум по технологии производства продукции растениеводства: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
журнал "Аграрная наука"
 
Э2
Справочно-поисковая система 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
BusinessStudio 4.0
6.3.1.4
VisualStudio 2015
6.3.1.5
Office 2007 Suites
6.3.1.6
GIMP
6.3.1.7
MozillaFirefox
6.3.1.8
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
112
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска,  Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
Пр
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Лек
 
Оснащенность
 
314
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.), моноблок Acer Aspire С22-865 (16шт.)) и учебно-наглядные пособия, стол компьютерный (16 шт.), кресла (16 шт.), кондиционер (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Студенты, изучающие дисциплину «Экономика и организация производства хмеля», должны обладать навыками работы с учебной литературой и другими информационными источниками (научными сборниками, материалами научных исследований, статьями из периодических изданий, научными работами, опубликованными в специальных изданиях и т.п.) в том числе, интернет-сайтами, а также владеть основными методами, техникой и технологией сбора и обработки информации.

Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Следует иметь в виду, что учебник или учебное пособие имеет свою логику построения: одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. При изучении любой темы рабочей программы следует постоянно отмечать, какие вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником должна быть ясность в том, какие темы, вопросы программы учебного курса вы уже изучили, а какие предстоит изучить по другим источникам. В случае возникших затруднений в понимании учебного материала следует обратиться к другим источникам, где изложение может оказаться более доступным.

Понимание и усвоение содержания курса невозможно без четкого знания основных терминов и понятий, используемых в данной дисциплине по каждой конкретной теме. Для этого студент должен использовать определения новых терминов, которые давались на лекции, а также в рекомендованных учебных и информационных материалах.

При изучении дисциплины «Экономика и организация производства хмеля» следует усвоить:

- понятие организации производства ;

- основные научные школы по организации производства;

- современные способы производства растениеводческой продукции;

- особенности технологии возделывания основных растениеводческих культур;

- особенности систем обработки почвы и защиты растений от вредителей и болезней;

- особенности расчета норм внесения удобрений.

Современные средства связи позволяют строить взаимоотношения с преподавателем и во время самостоятельной работы с помощью интернет-видео-связи, а не только во время аудиторных занятий и консультаций. Для продуктивного общения студенту необходимо владеть навыками логичного, последовательного и понятного изложения своего вопроса. Желательно, чтобы студент заранее написал электронное письмо, в котором перечислил интересующие его вопросы или вопросы, изучение которых представляется ему затруднительным. Это даст возможность преподавателю оперативно ответить студенту по интернет-связи и более качественно подготовиться к последующим занятиям.

Необходимо отметить, что самостоятельная работа с литературой и интернет-источниками не только полезна как средство более глубокого изучения любой дисциплины, но и является неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельности выпускника магистратуры.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________