Б1_В_03 Селекция и семеноводство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
15.01.2025 г.
 
Б1.В.03
Селекция и семеноводство
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Хмелеводство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Магистр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Лабораторные
14
14
14
14
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
80
80
80
80
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Селекция и семеноводство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Хмелеводство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 15.01.2025 г., протокол № 9.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний и умений по методам селекции, организации и технике селекционного процесса и семеноводству сельскохозяйственных культур, приобретение профессиональных навыков и формирование необходимых компетенций
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Управление почвенным плодородием
2.1.2
Агробиологические основы производства хмеля
2.1.3
Агрохимия хмеля
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-6. Способен определять потребности в ресурсах, обеспечить производство высококачественными семенами сортов и гибридов, удобрениями и ядохимикатами и организовать их рациональное использование
 
ПК-6.1 Определяет потребности в ресурсах, обеспечить производство высококачественными семенами сортов и гибридов, удобрениями и ядохимикатами
 
 
 
ПК-6.2 Организует рациональное использование высококачественных семян сортов и гибридов, удобрений и ядохимикатов
 
 
 
ПК-8. Способен управлять селекционно-семеноводческим структурным подразделением
 
ПК-8.1 Осуществляет планирование селекционных программ
 
 
 
ПК-8.2 Осуществляет управление деятельностью по реализации селекционных программ и первичному семеноводству
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
• цель, задачи селекции и семеноводства;
3.1.2
• методы селекции сельскохозяйственных культур;
3.1.3
• классификацию исходного материала;
3.1.4
• теоретические основы селекции;
3.1.5
• биологические основы семеноводства;
3.1.6
• организационную структуру семеноводства ;
3.1.7
• схему производства элиты основных сельскохозяйственных культур
3.1.8
• урожайные свойства семян семян;
3.1.9
• семеноводческую агротехнику;
3.1.10
• значение семенных фондов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
• планировать селекционный процесс;
3.2.2
• проводить гибридизацию и отбор селекционного материала;
3.2.3
• проводить оценку селекционного материала по комплексу хозяйственно-ценных признаков и свойств;
3.2.4
• планировать семеноводство в хозяйстве;
3.2.5
• планировать производство элиты основных полевых культур;
3.2.6
• планировать проведение сортосмены и сортообновления;
3.2.7
• разрабатывать технологическую схему производства высококачественного семенного и посадочного материала
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
• постановки задач, их решения, обобщения аналитических исследований и конкретизации выводов
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Селекция

 
Оснащенность
 
Теоретические основы селекции растений /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Биологические и генетические основы селекции растений /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Теоретические основы селекции растений /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой, написание реферата. Работа в СДО
0
 
Сбор и изучение растительных ресурсов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Исходный материал для селекции /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
Генетические методы создания исходного материала /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Модели сортов и их разработка /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Ситуационная задача
0
 
Создание моделей сортов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
Роль мутагенеза и полиплоидии в селекции /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Отборы и их модификация /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Отбор в селекции растений /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Применение методов отбора в селекции растений /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
Современные методы оценки селекционного материала /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Селекционный процесс /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Полевой опыт в селекции растений /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Учеты, наблюдения, оценки в селекции растений /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Селекционный процесс и оценка селекционного материала /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

10
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. Семеноводство

 
Организационная структура семеноводства в России /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Проблемная лекция
0
 
Биологические основы семеноводства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Правила семеноводства и особенности семеноводческой работы /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Структура и биологические основы семеноводства /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

10
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой,  написание реферата. Работа в СДО
0
 
Организация производства  посадочного материала элиты /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Размножение и выращивание посадочного материала /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

1
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Размножение и выращивание посадочного материала /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
Промышленные технологии выращивания саженцев /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
2
Проблемная лекция
0
 
Промышленные технологии выращивания саженцев /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

10
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
Составление технологической схемы производства высококачественного семенного и посадочного материала в хозяйствах /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
Планирование семеноводства в хозяйстве, расчет потребного объема семенных фондов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
2
Ситуационная задача
0
 
Оснащенность
 
Технологии производства высококачественных семян и посадочного материала /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

10
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
Коллоквиум /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

2
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

36
ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-6.1 ПК-6.2
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Особенность селекции как комплексной науки. С какими науками связана селекция.

2. Значение сорта, его функции.

3. Исходный материал, его классификация.

4. Основные способы получения исходного материала для селекционного процесса.

5. Сущность теории Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Ее значение для селекции.

6. Значение для селекции закона гомологических рядов в наследственной изменчивости признаков Н.И. Вавилова.

7. Задачи ВНИИ растениеводства, задачи национального хранилища мирового генофонда.

8. Главные стратегические направления селекции.

9. Основные требования к сортам.

10. Что такое модель сорта, трудности построения модели сорта.

11. В чем различие понятий: «модель сорта», «идеатип», «идеал сорта»?

12. Основные принципы подбора пар для скрещивания.

13. Основные типы скрещиваний, используемые в селекции.

14. Какие способы кастрации и опыления используют при гибридизации у разных культур?

15. Что такое отдаленная гибридизация? Каковы ее задачи?

16. На какие группы подразделяются отдаленные скрещивания?

17. Трудности, возникающие при отдаленной гибридизации.

18. Причины нескрещиваемости далеких видов. Методы ее преодолеть.

