МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общеобразовательных дисциплин
Проректор по учебной
и научной работе
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Агробизнес
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Агаева Е.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Елисеева Л.В.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование целостного представления о социальных системах, уровнях и способах управления социальными защитами населения; системных представлений о природе семейно-брачных отношений, о психологических закономерностях функционирования семьи в современном мире, приобретение знаний, позволяющих осуществлять индивидуальный подход при оказании социальной и психологической помощи инвалидам; получение теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков в области социального образования лиц с ограниченными возможностями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Психология управления в сфере агробизнеса
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Иностранный язык в сфере агробизнеса
Психология личности и профессиональное самоопределение
Русский язык в сфере растениеводства
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Формулирует в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение. Определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач
УК-2.2 Проектирует решение конкретной задачи проекта, выбирая оптимальный способ ее решения, исходя из действующих правовых норм и имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.3 Решает конкретные задач проекта заявленного качества и за установленное время
УК-2.4 Публично представляет результаты решения конкретной задачи проекта
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
УК-3.2 Понимает особенности поведения выделенных групп людей, с которыми работает/взаимодействует, учитывает их в своей деятельности (выбор категорий групп людей осуществляется образовательной организацией в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому или религиозному признаку, социально незащищенные слои населения и т.п.)
УК-3.3 Предвидит результаты (последствия) личных действий и планирует последовательность ша-гов для достижения заданного результата
УК-3.4 Эффективно взаимодействует с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
ПК-11. Способен решать задачи в области развития науки, техники и технологии с учетом нормативного правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности
ПК-11.1 Решает задачи, связанные с выбором способов использования и распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности
ПК-11.2 Осуществляет распоряжение такими правами, включая введение таких прав в гражданский оборот
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- нормы позитивного социального поведения;
- нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- необходимые заявительные документы;
- функции органов труда и занятости населения.
- использовать нормы позитивного социального поведения;
- использовать свои права адекватно законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- составлять необходимые заявительные документы;
- составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- профессиональной и личностной рефлексии с учетом правовых знаний;
- ведения социально-активной деятельности в рамках правового поля;
- преодоления коммуникативных барьеров понимания, социально-культурных различий (интолерантности), барьеров отношений;
- организации и технического оснащения рабочего места средствами реабилитации и безбарьерной среды;
- работы с правовой базой законодательства РФ в правовых си-стемах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Общие положения понятия социальной адаптации
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос на практических занятиях.
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос, выступление на семинаре.
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос, выступление на семинаре.
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос на практических занятиях.
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос, выступление на семинаре, тестирование.
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
Раздел 2. Законодательные акты, регламентирующие права и свободы лиц с ОВЗ
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос на практических занятиях. Проблемная лекция.
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос, выступление на семинаре.
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Лек/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос на практических занятиях.
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Пр/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Опрос, выступление на семинаре, тестирование письменное.
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Ср/
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
Проверка индивидуальных домашних заданий, изучение литературы.
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4 УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 УК-2.4 ПК-11.1 ПК-11.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Социальная адаптация: понятие, виды.
2. Социальные нормы и регуляторы нормативного поведения; реализация правовых норм.
3. Приоритет международного нормативно-правового регулирования социальных актов по отношению к нормам внутригосударственного социального законодательства.
4. Конвенция ООН о правах инвалидов.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Медико-социальная экспертиза.
7. Психология адаптивного познания. Виды адаптации восприятия человека.
8. Научная организация труда. Особенности регулирования труда инвалидов.
9. Социально-психологическая адаптация личности в малой группе. Сплоченность группы и стратометрические уровни развития группы.
10. Феномены группового влияния: социальные фасилитация и ингибиция, конформизм, нонконформизм, огруппление мышления, групповая поляризация.
11. Организация групповой деятельности; командообразование.
12. Мотивация эффективного труда. Количественные и качественные факторы повышения эффективности деятельности.
13. Мотивировка. Локус-контроль личности.
14. Социально-психологические основы общения, поведения, деятельности.
15. Напряженное и конфликтное общение. Способы регулирования поведения в конфликтной ситуации.
16. Типы нервной системы и динамика психических процессов (академик И.П. Павлов).
17. Акцентуации характера.
18. Девиантное поведение, особенности эмоционально-волевой сферы личности.
19. Механизмы психологической защиты личности.
20. Резервы адаптивных ресурсов человека. Стресс и дистресс.
21. Уровни и способы психической саморегуляции.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
Тематика эссе:
1. Реализация беспрепятственного доступа инвалидов к информации.
2. Реализация беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры.
3. Обеспечение гарантий трудовой занятости инвалидов.
4. Социальная модель инвалидности.
5. Особенности социализации детей-инвалидов.
6. Отражение проблем инвалидов в СМИ и средствах Internet.
7. Уровень толерантного отношения к инвалидам как показатель гуманности
8. общественности отношений и развития социальной интеграции и демократии.
9. Реализация прав детей-инвалидов на образование, на право вы-бора типа
10. образовательного учреждения.
11. Реализация прав инвалидов на высшее образование.
12. Обеспечение доступности высшего образования для инвалидов.
Тематика рефератов:
1. «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов
3. Профессиональная и трудовая реабилитация инвалидов.
4. Проблемы занятости инвалидов.
5. Порядок формирования и реализации медицинской реабилитации больного. Порядок реализации индивидуальной программы.
6. Понятие и технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
7. Правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Котлярова Л. Д., Попова И. В.
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний: учебное пособие
пос. Караваево: КГСХА, 2018
Социализация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие
Персиановский: Донской ГАУ, 2021
6.1.2. Дополнительная литература
Хрипко Е. Г., Иванова З. И., Романова Е. В., Мудрак С. А.
Социальные коммуникации. Психология: учебное пособие
Москва: МИСИ - МГСУ, 2020
Социология: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Ростомер медицинский РМ-1 (1 шт.), динамометр становой (1 шт.), динамометр кистевой (1 шт.), измеритель арт. давления (2 шт.), стол преподавательский (1 шт.), столы (8 шт.), стулья (12 шт.), слухоречевой тренажер СОЛО-01 (1 шт.)
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core, интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи плодово-ягодных культур и овощей)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________