Б1_О_28 Растениеводство
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Земледелия, растениеводства, селекции и семеноводства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
17.04.2025 г.
 
Б1.О.28
Растениеводство
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
90
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
18 3/6
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
12
12
30
30
Лабораторные
18
18
12
12
30
30
Практические
18
18
12
12
30
30
В том числе инт.
10
10
8
8
18
18
Итого ауд.
54
54
36
36
90
90
Кoнтактная рабoта
54
54
36
36
90
90
Сам. работа
54
54
36
36
90
90
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Елисеева Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Растениеводство" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Елисеева Л.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование знаний, умений, навыков профессиональной подготовки студентов в области теоретических основ растениеводства, семеноведения, технологии возделывания полевых культур с учетом ресурсосбережения и экологической безопасности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Агрометеорология
2.1.2
Плодоводство
2.1.3
Почвоведение с основами географии почв
2.1.4
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Интегрированная защита растений
 
2.2.2
Основы биотехнологии
 
2.2.3
Семеноведение полевых культур
 
2.2.4
Технология возделывания сельскохозяйственных культур
 
2.2.5
Технология возделывания ягодных культур
 
2.2.6
Фитопатология и энтомология
 
2.2.7
Частная селекция и семеноводство
 
2.2.8
Кормопроизводство и луговодство 
 
2.2.9
Общее земледелие
 
2.2.10
Основы селекции и семеноводства 
 
2.2.11
Производственная практика, технологическая практика
 
2.2.12
Государственное сортоиспытание и охрана селекционных достижений
 
2.2.13
Современные способы производства посевного и посадочного материала
 
2.2.14
Технология возделывания конопли
 
2.2.15
Технология возделывания овощей в защищенном грунте
 
2.2.16
Технология возделывания полевых кормовых культур
 
2.2.17
Технология возделывания технических и крупяных культур
 
2.2.18
Технология возделывания хмеля
 
2.2.19
Цифровые технологии в АПК
 
2.2.20
Сортоведение и апробация сельскохозяйственных культур
 
2.2.21
Технология возделывания картофеля
 
2.2.22
Эрозиоведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-4. Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
 
ОПК-4.1 Обосновывает современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
 
ОПК-4.2 Реализует современные технологии возделывания сельскохозяйственных культур
 
 
 
ПК-12. Способен установить соответствие агроландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур при их размещении по территории землепользования
 
ПК-12.1 Устанавливает соответствие агроладшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур 
 
 
 
ПК-12.2 Планирует размещение сельскохозяйственных культур по территории землепользования
 
 
 
ПК-13. Способен обосновать выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия
 
ПК-13.1 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона 
 
 
 
ПК-13.2 Обосновывает выбор сортов сельскохозяйственных культур для конкретного  уровня интенсификации земледелия
 
 
 
ПК-18. Способен организовать  подготовку семян, посев сельскохозяйственных культур и уход за ними; уточнение системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
ПК-18.1 Осуществляет организацию подготовки семян, посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними 
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-18.2 Уточняет системы защиты растений от вредных организмов и неблагоприятных погодных явлений
 
 
 
ПК-19. Способен организовать  уборку урожая, первичную обработку растениеводческой продукции и закладку ее на хранение
 
ПК-19.1 Организует уборку урожая растениеводческой продукции 
 
 
 
