(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Хмелеводство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Хмелеводство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 15.01.2025 г., протокол № 9.
ции
ракт.
подг.
2. Значение удобрений в повышении плодородия почвы и урожайности хмеля. Пути повышения их эффективности.
3. Понятие об агротехнической и экономической эффективности удобрений и факторы, оказывающие влияние на эти показатели.
4. Элементарный химический состав растений хмеля и роль отдельных элементов питания. Их распределение в растении в процессе питания.
5. Современное представление о механизме поступления питательных веществ в растения 10. Агрохимическая характеристика различных типов почв в связи с применением удобрений (основные показатели, значение, использование, документация).
6. Динамика потребления питательных веществ растениями. Вынос элементов питания. Влияние отдельных факторов на их потребление, расход на единицу на примере хмеля.
7. Понятие о внекорневом питании растений и внекорневом обогащении растений отдельными элементами. Цель, эффективность.
8. Потенциальные и эффективные запасы элементов питания в различных почвах. Роль удобрений в повышении эффективного плодородия почвы,
9. Особенности использования удобрений при орошении хмеля.
10. Корневое питание растений и его связь с воздушным. Роль корневой системы. Синтетическая деятельность корней. Влияние удобрений на развитие и рост корневой системы на примере хмеля.
11. Особенности применения удобрений на хмельниках
12. Принципы определения потребности в органических удобрениях на бездефицитный и положительный баланс гумусу в почве на хмельниках.
13. Содержание и формы фосфора в почве. Доступность для растений.
14. Виды, роль и значение диагностики в питании растений. Визуальная диагностика на примере растений хмеля.
15. Кислотность почв. Установление необходимости известкования. Приемы снижения кислотности почв на хмельниках.
16. Установление норм известковых удобрений. Материалы, используемые при известковании. Способы внесения на хмельниках. Эффективность. Продолжительность действия.
17. Роль азота в питании растений. Источники азотного питания.
18. Роль микроэлементов в жизни растений. Содержание их в почве.
19. Роль фосфора в питании растений. Источники фосфорного питания. Поступление в растения.
20. Значение калийных удобрений в повышении урожайности хмеля.
21. Нормы, дозы и способы внесенных фосфорных удобрений. Внесение фосфорных удобрений "в запас".
22. Роль калия в растении. Поступление в растения. Источники калийного питания. Уровень обеспеченности различных почв калием.
23. Роль микроудобрений. Основные формы, характеристика, способы применения.
24. Комплексные удобрения. Виды. Способы получения. Характеристика, применение в хмелеводстве.
25. Органические удобрения. Основные виды. Значение. Удельный вес в общем балансе удобрений на хмельниках.
26. Сочетание известкования с органическими и минеральными удобрениями. КАХОП и его практическое значение, научное обоснование.
27. Принципы определения потребности в минеральных удобрениях при выращивании хмеля.
28. Влияние внешних факторов на условия питания растений.
29. Влияние удобрений на устойчивость хмеля к поражению с.-х. вредителями и болезнями.
30. Влияние органических и минеральных удобрений на качество урожая хмеля.
1. Материалы, используемые при известковании и продолжительность действия.
2. Роль азота в питании растений и источники азотного питания.
3. Роль микроэлементов в жизни растений, содержание их в почве.
4. Минеральная и органическая часть почвы как источники элементов питания для растений.
4. Соединения азота в почве и их превращения.
5. Взаимодействие азотных удобрений с почвой. Действие их на агрохимические показатели.
6. Роль фосфора в питании растений и источники фосфорного питания.
7. Химические и биологические процессы в почве и их роль в превращении элементов питания.
8. Значение калийных удобрений в повышении урожаев с.-х. культур.
9. Дозы, сроки и способы внесения азотных удобрений в различных зонах и в Чувашской Республике.
10. Жидкие азотные удобрения.
11. Аммиачно-нитратные удобрения.
12. Биологический азот почвы, его значение в балансе азота в зональной системе земледелия.
13. Аммонийные формы удобрений, свойства, особенности применения.
14. Амидные формы азотных удобрений, получение, использование.
15. Нитратные формы азотных удобрений.
16. Дефекат: характеристика, использование.
17. Фосфоритная мука как удобрение. Основные месторождения фосфоритов в РФ, мировые запасы.
19. Нормы, дозы и способы внесенных фосфорных удобрений. Внесение фосфорных удобрений "в запас".
20. Роль калия в растении. Источники калийного питания.
21. Основные месторождения калийных солей в РФ. Агроэкологические аспекты применения в АПК.
22. Сульфатные формы калийных удобрений, свойства, способы использования.
23. Государственные центры агрохимической службы, их роль в агрохимическом обслуживании хозяйств областей.
Темы докладов
1. Удобрение яровых зерновых культур.
2. Влияние удобрений на устойчивость растений к поражению с.-х. вредителями и болезнями.
3. Нормы. Сроки. Глубина заделки органических удобрений. Место навоза в севообороте, эффективность, продолжительность действия.
4. Птичий помет. Характеристика, использование.
5. Удобрение многолетних трав.
6. Жидкие комплексные удобрения. Свойства, особенности применения.
7. Ассортимент фосфорных удобрений. Сравнительная эффективность по почвенно-климатическим зонам РФ и в зависимости от степени обеспеченности почв фосфором.
8. Способы определения количества подстилочного и бесподстилочного навоза.
9. Влияние минеральных удобрений на качество урожая с.-х. культур.
10. Агрохимические картограммы, паспорта полей, значение, использование.
11. Навоз, состав. Удобрительная ценность.
Система знаний по дисциплине «Агрохимия хмеля» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности роста и развития растений под воздействием удобрений. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Агрохимия хмеля», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Дисциплина способствует формированию взаимосвязи между теорией и практикой, выработке навыков практической работы.
- типы питания растений хмеля;
- значение элементов питания растений хмеля;
- виды удобрений, их химический состав;
- расчет доз удобрений на запланированный урожай хмеля;
- систему применения удобрений;
- экологические проблемы агрохимии.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году