МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
Проректор по учебной
и научной работе
Основы проектной деятельности
Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. техн. наук, доц., Белов Евгений Леонидович
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 813).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы проектной деятельности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.06 Агроинженерия
Направленность (профиль) Электрооборудование и электротехнологии, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Мардарьев С.Н.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьев С.Н.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование системного методологического подхода к проектной деятельности и способности применять технологии планирования, реализации и анализа проектов профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Студенты в среде электронного обучения
Учебная практика, ознакомительная практика (в том числе получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Эксплуатация электрооборудования и средств автоматики
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
ключевые термины проектной деятельности;
области применения современных подходов проектной деятельности.
планировать проект, определять цели и задачи;
применять инструменты проектной деятельности на практике.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
применения инструментов проектной деятельности;
разработки и оценки проектов с применением компьютера.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цели и задачи дисциплины. Проектирование в области энергетики. Понятия «система», «проект», «энергосистема», «биосистема», «экосистема» /Лек/
Проектирование в области энергетики. Понятия «система», «проект», «энергосистема», «биосистема», «экосистема»
/Пр/
Введение в проектную деятельность. Обеспечение проектной деятельности. Основные понятия (проект, объект, предмет исследования, проектирование, образовательный проект, проектная деятельность, рефлексия, тезаурус). Поиск проблемы, выбор темы, анализ предстоящей деятельности. Организация проектной деятельности (основные требования к учебным проектам, отличие проектной работы от реферата, эссе, творческой работы). Виды по характеру доминирующей деятельности, предмет содержательной области, характеру координации и содержательности проекта, отбор источников информации, мотивация и методическое обеспечение будущего проекта. /Ср/
Проблематизация, концептуализация, программирование, планирование, организация. /Лек/
Проблематизация, концептуализация, программирование, планирование, организация /Пр/
Выполнение операции, предусмотренные проектом: определения проблем на основе анализа несоответствия данного предмета желаемому образу. Выявление точек несоответствия данного предмета желаемому образу. Определение целей, согласование их, разработка концептуального проекта. Организация деятельности в соответствии с планом, программой, проектом.
/Ср/
Контроль испытания и изделия, экономическое обоснование, подведение итогов. /Лек/
Контроль испытания и изделия, экономическое обоснование, подведение итогов. /Пр/
Контроль испытания и изделия, экономическое обоснование, подведение итогов, защита проекта. Экспертиза проекта независимой комиссией. /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Структура проектной деятельности.
2. Содержание проектной деятельности.
3. Функция проектной деятельности.
4. Понятия «проект», «проектная деятельность».
5. История развития проектного метода, идеи Дж. Дьюи.
6. Презентация: виды, формы, правила составления.
7. Сравнительная оценка исследовательских и информационных проектов.
8. Методы проектирования с парадоксальными решениями (инверсия, мозговой штурм, мозговая осада, карикатура).
9. Понятия интеллектуальной собственности.
10. Сущность, содержание и виды эксперимента.
11. Жизненный цикл проекта.
12. Этапы научно-исследовательской работы.
13. Проблематизация, как технологический этап проектирования.
14. Концептуализация и программирование при проектировании.
15. Планирование и организация при проектировании.
16. Экономическое обоснование и подведение итогов проектирования.
17. Контроль и испытания изделия. Защита проекта. Экспертиза проекта.
18. Понятие «электроэнергетика».
19. История развития электроэнергетики и систем электроснабжения.
20. История развития инженерного факультета Чувашского ГАУ.
21. Презентация: виды, формы, правила составления.
22. Отличия творческого проекта от эссе.
23. Отличия проектной работы от эссе.
24. Выбор оптимальных проектных решений. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
25. Поиски новых технических решений в области энергетических установок с применением вепольного анализа.
26. Составление плана индивидуального проекта, реферата.
27. Основные тенденции в области проектирования систем электрификации и систем электроснабжения.
28. Методы работы с источниками информации, поиск информации в Интернете, патентный поиск.
29. Энергосбережение – малый энергетический ресурс.
30. Способы преобразования различных видов энергии в электрическую.
31. Энергетический ресурс Земли и развитие энергетики.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Для получения текущей аттестации обучающийся должен выполнить индивидуальный или групповой творческий проект. Тему проекта обучающийся выбирает сам по желанию или выдает преподаватель. Примерная тематика творческих проектов с описанием проекта представляется ниже:
1. Автоматизация энергетических сетей и энергетических систем (описание принципов управления автоматизированной энергетической системой)
2. Способы преобразования различных видов энергии в электрическую (изучение законов сохранения энергии и принципов работы объектов электроэнергетики, преобразующих различные виды энергии в электрическую)
3. Энергосбережение – новый энергетический ресурс (изучение энергосберегающих технологий с точки зрения эффективного использования энергии и ресурсов).
В результате выполнения творческого проекта обучающийся должен показать планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки).
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Проектный практикум: учебное пособие
Красноярск: КрасГАУ, 2016
Стрижов А. Н., Перченко Е. Л., Кудака М. А., Табунова Ю. В., Апуневич О. А., Перченко Е. Л.
Технология проектной деятельности: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Подготовка и защита бакалаврской работы, магистерской диссертации, дипломного проекта: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2019
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Комплект программ AutoCAD
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
Установка охладительная ВО-У 2,5, установка прессования и охлаждения творога, шкаф жарочный ШЖЭ-1, эл. котел варочный (Варочное устройство), печь 2Ш2К, столы (11 шт.), стулья (22 шт.), стенды (14 шт.), стеллажи с оборудованием
Доска ученическая настенная трехэлементная, лабораторный комплекс «Средства автоматизации и управления», лабораторный комплекс «Пневмопривод и пневмоавтоматка», типовой комплекс учебного оборудования «Основы электротехники и электроники», столы (17 шт.), стулья (25 шт.)
Демонстративный комплекс по курсу «Электрические машины», типовой комплект учебного оборудования «Теория электрических цепей и основы электротехники», лабораторный комплекс «Электрические цепи», лабораторный комплекс «Электротехника и основы электротехники», типовой комплект учебного оборудования «Основы электропривода ОЭП-НР, столы (18 шт.), стулья (34 шт.), настенные плакаты и стенды (11 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Основы проектной деятельности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Во время лекции можно задать лектору вопрос. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: необходимо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебники не
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________