ПК-19.2 Организует первичную обработку растениеводческой продукции и закладку ее на хранение
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
– материалы почвенных и агрохимических исследований, прогнозы развития вредителей и болезней, справочные материалы для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
3.1.2
- основные элементы технологии возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории;
3.1.3
- требования сельскохозяйственных культур к условиям произрастания;
3.1.4
- сроки, способы, площадь питания, глубину посева и нормы высева (посадки) сельскохозяйственных культур в зависимости от почвенно-климатических условий;
3.1.5
- требования к качеству посевного (посадочного) материала сельскохозяйственных культур и подготовки семян к посеву (посадке); методику расчета норм высева семян;
3.1.6
- основные способы и порядок уборки сельскохозяйственных культур, требования к качеству убранной сельскохозяйственной продукции и способы ее доработки до кондиционного состояния;
3.1.7
- приемы, способы и сроки внесения удобрений под сельскохозяйственных культуры с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий;
3.1.8
- оптимальные сроки, нормы и порядок применения пестицидов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- пользоваться материалами почвенных и агрохимических исследований, прогнозами развития вредителей и болезней, справочными материалами для разработки элементов системы земледелия и технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
3.2.2
- определять схему и глубину посева (посадки) сельскохозяйственных культур для различных агроландшафтных условий;
3.2.3
- определять качество посевного материала с использованием стандартных методов;
3.2.4
- рассчитывать норму высева семян на единицу площади с учетом их посевной годности;
3.2.5
- определять объемы работ по технологическим операциям при проведении посева, комплектовать посевные агрегаты для выполнения технологических операций;
3.2.6
- составлять заявки на приобретение семенного и посадочного материала исходя из общей потребности в их количестве;
3.2.7
- определять сроки, способы и темпы уборки урожая сельскохозяйственных культур, обеспечивающие сохранность продукции от потерь и ухудшения качества.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- составления технологий возделывания сельскохозяйственных культур применительно к почвенно-климатическим условиям с учетом агроландшафтной характеристики территории;
3.3.2
- и обоснования выбора сортов сельскохозяйственных культур для конкретных условий региона и уровня интенсификации земледелия;
3.3.3
- обоснования и разработки сортовых технологий выращивания сельскохозяйственных культур;
3.3.4
- подготовки семян к посеву и расчета норм высева;
3.3.5
- разработки технологии посева (посадки) сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей и почвенно-климатических условий;
3.3.6
- определения общей потребности в семенном и посадочном материале, удобрениях и пестицидах;
3.3.7
- обоснования технологии ухода, способа уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Первый семестр

 
Растениеводство как научная дисциплина и отрасль сельскохозяйственного производства /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1
3
0
0
 
Оснащенность
 
Семеноведение /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1
3
2
Проблемная лекция
0
 
Правила отбора средней пробы для определения посевных качеств семян /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-18.1 ПК-19.2
3
2
Решение ситуационных задач
0
 
Определение чистоты семян, массы 1000 семян /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-18.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Определение энергии прорастания и всхожести семян /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-18.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Определение жизнеспособности и влажности семян /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-18.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Программирование урожаев /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1
3
2
Проблемная лекция
0
 
Озимые зерновые хлеба. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Яровые зерновые хлеба 1 группы. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Морфологические особенности зерновых культур. Анатомическое строение зерновки /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Определение хлебов I и II группы по проросткам, всходам, соцветиям. Фазы роста и развития /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Методы расчета уровня урожайности при программировании урожаев  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

6
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2
3
2
Решение ситуационных задач
0
 
Яровые зерновые хлеба II группы. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Морфологические особенности пшеницы и ржи. Определение видов пшеницы /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Определение разновидностей пшеницы /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Морфологические особенности ячменя. Определение подвидов и разновидностей  /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Морфологические особенности овса. Определение видов и разновидностей овса посевного /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Морфологические особенности кукурузы. Определение подвидов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Расчет нормы высева (посадки) сельскохозяйственных культур /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
2
Решение ситуационных задач
0
 
Особенности морфологии просо и сорго. Виды просо, определение подвидов просо обыкновенного. Характеристика групп сорго /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Морфологические особенности риса и гречихи. Определение видов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Зерновые бобовые культур. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
Коллоквиум /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0
3
0
0
 
Зерновые культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
Работа с учебной литературой, написание реферата. Работа в СДО
0
 
Оснащенность
 
Зернобобовые культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
3
0
Работа с учебной литературой. Работа в СДО
0
 
Семеноведение /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-18.1 ПК-19.2
3
0
Работа с учебной литературой, решение задач. Работа в СДО
0
 
 
Раздел 2. Второй семестр

 
Выполнение курсовой работы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
Защита курсовой работы
0
 
Клубнеплоды. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Морфологическое особенности зерновых бобовых культур. Определение зернобобовых по всходам, листьям, плодам и семенам /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

4
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Разработка технологических схем возделывания зерновых культур /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
2
0
 
