МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья (приказ Минобрнауки России от 17.08.2020 г. № 1041).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья
Направленность (профиль) Технология продуктов питания из растительного сырья, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Агаева Е.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьева Н.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
создание у студентов мотивации к самоисследованию и оказанию психологической помощи самим себе.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Бизнес-планирование и управление проектами (Project)
Предпринимательское право
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Иностранный язык в профессиональной деятельности
Психология личности и профессиональное самоопределение
Русский язык в профессиональной деятельности
Основы профессиональной деятельности
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает: основные приемы и нормы социального взаимодействия, основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
УК-3.2 Умеет: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе, применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
УК-3.3 Имеет навыки: социального взаимодействия и работы в команде
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает: основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
УК-6.2 Умеет: эффективно планировать и контролировать собственное время, использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
УК-6.3 Имеет навыки: управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
• понятия психосаморегуляции, ее физиологические и психологические механизмы;
• исторические, этические, методические, психологические аспекты саморегуляции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
• анализировать и сравнивать различные методы и методики саморегуляции, осмысляя их ценность лично для себя.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
• самоисследования и саморегуляции, конспектирования научной литературы по проблемам саморегуляции.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Историко-теоретические вопросы курса
Общая характеристика саморегуляции /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Общая характеристика саморегуляции /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов. Тестирование
Общая характеристика саморегуляции /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Этические вопросы саморегуляции /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Этические вопросы саморегуляции /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Этические вопросы саморегуляции /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Теоретические подходы к саморегуляции /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Теоретические подходы к саморегуляции /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов. Тестирование
Теоретические подходы к саморегуляции /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Раздел 2. Методы саморегуляции
Техники саморегуляции /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Техники саморегуляции /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Техники саморегуляции /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Профилактика утомления /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Профилактика утомления
/Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов. Тестирование
Профилактика утомления
/Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Раздел 3. Прикладные вопросы саморегуляции
Саморегуляция и межличностные отношения /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Саморегуляция и межличностные отношения /Сем зан/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
Саморегуляция и межличностные отношения /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Понятие «саморегуляция», его соотношение с понятиями «саморазвитие», «самосовершенствование»,
«самовоспитание».
2. Саморегуляция и произвольность.
3. Саморегуляция в структуре самосознания.
4. Виды саморегуляции (классификация по средствам, способам, объектам).
5. Этические принципы занятий саморегуляцией.
6. Теоретические основы саморегуляции. Подход к саморегуляции в культурно-исторической школе Л. С. Выготского. Саморегуляция как деятельность, ее строение.
7. Психологические механизмы саморегуляции. Характеристика внутреннего диалога.
8. Методы профилактики стресса при помощи саморегуляции.
9. Физиологические механизмы саморегуляции.
10. Общая характеристика методов произвольной саморегуляции.
11. Арт-терапия. Цветотерпия. Музыкотерапия.
12. Аутогенная тренировка.
13. Активная нервно-мышечная релаксация.
14. Трудные психические состояния как объекты саморегуляции.
15. Саморегуляция как средство психогигиены и психопрофилактики.
16. Особенности саморегуляции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
17. Актуальность саморегуляции в студенческом возрасте.
18. Стресс и способы его преодоления.
19. Роль самоисследования, работы с собой.
20. Профилактика утомления.
21. Частные методики саморегуляции (приемы работы с самоотношением, психологическим временем, телесным напряжением, собственными страхами и др.).
22. Самоанализ.
Вопросы на оценку понимания/умений студента:
1. Каково содержание понятия «саморегуляция»?
2. Определение психологической произвольной саморегуляции.
3. Саморегуляция как высшая психическая функция (по Л. С. Выготскому).
4. Назовите классификацию методов саморегуляции в зависимости от временных параметров взаимодействия со стресс-фактором?
5. Дайте определение терминам «самоконтроль», «саморегуляция», «самоорганизация».
6. Общее и специфическое в методах саморегуляции.
7. Какие практические наблюдения И. Шульца стали основой методики аутогенной тренировки?
8. Каковы основные психофизиологические последствия глубокого мышечного расслабления?
9. Назовите противопоказания для занятий аутогенной тренировкой?
10. Сформулируйте общие рекомендации по профилактике стресса.
11. Каковы цели и задачи самомониторинга?
12. Приемы саморегуляции при различных неблагоприятных психических состояниях.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Темы докладов
1. Саморегуляция в философских и религиозных практиках.
2. Культурно-исторический подход к пониманию саморегуляции.
3. Физиологические механизмы саморегуляции.
4. Виды саморегуляции.
5. Характеристика методов саморегуляции.
6. Сущность, методика и практическое использование АТ.
7. Общая характеристика методов саморегуляции.
8. Роль саморегуляции в поддержании здоровья для лиц с ОВЗ.
9. Стратегии поведения при стрессе.
10. Психологические механизмы саморегуляции.
11. Арттерапия.
12. Цветотерапия.
13. Музыкотерапия.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Социализация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие
Персиановский: Донской ГАУ, 2021
Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие
Норильск: ЗГУ им. Н.М. Федоровского, 2023
6.1.2. Дополнительная литература
Виноградова Н. И., Кохан С. Т., Сёмина М. В., Ходюкова Т. А.
Психолого-педагогическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Ростомер медицинский РМ-1 (1 шт.), динамометр становой (1 шт.), динамометр кистевой (1 шт.), измеритель арт. давления (2 шт.), стол преподавательский (1 шт.), столы (8 шт.), стулья (12 шт.), слухоречевой тренажер СОЛО-01 (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и семинарскими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________