МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Биотехнологий и переработки сельскохозяйственной продукции
Проректор по учебной
и научной работе
Введение в профессиональную деятельность
Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. биол. наук, доц., Щипцова Надежда Варсонофьевна
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (приказ Минобрнауки России от 17.07.2017 г. № 669).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Введение в профессиональную деятельность" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Направленность (профиль) Технология производства и переработки продукции животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Мардарьева Н.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьева Н.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование базовых представлений и знаний об особенностях сельскохозяйственного сырья, использующегося в производстве, основных процессах производства и переработки сельскохозяйственной продукции, позволяющих в период обучения целенаправленно осваивать специальные профессиональные дисциплины, а также подготовить бакалавра к профессиональной деятельности в области реализации технологий хранения и переработки сельскохозяйственного сырья на предприятиях с различным уровнем материально-технического оснащения
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Генетика растений и животных
Иностранный язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы
Математика и математическая статистика
Морфология и физиология сельскохозяйственных животных
Психология личности и профессиональное самоопределение
Русский язык в профессиональной деятельности работников аграрной сферы
Учебная практика, ознакомительная практика (в том числе получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Физиология и биохимия растений
Биохимия сельскохозяйственной продукции
Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
Сельскохозяйственная экология
Основы ветеринарии и ветеринарно-санитарной экспертизы
Фитопатология, энтомология и защита растений
Цифровые технологии в АПК
Научные методы исследований в животноводстве
Идентификация и обнаружение фальсификации сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки продукции животноводства
Технология переработки продукции растениеводства
Технохимический контроль сельскохозяйственного сырья и продуктов переработки продукции животноводства
Производственная практика, научно-исследовательская работа
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-1.1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2 Использует основные законы общепрофессиональных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-5. Способен к участию в проведении экспериментальных исследований в профессиональной деятельности;
ОПК-5.1 Использует современные экспериментальные методы исследований в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ОПК-5.2 Проводит экспериментальные исследования в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ПК-9. Способен участвовать в проведении научных исследований по общепринятым методикам, составлять их описание и формулировать выводы
ПК-9.1 Участвует в проведении научных исследований по общепринятым методикам
ПК-9.2 Осуществляет обобщение и статистическую обработку результатов опытов, формулирует выводы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-федеральные законы и нормативные документы в области производства продуктов питания из сельскохозяйственного сырья;
-современные методы научных исследований в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
-фундаментальные разделы физики, химии, биохимии в объеме, необходимом для понимания физико-химических, химических, биохимических процессов с целью освоения технологий продуктов питания.
- использовать базовые знания в области математических и естественнонаучных дисциплин для управления процессом производства продуктов питания на основе прогнозирования превращений основных структурных компонентов;
- выполнять основные технологические расчеты, выбирать оборудование технологических процессов;
- находить необходимую информацию в области хранения и переработки сельскохозяйственного сырья;
- прогнозировать воздействие технологических процессов при переработке сельскохозяйственного сырья на окружающую среду.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- проведения теоретических и экспериментальных исследований в области переработки сельскохозяйственного сырья с использованием современных программных средств и информационных технологий;
- выбора основных методов, способов и средств получения информации;
- работы компьютером как средством управления информацией.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Общая характеристика направления подготовки.
Введение в дисциплину. Понятие о качестве и потерях сельскохозяйственных продуктов, научные основы производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Концепция государственной политики в области здорового питания. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности продуктов питания. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Понятие о качестве и потерях сельскохозяйственных продуктов, научные основы производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. /Ср/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Раздел 2. Технология производства, хранения, переработки и стандартизация продукции растениеводства.
Основы технологии хранения зерна. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Лекция с заранее запланированными ошибками
Приемка – определение качественных характеристик зерна. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии переработки зерна. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Правила размещения зерна в хранилищах, система наблюдени. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии приемки, хранения и переработки зерна. /Ср/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы хлебопекарного производства. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Методы определения качества муки. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Методы определения качества крупы. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Расчет средневзвешенной влажности сырья и расчет рецептуры. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Органолептические показатели качества хлебобулочных изделий. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Физико-химические показатели хлебобулочных изделий /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии и переработки зерна. /Ср/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Способы хранения сочной продукции. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии переработки плодов и овощей. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Интенсивность дыхания и естественная убыль сочной продукции. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы бродильного производства. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии переработки плодов и овощей. /Ср/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Раздел 3. Технология производства, хранения, переработки и стандартизация продукции животноводства.