Оснащенность
 
Клубнеплоды. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Морфологические особенности корнеплодов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Масличные культуры. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Морфологические особенности масличных культур. Определение по всходам, плодам и семенам /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Эфирномасличные культуры. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Морфологические особенности клубнеплодов. Сорта картофеля /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Оснащенность
 
Морфологические особенности эфирномасличных культур. Определение  растений по плодам /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Прядильные культуры. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Морфологические особенности льна. Определение подвидов и групп разновидностей /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Морфологические особенности конопли. Отличительные признаки поскони и материки /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Табак и махорка. Народно-хозяйственное значение, биология, агротехнология /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Морфологические особенности табака и махорки /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Оснащенность
 
Разработка технологической схемы выращивания технических культур /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
2
Решение ситуационных задач
0
 
Коллоквиум /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

2
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
0
 
Технические культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

18
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-12.1 ПК-12.2 ПК-13.1 ПК-13.2 ПК-18.1 ПК-18.2 ПК-19.1 ПК-19.2
4
0
Работа с учебной литературой, написание реферата. Работа в СДО
0
 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

36
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.Отличительные признаки хлебов 1 и 2 группы

2. Морфологические и биологические особенности пшеницы.

3. Морфологические и биологические особенности ржи.

4. Морфологические и биологические особенности ячменя.

5. Морфологические и биологические особенности овса.

6. Морфологические и биологические особенности просо.

7. Морфологические и биологические особенности сорго.

8. Морфологические и биологические особенности кукурузы.

9. Морфологические и биологические особенности кукурузы

10. Методы определения качества семян.

11. Методика отбора проб семян.

12.  Методика определения чистоты семян, массы 1000 семян.

13. Методика определения всхожести и энергии прорастания семян.

14. Анатомическое строение зерновки.

15. Фазы роста и развития у хлебов 1 группы. Описание фаз.

16.  Понятие потенциального урожая. Методика расчета урожайности по приходу ФАР.

17. Понятие действительно возможного урожая. Методика расчета урожайности по влагообеспеченности посевов.

18. Методика расчета норм высева и посадки.

19. Значение и использование пшеницы.

20. Значение и использование ячменя.

21. Значение и использование овса.

22. Значение и использование ржи.

23. Значение и использование риса.

24. Значение и использование проса.

25. Значение и использование сорго.

26. Значение и использование кукурузы.

27. Технология возделывания яровой пшеницы.

28. Технология возделывания ржи.

29. Технология возделывания ячменя.

30. Технология возделывания овса.

 
Оснащенность
 
31. Технология возделывания просо.

32. Технология возделывания кукурузы.

33. Технология возделывания озимой пшеницы.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Растениеводство как наука и отрасль сельскохозяйственного производства,

выдающиеся ученые-растениеводы.

2. Классификация культурных растений.

3. Основные факторы, влияющие на формирование урожая сельскохозяйственных культур.

4. Рост и развитие зерновых культур, фенологические фазы.

5. Технологические приемы возделывания сельскохозяйственных культур.

6. Семеноведение как наука.

7. Требования к семенному (посадочному) материалу полевых культур.

8. Посевные качества семян и их определение.

9. Способы улучшения качества семенного (посадочного) материала.

10. Расчет норм высева сельскохозяйственных культур.

11. Физиологические основы зимостойкости озимых культур.

12. Причины гибели озимых культур и меры борьбы с ними.

13. Морфологические и биологические различия хлебов 1 и 2 группы.

14. Строение соцветия зерновых хлебов.

15. Строение семени зерновых и зерновых бобовых культур.

16. Строение клубня картофеля и корня корнеплода.

17. Понятие программирование урожаев. Принципы программирования урожаев.

18. Морфологические особенности пшеницы. Виды пшеницы.

19. Морфологические особенности ячменя. Подвиды ячменя.

20. Морфологические особенности овса. Виды овса.

21. Морфологические особенности кукурузы. Подвиды кукурузы.

22. Морфологические особенности просо. Виды и подвиды просо.

23. Морфологические особенности гречихи. Виды гречихи.

24. Морфологические отличия зернобобовых культур.

25. Морфология растений картофеля. Анатомическое строение клубня.

