МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Экономика и организация предприятий АПК
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Петрова Д.Я.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика и организация предприятий АПК" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Технологии производства продукции растениеводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Елисеева Л.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
усвоение студентами теории и практики экономики сельского хозяйства в условиях рынка.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Производственная практика, технологическая практика
Психология управления в сфере производства продукции растениеводства
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Основы проектной деятельности
Студенты в среде электронного обучения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи
УК-1.2 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
УК-1.3 Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-1.4 Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности
УК-1.5 Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
ОПК-6. Способен использовать базовые знания экономики и определять экономическую эффективность в профессиональной деятельности.
ОПК-6.1 Использует базовые знания экономики в области агрономии
ОПК-6.2 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов, внесения удобрений, использования средств защиты растений, новых сортов, возделывания сельскохозяйственных культур
ПК-21. Способен организовать работу коллектива подразделения сельскохозяйственного предприятия по производству продукции растениеводства
ПК-21.1 Ознакамливается с текущей работой коллектива подразделения сельскохозяйственного предприятия по производству продукции растениеводства
ПК-21.2 Организует работу коллектива подразделения сельскохозяйственного предприятия по производству продукции растениеводства
ПК-22. Способен принимать управленческие решения по реализации технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных экономических и погодных условиях
ПК-22.1 Принимает управленческие решения по реализации технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных экономических условиях
ПК-22.2 Принимает управленческие решения по реализации технологий возделывания сельскохозяйственных культур в различных погодных условиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
принципы развития и закономерности функционирования организации; основные бизнес-процессы в организации; типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования; основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений
ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность; калькулировать и анализировать себестоимость продукции и принимать обоснованные решения на основе данных управленческого учета; проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
владения методами организации производства; формулирования и реализации стратегий на уровне бизнес-единицы; управления операциями
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Предприятия АПК в современных условиях
Предприятия АПК в современных условиях /Лек/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Предприятия АПК в современных условиях /Пр/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Предприятия АПК в современных условиях /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Индивидуальные домашние задания
Раздел 2. Экономический механизм функционирования сельскохозяйственных предприятий
Экономический механизм функционирования сельскохозяйственных предприятий /Лек/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Экономический механизм функционирования сельскохозяйственных предприятий /Пр/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Экономический механизм функционирования сельскохозяйственных предприятий /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Индивидуальные домашние задания
Раздел 3. Экономические ресурсы предприятий АПК
Экономические ресурсы предприятий АПК /Лек/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Экономические ресурсы предприятий АПК /Пр/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Экономические ресурсы предприятий АПК /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Индивидуальные домашние задания
Раздел 4. Размещение производства, специализация и концентрация
Размещение производства, специализация и концентрация /Лек/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Размещение производства, специализация и концентрация /Пр/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Размещение производства, специализация и концентрация /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Индивидуальные домашние задания
Раздел 5. Экономика и организация отраслей растениеводства и животноводства
Экономика и организация отраслей растениеводства и животноводства /Лек/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Экономика и организация отраслей растениеводства и животноводства /Пр/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Экономика и организация отраслей растениеводства и животноводства /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Индивидуальные домашние задания
Раздел 6. Формирование объемов деятельности предприятий АПК
Формирование объемов деятельности предприятий АПК /Лек/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Формирование объемов деятельности предприятий АПК /Пр/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Формирование объемов деятельности предприятий АПК /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Индивидуальные домашние задания
Раздел 7. Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственной продукции
Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственной продукции /Лек/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственной продукции /Пр/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Издержки производства и себестоимость сельскохозяйственной продукции /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Индивидуальные домашние задания
Раздел 8. Формирование финансовых результатов предприятий АПК
Формирование финансовых результатов предприятий АПК /Лек/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Формирование финансовых результатов предприятий АПК /Пр/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Формирование финансовых результатов предприятий АПК /Ср/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
Индивидуальные домашние задания
Формирование финансовых результатов предприятий АПК /Экзамен/
ОПК-6.1 ОПК-6.2 ПК-21.1 ПК-21.2 ПК-22.1 ПК-22.2 УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-1.4 УК-1.5
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрен учебным планом
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Значение и специфика сельского хозяйства как отрасли.
2. Предмет науки. Методологические основы, методы и задачи науки.
3. Понятие, состав и структура АПК.
4. Экономические отношения в системе АПК. Роль государства в деятельности и развитии комплекса.
5. Сельскохозяйственные предприятия как основа отрасли.
6. Экономика крестьянских (фермерских) хозяйств.
7. Экономика хозяйств населения.
8. Понятие о ранках и рыночном механизме.
9. Рыночная инфраструктура.
10. Классификация и особенности рынков в АПК.
11. Аграрная политика и государственное регулирование рынка в АПК.
12. Проблема продовольственной безопасности.
13. Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве.
14. Земельный кадастр и экономическая оценка земли.
15. Понятие и особенности материально-технической базы сельскохозяйственного производства.
16. Основные и оборотные средства производства, их классификация.
17. Эффективность использования производственных фондов и их воспроизводство в сельском хозяйстве.
18. Труд и трудовые ресурсы.
19. Рынок труда и безработица в сельском хозяйстве.
20. Производительность труда в сельском хозяйстве.
21. Пути совершенствования использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.
22. Инфраструктура села и ее составляющие.
23. Состав производственной инфраструктуры и ее экономическое значение.
24. Социальная инфраструктура села.
25. Пути совершенствования инфраструктуры сельских территорий.
26. Интенсификация сельского хозяйства и ее взаимосвязь с научно-техническим прогрессом.
27. Показатели экономической эффективности интенсификации сельского хозяйства.
28. Факторы и пути повышения эффективности интенсификации сельского хозяйства.
29. Научные основы рационального размещения сельского хозяйства.
30. Сущность, значения и условия развития специализации и концентрации сельскохозяйственного производства.
31. Экономическая сущность и принципы кооперации в сельском хозяйстве.
32. Формы сельскохозяйственной кооперации.
33. Агропромышленная интеграция и ее формы.
34. Экономика растениеводства.
35. Экономика животноводства.
36. Пути повышения эффективности животноводства.
37. Экология и экологическая устойчивость сельского хозяйства.
38. Пути улучшения природопользования.
39. Экономические основы комплексной механизации растениеводства.
40. Экономические основы комплексной механизации животноводства.
41. Экономика мелиорации земель.
42. Экономика химизации сельского хозяйства.
43. Современные аспекты сельской энергетики и пути ее совершенствования.
44. Энергооснащенность сельского хозяйства и энергоемкость производства продукции отрасли.
45. Современные направления экономики и рационального использования топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве.
46. Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве.
47. Электроэнергетика как основа совершенствования материально-технической базы общественного производства.
48. Этапы становления и современный уровень развития сельской электроэнергетики.
49. Экономика сельского электроснабжения.
50. Методические основы определения экономической эффективности сельской электроэнергетики.
51. Сравнительная экономическая оценка систем электроснабжения сельского хозяйства.
52. Сущность и виды издержек производства.
53. Виды себестоимости, классификация затрат и методы исчисления себестоимости.
54. Структура, динамика и пути снижения себестоимости продукции растениеводства.
55. Структура, динамика и пути снижения себестоимости продукции животноводства.
56. Особенности ценообразования в сельском хозяйстве и система цен на сельскохозяйственную продукцию.
57. Рентабельность сельскохозяйственного производства и ее показатели.
58. Особенности и показатели объемов производства в сельском хозяйстве.
59. Инвестиции и инвестиционная политика государства в сельском хозяйстве.
60. Показатели экономической эффективности сельского хозяйства.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
Темы докладов
1. Понятие и содержание технического сервиса.
2. Совершенствование форм и методов технического сервиса.
3. Концентрация, специализация и кооперирование в ремонтном производстве.
4. Экономика хранения сельскохозяйственной техники.
5. Содержание и задачи материально-технического обеспечения сельского хозяйства.
6. Рынок материально-технических ресурсов сельского хозяйства.
7. Пути повышения эффективности материально-технического обеспечения сельского хозяйства.
8. Топливно-энергетический комплекс России, структура и направления развития.
9. Современные аспекты сельской энергетики и пути ее совершенствования.
10. Энергооснащенность сельского хозяйства и энергоемкость производства продукции отрасли.
11. Современные направления экономики и рационального использования топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве.
12. Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Экономика и организация предприятий АПК: практикум: учебное пособие
Экономика и организация производства предприятий АПК: учебное пособие
Персиановский: Донской ГАУ, 2024
6.1.2. Дополнительная литература
Экономика предприятий АПК: учебник для вузов
Санкт-Петербург : Лань, 2023
Нечаев В. И., Парамонов П. Ф., Халявка И. Е.
Экономика предприятий АПК: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (6 шт.), стулья (18 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), стол компьютерный (10 шт.), стулья (10 шт.), демонстрационное обрудование (компьютер Intel G32603 3 GHz 3 M (10 шт.), полотно рулонное (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (16 шт.), стулья (30 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), Экран рулонный настенный (1 шт.)
Стол преподавателя (1 шт.), столы (17 шт.) (3-хместных - 6, 2-хместных - 11), стулья (38 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран рулонный настенный (1 шт.), проектор Acer (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы ученические (23 шт.), стулья (53 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (проекционный экран LUMIEN (1 шт.), проектор Acer (6 шт.), моноблок Acer Aspire C22-963 (1шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (30 шт.), стулья (60 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска аудиторная (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________