Б1_В_ДВ_01_01 Продукты переработки хмеля
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
15.01.2025 г.
 
Б1.В.ДВ.01.01
Продукты переработки хмеля
Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Хмелеводство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Магистр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
15 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
В том числе инт.
4
4
4
4
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
52
52
52
52
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доцент, Димитриев Владислав Львович
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 35.04.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 708).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Продукты переработки хмеля" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.04.04 Агрономия

Направленность (профиль) Хмелеводство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 15.01.2025 г., протокол № 9.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
изучение продуктов переработки хмеля.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биология и генетика хмеля
2.1.2
Микроклональное размножение хмеля
2.1.3
Технология возделывания хмеля
2.1.4
Агробиологические основы производства хмеля
2.1.5
Биотехнология в агрономии
2.1.6
Агрохимия хмеля
2.1.7
Интегрированная защита хмеля
2.1.8
Уборка, переработка и хранение хмеля
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-3. Способен обосновать выбор направлений и разработать системы мероприятий по повышению эффективности технологий выращивания и управления качеством продукции растениеводства на основе научных достижений, передового опыта отечественных и зарубежных производителей
 
ПК-3.1 Обосновывает выбор направлений и разрабатывает системы мероприятий по повышению эффективности технологий выращивания продукции растениеводства на основе научных достижений, передового опыта отечественных и зарубежных производителей
 
 
 
ПК-3.2 Разрабатывает системы мероприятий по управлению качеством продукции растениеводства на основе научных достижений, передового опыта отечественных и зарубежных производителей
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
направления и системы мероприятий по производству и повышению эффективности технологий выращивания и переработки продукции хмелеводства на основе научных достижений отечественных и зарубежных производителей;
3.1.2
мероприятия по управлению качеством хмеля.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать направления и системы мероприятий по производству и повышению эффективности технологий выращивания и переработки продукции хмелеводства на основе научных достижений отечественных и зарубежных производителей;
3.2.2
использовать мероприятия по управлению качеством хмеля.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
использования направлений и системы мероприятий по производству и повышению эффективности технологий выращивания и переработки продукции хмелеводства на основе научных достижений отечественных и зарубежных производителей;
3.3.2
использования мероприятий по управлению качеством хмеля.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Переработка хмеля.

 
Продукты переработки хмеля. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
Проблемная лекция.
0
 
Продукты переработки хмеля. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
Работа в малых группах.
0
 
Оснащенность
 
Продукты переработки хмеля. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

14
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
Выполнение индивидуального задания. Работа в СДО.
0
 
 
Раздел 2. Технология переработки хмеля,

 
Технология производства шишкового прессованного хмеля. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

1
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
Хмель шишковой прессованный /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

1
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
Хмель шишковой прессованный. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

12
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
Выполнение индивидуального занятия. Работа в СДО.
0
 
Технология производства молотого хмеля. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

1
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
Хмель молотый. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

1
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
Хмель молотый. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

8
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
Выполнение индивидуального задания. Работа в СДО.
0
 
Технология производства гранулированного хмеля. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
Гранулированный хмель. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
Гранулированный хмель. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
Выполнение индивидуального задания. Работа в СДО.
0
 
Технология производства брикетированного хмеля. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
Брикетированный хмель. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
Брикетированный хмель. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
Выполнение индивидуального задания. Работа в СДО.
0
 
Технология производства хмелевых экстрактов. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
2
Проблемная лекция.
0
 
Хмелевые экстракты. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
2
Работа в малых группах.
0
 
Хмелевые экстракты. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
Выполнение индивидуального задания. Работа в СДО.
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
 
Оснащенность
 
1. Значение сушки хмеля. Типы сушилок и их работа.

2. Технология сушки хмеля. Режим сушки. Влияние температуры на качество шишек хмеля.

3. Требования к качеству шишек хмеля.

4. Послеуборочная доработка хмеля. Виды и значение.

5. Отлежка и сульфитация хмеля.

6. Виды хмелепродуктов, применяемых в технологии пивоварения.

7. Технология производства классического прессованного хмеля.

8. Технология производства молотого хмеля.

9. Технология производства гранулированного классического хмеля.

10. Технология производства классического экстракта хмеля.

11. Технология производства изомеризованного гранулированного хмеля.

12. Технология производства изомеризованного экстракта хмеля.

13. Технология производства изомеризованного светоустойчивого хмеля.

14. Технология производства эфирного экстакта хмеля.

15. Технология производства В-арома экстракта хмеля.

16.Технология производства экстракта, обогащенного ксантогумолом.

17. Технология производства хмеля, обогащенного танинами.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП
 
1. Технология производства классического прессованного хмеля.

3. Технология производства молотого хмеля.

4. Технология производства гранулированного классического хмеля.

5. Технология производства классического экстракта хмеля.

6. Технология производства изомеризованного гранулированного хмеля.

7. Технология производства изомеризованного экстракта хмеля.

8. Технология производства изомеризованного светоустойчивого хмеля.

9.  Технология производства эфирного экстакта хмеля.

10. Технология производства В-арома экстракта хмеля.

11. Технология производства экстракта, обогащенного ксантогумолом.

12. Технология производства хмеля, обогащенного танинами. 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Александров Н. А., Рупошев А. Р.
Агробиологические основы возделывания и производства хмеля и хмелепродуктов в Российской Федерации: монография
М.: Новое Время, 2018
10
 
Л1.2
Щербакова Е. В.
Инновационные технологии в хранении
Санкт-Петербург: Лань, 2023
Электронный ресурс
 
Л1.3
Ториков В. Е.
Агропроизводство, хранение, переработка и стандартизация технических культур: учебное пособие для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2021
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Глухих М. А.
Технология хранения и переработки продукции растениеводства: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2024
Электронный ресурс
 
Л2.2
Коротков А. В., Пушкаренко Н. Н., Иванов Е. А., Александров Н. А., Прокопьев В. П.
Хмелеводство: учебное пособие
Чебоксары: ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ, 2024
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.4
MozillaThinderbird
 
Оснащенность
 
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.7
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.8
OfficeStandard 2010
6.3.1.9
OfficeStandard 2013
6.3.1.10
LibreOffice
6.3.1.11
ОС Windows Vista
6.3.1.12
ОС Windows 7
6.3.1.13
ОС Windows 8
6.3.1.14
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
116
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core,  интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи  плодово-ягодных культур и овощей)
 
110
Учебная аудитория
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, 

 
Оснащенность
 
законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________