26. Морфологические отличия кормовых корнеплодов.

27. Морфологическая характеристика подсолнечника.

28. Морфологическая характеристика конопли.

29. Морфологическая характеристика льна долгунца.

30. Морфологическая характеристика масличных культур.

31. Морфологическая характеристика эфиромасличных культур.

32. Народнохозяйственное значение, районы распространения зерновых бобовых культур.

33. Народнохозяйственное значение, районы распространения яровой пшеницы.

34. Народнохозяйственное значение, районы распространения озимой пшеницы.

35. Народнохозяйственное значение, районы распространения озимой ржи.

36. Народнохозяйственное значение, районы распространения овса.

37. Народнохозяйственное значение, районы распространения ярового ячменя.

38. Народнохозяйственное значение, районы распространения кукурузы.

39. Народнохозяйственное значение, районы распространения просо.

40. Народнохозяйственное значение, районы распространения гречихи.

41. Народнохозяйственное значение, районы распространения гороха.

42. Народнохозяйственное значение, районы распространения сои.

43. Народнохозяйственное значение, районы распространения картофеля.

44. Народнохозяйственное значение, районы распространения сахарной свеклы.

45. Народнохозяйственное значение, районы распространения кормовой свеклы.

46. Народнохозяйственное значение, районы распространения кормовых корнеплодов.

47. Народнохозяйственное значение, районы распространения льна.

48. Народнохозяйственное значение, районы распространения конопли.

49. Народнохозяйственное значение, районы распространения масличных культур.

50. Народнохозяйственное значение, районы распространения подсолнечника.

51. Народнохозяйственное значение, районы распространения рапса.

52. Народнохозяйственное значение, районы распространения табака и махорки.

53. Народнохозяйственное значение, районы распространения эфиромасличных культур.

54. Биологические особенности горчицы.

55. Биологические особенности озимых зерновых хлебов.

56. Биологические особенности яровых хлебов.

57. Биологические особенности кукурузы и гречихи.

58. Биологические особенности гороха.

59. Биологические особенности сои.

60. Биологические особенности картофеля.

61. Биологические особенности кормовых корнеплодов.

 
Оснащенность
 
62. Биологические особенности кормовой и сахарной свеклы.

63. Биологические особенности конопли.

64. Биологические особенности льна долгунца.

65. Биологические особенности кормовых бобов.

66. Биологические особенности подсолнечника.

67. Биологические особенности рапса.

68. Биологические особенности табака и махорки.

69. Технология возделывания озимой пшеницы.

70. Технология возделывания озимой ржи.

71. Технология возделывания яровой пшеницы.

72. Технология возделывания овса.

73. Технология возделывания ярового ячменя.

74. Технология возделывания просо.

75. Технология возделывания гречихи.

76. Технология возделывания кукурузы на зерно и зеленую массу.

77. Технология возделывания гороха.

78. Технология возделывания сои.

79. Технология возделывания картофеля.

80. Особенности производства раннего картофеля.

81. Технология возделывания сахарной свеклы.

82. Технология возделывания кормовой свеклы.

83. Выращивание кормовых корнеплодов на семена.

84. Технология возделывания конопли.

85. Технология возделывания льна долгунца.

86. Технология возделывания подсолнечника на семена и зеленую массу.

87. Технология возделывания ярового рапса.

88. Технология возделывания табака и махорки.

89. Технология возделывания кормовых бобов.

90. Технология возделывания горчицы.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. Разработка технологии возделывания озимой пшеницы, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

2 Разработка технологии возделывания яровой пшеницы, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

3 Разработка технологии возделывания озимой ржи, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

4 Разработка технологии возделывания ячменя, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

5 Разработка технологии возделывания овса, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

6 Разработка технологии возделывания гречихи, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

7 Разработка технологии возделывания просо, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

8 Разработка технологии возделывания кукурузы на зеленый корм, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

9 Разработка технологии возделывания гороха, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

10 Разработка технологии возделывания сои, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

11   Разработка технологии возделывания картофеля, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

12   Разработка технологии возделывания сахарной свеклы, обеспечивающей получение запланированной урожайности в условиях (название хозяйства)

