МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
Проректор по учебной
и научной работе
Введение в профессиональную деятельность
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. с.-х. наук, доц., Фадеева Н.А.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Введение в профессиональную деятельность" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Елисеева Л.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Елисеева Л.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ознакомить студентов с профессией агронома, с основными направлениями в области растениеводства, земледелия, почвоведения, агрохимии, защиты растений, современной сельскохозяйственной техники, экономики и организации АПК. Ознакомить студентов с новейшими разработками в растениеводческой отрасли сельского хозяйства.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Математика и математическая статистика
Почвоведение с основами географии почв
Учебная практика, ознакомительная практика
Геодезия с основами землеустройства
Сельскохозяйственная экология
Физиология и биохимия растений
Психология управления в сфере производства продукции растениеводства
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Фитопатология и энтомология
Основы селекции и семеноводства
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Применяет знание о своих ресурсах и их пределах (личностных, ситуативных, временных и т.д.), для успешного выполнения порученной работы
УК-6.2 Понимает важность планирования перспективных целей собственной деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
УК-6.3 Реализует намеченные цели деятельности с учетом условий, средств, личностных возможностей, этапов карьерного роста, временной перспективы развития деятельности и требований рынка труда
УК-6.4 Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решения поставленных задач, а также относительно полученного результата
УК-6.5 Демонстрирует интерес к учебе и использует предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков
ОПК-1. Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-1.1 Демонстрирует знание основных законов математических и естественных наук, необходимых для решения стандартных задач в области агрономии
ОПК-1.2 Использует основные законы математических и естественных наук для решения стандартных задач в области агрономии с применением информационно-коммуникационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- основные этапы и закономерности исторического развития профессии агронома; основы информационной и библиографической культуры и информационно-коммуникационные технологии и с учетом основных требований профессиональных компетенций.
- применять знания, полученные при изучении основных этапов и закономерностей исторического развития дисциплины; применять знания, полученные при изучении дисциплины в практической работе; решать стандартные задачи профессиональной деятельности.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- владения теоретическими знаниями в решении стандартных задач профессиональной деятельности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Понятие об агрономической деятельности. Основные агрономические показатели
Введение в специальность. Сельское хозяйство как отрасль материального производства
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
История агрономии. Развитие агрономической науки в России. Система высшего образования в РФ /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Классификация удобрений, их применение в сельском хозяйстве /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Система обработки почвы. Понятие о севооборотах /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Условия жизни растений и способы их регулирования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Основные виды профессиональной деятельности агронома /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Почва и её плодородие /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Основные виды почв Чувашской Республики /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Мелиорация и защита почв от эрозии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Органические удобрения, их применение в сельском хозяйстве /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Минеральные удобрения, их применение в сельском хозяйстве /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Понятие об агрономической деятельности. Основные агрономические показатели /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
сообщение, доклад на практических занятиях, тестирование
Раздел 2. Основные виды сельскохозяйственных культур, агротехника их выращивания
Основные сельскохозяйственные культуры, технология их возделывания /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Основные вредные объекты культурных растений: вредители, болезни и сорные растения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Технология уборки и хранения урожая сельскохозяйственных культур /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Традиционные и современные агротехнологии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Зерновые культуры, технология их возделывания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Зерновые бобовые культуры, технология их возделывания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Корнеплоды и клубнеплоды. Современные технологии возделывания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Крупяные, масличные и эфиромасличные культуры /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Кормовые травы. Сенокосы и пастбища /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Овощные культуры. Особенности возделывания в открытом и защищенном грунте /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Плодовые, ягодные и декоративные культуры /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Сорные растения и меры борьбы с ними /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Основные вредители сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Основные болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Охрана окружающей среды в сельскохозяйственном производстве /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Программирование урожаев сельскохозяйственных культур /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
Основные виды сельскохозяйственных культур, агротехника их выращивания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
сообщение, доклад на практических занятиях, тестирование
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
ОПК-1.1 ОПК-1.2 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-6.4 УК-6.5
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Основные понятия об агрономии. Роль агронома в сельском хозяйстве
2. Основных сведений об агрономических специальностях и специализациях
3. Особенности и своеобразие агрономического труда
4. Аграрная наука и темпы её развития
5. Основоположники систем земледелия в России
6. Современные выдающиеся ученые в области земледелия
7. Почва и характеристика её физических свойств.
8. Основные типы почв Чувашской Республики
9. Понятие о мелиорации. Эрозия почв, меры борьбы
10. Особенности минерального питания растений.
11. История развития земледелия
12. Обработка почвы и её задачи.
13. Понятие о севооборотах
14. Основные зерновые культуры
15. Основные зерновые бобовые культуры
16. Основные кормовые культуры
17. Основные технические культуры
18. Основные плодово-ягодные культуры
19. Основные овощные культуры
20. Сорные растения и меры борьбы с ними
21. Вредители сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними
22. Болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними
23. Экология в сельском хозяйстве
24. Программирование урожаев сельскохозяйственных культур
25. Состояния и перспективы развития растениеводческой отрасли сельского хозяйства
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Вопросы на оценку понимания/умений:
1. Типы почв Чувашской Республик. Мероприятия по повышению их плодородия
2. Понятие об эрозии почв. Мероприятия по защите почв Чувашской Республики от водной эрозии
3. Органические удобрения в сельском хозяйстве, способы их применения
4. Минеральные удобрения в сельском хозяйстве, способы их применения
5. Виды обработки почв
6. Понятие о севооборотах
7. Требования сельскохозяйственных культур к условиям среды
8. Зерновые культуры, агротехника их возделывания
9. Зерновые бобовые культуры, агротехника их возделывания
10. Кормовые культуры, агротехника их возделывания
11. Крупяные, масличные и эфиромасличные культуры, агротехника их возделывания
12. Овощные культуры открытого грунта, агротехника их возделывания
13. Овощные культуры защищенного грунта, агротехника их возделывания
14. Плодовые культуры, агротехника их возделывания
15. Ягодные культуры, агротехника их возделывания
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Шевченко В. А., Фирсов И. П., Соловьев А. М., Гаспарян И. Н.
Практикум по технологии производства продукции растениеводства: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Гаспарян И. Н., Сычев В. Г., Мельников А. В., Горохов С. А.
Основы производства продукции растениеводства: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2023
Современные технологии производства продукции растениеводства: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Ч. М. Исламова, Э. Ф. Вафина
Технология производства продукции растениеводства: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Журнал «Новое сельское хозяйство»
6.3.1 Перечень программного обеспечения
1С: Предприятие 8. Сельское хозяйство. Комплект для обучения в высших и средних УЗ.
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лаборатория, оснащенная лабораторным оборудованием
Демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig, ноутбук), доска классная (1 шт.), столы ученические (9 шт.), стулья (18 шт.), шкафы со специальным оборудованием (актинометр, пиранометр, альбедометр, гелиограф, дождемер, снегомер весовой, снегомерная рейка, термометры, аспирационный психрометр), флюгер станционный (1 шт.), плювиограф (1 шт.), психометрическая будка (1 шт.), полевой ветромер (1 шт.), учебно-наглядные пособия)
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабые места. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________