(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
2. Сущность и роль труда в обществе.
3. Элементы труда.
4. Что относится к предметам труда?
5. Дайте определение средств и орудий труда.
6. Труд как социально-экономическая категория.
7. Определение продукта труда.
8. 8Экономическая суть содержания труда.
9. Признаки содержания труда.
10. Признаки и классификация характера труда.
11. Сущность рынка труда.
12. Условия возникновения рынка труда.
13. Особенности функционирования рынка труда.
14. Основные элементы рынка труда.
15. Сегментация рынка труда.
16. Сформулируйте понятие "Организация труда".
17. Перечислите основные элементы организации труда.
18. Что такое условия труда?
19. Как классифицируют вредные условия труда?
20. С помощью каких показателей можно оценить условия труда в организации?
21. На каких уровнях следует рассматривать организацию труда?
23. На какие элементы расчленяется трудовая операция?
24. Назовите общие принципы рациональной организации трудовых процессов и раскройте их содержание.
25. Раскройте понятие и расскажите о видах режимов труда и отдыха.
26. Какие могут быть виды отдыха?
27. Раскройте понятия рабочего места и рабочей зоны.
28. Перечислите признаки классификации рабочих мест
29. Что следует понимать под организацией рабочего места, каким требованиям она должна отвечать?
30. Что такое аттестация и паспорт рабочего места?
31. Назовите основные виды оснащения рабочего места.
32. Что такое планировка рабочего места?
33. Раскройте систему обслуживания рабочих мест.
34. Какова методика аттестации рабочих мест.
35. При соблюдении каких требований рабочее место считается аттестованным по условиям труда?
36. Какие функции выполняет нормирование труда?
37. Как классифицируют нормы труда?
38. Дайте классификацию затрат времени смены.
39. Что такое время оперативной работы?
40. Каковы методы установления норм труда?
41. Чем отличается заработная плата от вознаграждения за трудовой вклад?
42. Что такое заработная плата и какова ее социально-экономическая роль?
43. Функции заработной платы в рыночной экономике.
44. Принципы заработной платы.
45. Виды и формы оплаты труда.
46. Системы оплаты труда.
47. Способы начисления премий.
48. Перечислите правила эффективного поощрения работников.
49. Содержание Положения о премировании.
50. Виды выплат стимулирующего характера.
51. Выплаты компенсационного характера.
1) Научные основы и условия сельскохозяйственного труда.
2) Особенности аграрных отношений, влияющих на содержание труда в отрасли.
3) Организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий как объектов концентрации труда.
4) Организация труда в сельскохозяйственных предприятиях.
5) Классификация первичных трудовых коллективов.
6) Разделение, кооперация и рынок труда в сельском хозяйстве.
7) Механизированные бригады, отряды и звенья, их особая роль в повышении производительности труда.
8) Нормирование труда на механизированных работах в полеводстве.
9) Нормирование труда в животноводстве.
10) Нормирование труда на отдельных трудовых процессах в сельском хозяйстве.
11) Совершенствование режимов труда и отдыха работников сельского хозяйства.
12) Организация оплаты труда работников предприятий АПК.
13) Правовое регулирование оплаты труда.
14) Мотивационный механизм и стимулирование труда.
15) Качество жизни и качество трудовой жизни сельского населения.
16) Влияние оплаты труда на уровень жизни сельского населения.
17) Мотивация труда как важнейший фактор устойчивого развития агробизнеса.
18) Социально-психологические аспекты организации труда.
19) Оплата труда руководящих работников и специалистов.
20) Зарубежные модели рынка труда.
Система знаний по дисциплине «Экономика труда» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе данных хозяйствующих субъектов, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Экономика труда», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета с оценкой. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету с оценкой предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
При изучении дисциплины «Экономика труда» следует усвоить:
- подходы к анализу актуальных проблем и основных тенденций развития современных социально-трудовых отношений;
- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся трудовых отношений.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году