19. Каковы причины стерильности отдаленных гибридов F1. Какими методами она преодолевается?

20. Какими методами преодолевают невсхожесть гибридных семян?

21. В чем преимущества мутационной селекции?

22. Что такое мутагены? Приведите примеры высокоэффективных химических мутагенов.

23. Охарактеризуйте особенности получения и отбора мутантов у самоопыляющихся культур.

24. Каковы особенности получения мутантов перекрестноопыляющихся и вегетативно размножающихся культур?

25. Назовите основные достижения мутационной селекции.

26. Что такое автополиплоиды? Их положительные и отрицательные свойства.

27. Перечислите требования к объектам полиплоидии.

28. Какие методы получения полиплоидов разработаны?.

29. Каким методом получают триплоидные гетерозисные гибриды сахарной свеклы?

30. В чем значение гаплоидии? Какие методы индуцирования гаплоидов применяют в селекции?

31. Что такое аналитическая селекция?

32. В чем суть массового отбора? Его преимущества и недостатки.

33. Что такое индивидуальный отбор? Его преимущества перед массовым отбором.

34. Что такое многолинейные сорта? Для чего их создают?

35. Особенности отбора в гибридных популяциях самоопылителей.

36. Методы педигри, пересева и их модификации.

37. Особенности отбора у перекрестноопыляющихся культур.

38. Методы половинок, семейно-группового и индивидуально-семейного отборов.

39. Метод клонового отбора.

40. Классификация методов оценки селекционного материала?

41. Особенности применения методов оценок признаков для разных этапов селекционного процесса.

42. Оценка продолжительности вегетационного периода. Особенности селекции на скороспелость.

43. Особенности оценки зимостойкости, засухоустойчивости.

44. Методы оценки приспособленности к механизированному возделыванию.

45. Особенности оценки селекционного материала на устойчивость к болезням и вредителям.

 
Оснащенность
 
46. Как проводится оценка урожайности?

47. Как проводится оценка качества хмелевого сырья?

48. Перечислите приемы ускорения селекции на различных ее этапах.

49. Назовите основные виды селекционных посевов.

50. Звенья селекционного процесса у самоопылителей.

51. Особенности селекционного процесса у перекрестно опыляющихся и вегетативно размножающихся растений.

52. Что является предметом и объектом семеноводства как науки? Какие основные задачи решаются в семеноводстве?

53. Особенности организации производства посадочного материала хмеля.

54. Причины ухудшения качества сортов и меры борьбы с ним.

55. Основные требования к посадочному материалу согласно ГОСТу.

56. Порядок проведения сертификации.

57. Маточные насаждения хмеля.

58. Заготовка исходного посадочного  материала хмеля для вегетативного размножения.

59. Промышленные технологии выращивания саженцев.

60. Оценка качества, реализация и транспортировка посадочного материала хмеля.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тематика рефератов

Реферат № 1

1. Основоположники отечественной селекции и выдающиеся отечественные селекционеры.

2.Теоретические основы селекции растений.

3. Основные направления и достижения отечественной селекции по созданию новых сортов с.-х. культур.

4. Современное состояние и перспективы развития семеноводства в стране.

5. Пути улучшения состояния семеноводства для конкретного хозяйства.

Реферат № 2

1. История селекции и семеноводства хмеля в стране.

2. Биология размножения хмеля.

3. Заготовка исходного материала для размножения хмеля.

4. Методы ускоренного размножения хмеля.

5. Выращивание саженцев хмеля их зеленых черенков.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Александров Н. А., Рупошев А. Р.
Агробиологические основы возделывания и производства хмеля и хмелепродуктов в Российской Федерации: монография
М.: Новое Время, 2018
10
 
Л1.2
Коновалов Ю. Б., Пыльнев В. В., Хупацария Т. И., Рубец В. С.
Общая селекция растений: учебник
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
Л1.3
Цаценко Л. В.
Инновационные технологии в агрономии: селекция и семеноводство: учебное пособие
Краснодар: КубГАУ, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Пыльнев В. В.
Практикум по селекции и семеноводству полевых культур: учебное пособие
СПб.: Лань, 2014
Электронный ресурс
 
Л2.2
Березкин А. Н., Малько А. М., Минина Е. Л.
Нормативно-правовые основы селекции и семеноводства
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л2.3
Пыльнев В. В., Коновалов Ю. Б., Хупацария Т. И., Буко О. А.
Частная селекция полевых культур: учебник
СПб.: Лань, 2016
Электронный ресурс
 
Л2.4
Шаманин В. П., Трущенко А. Ю., Петуховский С. Л., Кузьмина С. П.
Селекция и семеноводство полевых культур: учебное пособие
Омск: Омский ГАУ, 2014
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.5
ОС Windows 8
6.3.1.6
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
112
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, Интерактивная доска,  Моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD) и учебно-наглядные пособия, автоматизированное рабочее место селекционера, доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, штангенциркуль, термостат (1 шт.), микроскоп (1 шт.), весы (1 шт.), стол ученический (10 шт.), стул ученический (20 шт.)
Лаб
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Селекция и семеноводство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие 

 
Оснащенность
 
заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Селекция и семеноводство», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Селекция и семеноводство» следует усвоить:

- основные методы селекции;

- схему и методику селекционного процесса, проведения наблюдений, оценок и учетов;

- систему семеноводства;

- схему производства элиты.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________