Основы технологии производства молока и мяса. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Породы крупного рогатого скота. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии производства молока и мяса. /Ср/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии переработки молока.
/Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Состав и свойства молока. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии производства молочной продукции. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии производства кисломолочной продукции. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии переработки мяса. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии производства мясной продукции. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
Основы технологии производства и переработки молока и мяса.
/Ср/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-9.1 ПК-9.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Органолептические свойства молока коров.
2. Физические свойства молока коров.
3. Химические свойства молока коров.
4. Технологические свойства молока коров.
5. Пищевая и энергетическая ценность молока коров.
6. Определение чистоты молока коров.
7. Нормализация молока.
8. Тепловая обработка молока.
9. Объема и перспективы производства мяса и мясопродуктов.
10. Характеристика и классификация мяса и мясопродуктов, и их значение в питании людей.
11. Дайте определения терминов «стандарт» и «стандартизация».
12. Методика отбора точечных проб ручными щупами из кузова автомобиля, насыпи зерна в складах и на площадках.
13. Органолептические показатели зерна.
14. Что называется влажностью зерна?
15. Как влажность влияет на качество зерна?
16. Дайте определение натуры зерна.
17. Перечислите факторы, влияющие на натуру зерна.
18. Каково устройство пурки?
19. Что такое клейковина зерна?
20. Перечислите физические свойства зерна.
21. С какой целью проводят очистку зерна?
22. С какой целью проводят активное вентилирование зерна?
23. Какие существуют способы хранения и размещения зерновых масс?
24. Что понимают под естественной убылью зерна и продуктов его переработки?
25. Органолептические показатели качества муки.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Тематика рефератов
1. Состояние производства зерна в России.
2. Значение зерна в народном хозяйстве.
3. Современное состояние элеваторов.
4. Производство и переработка твердой пшеницы.
5. Производство хлебопекарной муки.
6. Технология приготовления продуктов быстрого приготовления.
7. Технология приготовления новых видов хлебобулочных изделий.
8. Технология приготовления национальных видов хлебобулочных изделий.
9. Виды продукции из картофеля.
10. Пищевая и биологическая ценность овощного сырья и продуктов его переработки.
11. Влияние внешних факторов на технологические свойства растительной продукции.
12. Пищевая и биологическая ценность плодово-ягодного сырья и продуктов его переработки.
13. Технология кондитерских изделий на примере карамели, шоколада, конфет, и др.
14. Классификация основных процессов пищевых производств.
15. Принципы оптимизации технологических процессов.
16. Приготовление настоев пряно ароматического сырья для производства ароматизированных вин и ликеров.
17. Общие технологические приемы, используемые при консервировании плодов и овощей.
18. Состояние производства молока в регионе.
19. Технология производства творога.
20. Технология производства кисломолочных продуктов.
21. Пищевая и биологическая ценность мяса.
22. Технология производства вареных колбас.
23. Технология производства копченых колбас.
24. Ассортимент колбасных изделий.
25. Ассортимент хлебобулочных изделий.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы профессиональной деятельности
Кемерово: Кузбасская ГСХА, 2017
Медведев А. Ю., Волгина Н. В., Зеленкова Г. А., Зеленков А. П., Должанов П. Б., Перькова Е. А.
Технологические основы производства продукции животноводства: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2023
Реймер В. А., Князев С. П., Жучаев К. В., Романькова Е. А.
Введение в профессиональную деятельность: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2024
6.1.2. Дополнительная литература
Манжесов В.И., Курчаева Е. Е., Сысоева М. Г., Попов И. А., Манжесов В. И.
Технология хранения, переработки и стандартизация животноводческой продукции: учебник
СПб.: Троицкий мост, 2012
Технология производства продукции животноводства: учебное пособие
Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2024
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Демонстрационное оборудование (проектор Acer (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.), моноблок Acer Aspire С22-865 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия, столы (28 шт.), стулья ученические (54 шт.), стул для преподавателя (1 шт.), трибуна.
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Столы (12 шт.), стулья ученические (24 шт.), демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768 (1 шт.), моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core (1 шт.), интерактивная доска (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по дисциплине, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________