 
Тематика рефератов

1. Пшеница озимая. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

2. Пшеница яровая. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

3. Озимая рожь. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

4. Тритикале. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

5. Ячмень. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

6. Овес. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

7. Кукуруза. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

8. Просо. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

9. Рис. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

10. Сорго. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

11. Гречиха. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
12. Горох. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

13. Чечевица. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

14. Фасоль. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

15. Кормовые бобы. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

16. Чина. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

17. Люпин. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

18. Соя. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

19. Сахарная свекла. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

20. Картофель. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

21. Топинамбур. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

22. Кормовая свекла. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

23. Лен – долгунец. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

24. Конопля. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

25. Хлопчатник. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

26. Подсолнечник. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

27. Рапс. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

28. Горчица. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

29. Клещевина. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

30. Сафлор. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

31. Арахис. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

32. Мак. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

33. Рыжик. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

34. Кунжут. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

35. Анис. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

36. Кориандр. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

37. Тмин. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

38. Шалфей. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

39. Фенхель. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

40. Мята перечная. Народно-хозяйственное значение, распространение, биология и технология возделывания.

41. Табак как техническая культура

42. Махорка как техническая культура

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Парахин Н.В., Дурнев Г. И., Коломейченко В. В., Амелин А. В., Парахин Н. В.
Практикум по растениеводству: учебное пособие
М.: КолосС, 2010
10
 
Л1.2
Федотов В. А., Кадыров С. В., Щедрина Д. И., Столяров О. В.
Растениеводство: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.3
Ториков В. Е., Белоус Н. М., Мельникова О. В., Артюхова С. В., Ториков В. Е.
Растениеводство
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Шевченко В. А., Фирсов И. П., Соловьев А. М., Гаспарян И. Н.
Практикум по технологии производства продукции растениеводства: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
Л2.2
Зеленская Г. М., Сорокина И. Ю.
Растениеводство: учебное пособие
Персиановский: Донской ГАУ, 2024
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
7-Zip
 
Оснащенность
 
6.3.1.4
ОС Windows 8
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
113
Учебная аудитория
Моноблок 21,5 ASUS Vivo 222FBK-BAO11Mi51021U/8192Mb/256SSDGb\MX110(2048Mb) ( 23шт ), МФУ Kyocera EcosysM2235 DN (1102VS3RUO) A4 Duplex Net белый  (1 шт), интерактивная панель TeachTouch TT40-55U 4.0 55 UHD 20 касаний  (1 шт.), проектор BENG MX560 DLP 4000Lm (1024x768) 2000  (1 шт.), А4 Стол письменный на металлокаркасе GUATTRO 80*70*75 вишня скандинавия /антрацит  (23 шт.), кресло  Оператора ( 23 шт.), экран CACTUS 175*200 см, SilverMotoExpert настенно –потолочный темно-серый (моторизованный привод) (1 шт.), АКК 49Н022 Мод. Шкафа –витрины 3 ур (3 шт.), шкаф телекоммуникационный настенный Lanmaster Pro TWST – CDWPG – 9U-6X6-GY (9U, 600*600, дверца стекло, замок, серый (1 шт.), белая лаковая  маркерная доска
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
110
Учебная аудитория
Мультимедийная техника (экран Lumien Eco Picture LEP-100103, проектор WiewSonig), шкафы специализированные с инвентарем (доски разборные, набор сит лабораторных, шпатели, скальпели остроконечные, пинцеты, чашечки лабораторные для определения засоренности зерна, мельница зерновая лабораторная ЛЗМ-1, весы ВЛК-300, рН-метр влагомер полевой, влагомер зерна «Фауна-М», влагомер зерновой Wille-12Ki с проверкой, весы ПВ-15, сноповой материал, раздаточный материал), термостат электрический с охлаждением 80 л (1 шт.), шкаф сушильный ШС-80-01 (1 шт.), муляж «Зерновка ржи», муляж «Зерновка кукурузы», муляж «Зерновка пшеницы», доска классная (1 шт.), столы ученические (10 шт.), стулья (20 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к 

 
Оснащенность
 
лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, ставятся практические опыты. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное и практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________