МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общей и частной зоотехнии
Проректор по учебной
и научной работе
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
рабочая программа практики
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
канд. с-х наук, доц., Данилова Н.В.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 972).
При разработке рабочей программы практики "Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.03.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа практики проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Заведующий выпускающей кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Председатель методической комиссии факультета Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
приобщение студентов к общественно-полезному труду, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий путем непосредственного участия обучающегося в производственной и научно-исследовательской работе кафедры, приобретение профессиональных умений и навыков, закрепление и расширение практических навыков, содействие овладению профессией, а также самостоятельное проведение экспериментальной работы по собственной теме и сбор необходимых материалов для выполнения и оформления научно-исследовательской работы.
2. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Генетические основы селекции
Математические методы выведения новых пород, кроссов
Основы научных исследований
Основы проектной деятельности
Учебная практика, общепрофессиональная практика
Введение в направление "Зоотехния"
История и методология зоотехнической науки
Психология личности и профессиональное самоопределение
Студенты в среде электронного обучения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
Кормление высокопродуктивных животных
Приготовление комбикормов и БМВД
Биотехника воспроизводства с основами акушерства
Инновационные технологии учета в животноводстве
Прогрессивные методы работы в скотоводстве
Производственная практика,технологическая практика
Ресурсосберегающие технологии производства свинины
Интенсивные технологии производства продуктов животноводства
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Технология первичной переработки продукции животноводства
Технология производства яиц и мяса птицы
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знать: правила поиска информации
УК-1.2 Уметь: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации
УК-1.3 Иметь навыки: системного подхода для решения поставленных задач
ОПК-4. Способен обосновывать и реализовывать в профессиональной деятельности современные технологии с использованием приборно-инструментальной базы и использовать основные естественные, биологические и профессиональные понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач
ОПК-4.1 Знать: основные естественные, биологические и профессиональные понятия и методы при решении общепрофессиональных задач, современные технологии с использованием приборно-инструментальной базы
ОПК-4.2 Уметь: использовать основные естественные, биологические и профессиональные понятия и методы при решении общепрофессиональных задач
ОПК-4.3 Иметь практический опыт: обоснования и реализации в профессиональной деятельности современных технологий с использованием приборно-инструментальной базы
ПК-2. Способен выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных и на этом основании проводить зоотехническую оценку животных
ПК-2.1 Знать: режимы содержания животных, требования к кормам и составлению рационов кормления; требования зоотехнической оценки животных
ПК-2.2 Уметь: выбирать и соблюдать режимы содержания животных, составлять рационы кормления, прогнозировать последствия, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; проводить зоотехническую оценку животных
ПК-2.3 Иметь практический опыт: выбора режима содержания животных, методики составления рационов кормления, прогнозирования последствий, изменений в кормлении, разведении и содержании животных; оценки и анализа результатов зоотехнической оценки животных
ПК-8. Способен применять современные методы исследований в области животноводства, изучать научно-техническую информацию и участвовать в проведении научных исследований и анализе их результатов
ПК-8.1 Знать: современные методы исследований в области
ПК-8.2 Уметь: анализировать научно-техническую информацию и результаты исследований
ПК-8.3 Иметь практический опыт: проведения научных исследований
В результате освоения практики обучающийся должен
- общетеоретические основы дисциплины в объеме, необходимом для решения производственных и исследовательских задач;
- основные этапы развития зоотехнической науки, историю животноводства
- вклад ведущих ученых России в развитие зоотехнической науки, принципы и результаты использования их исследований в науке и практике животноводства;
- особенности прогрессивных форм заготовки кормов для животноводства;
- современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно- исследовательских работах;
- правило оказания первой помощи животным.
- определять методы содержания, кормления и разведения с. х. животных разных видов и пород в различных климатических и иных условиях;
- определять методы производства продукции животноводства;
- использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;
- обосновать задачи исследования, выбрать методы и разбираться в принципах работы современных приборов и аппаратов;
- организовать и провести научное исследование с использованием современных методов анализа образцов кормов;
- соблюдать меры личной гигиены;
- организовывать и проводить профилактические мероприятия по предотвращению болезней, общих для человека и животных;
- представлять результаты своей деятельности в форме отчетов, публикаций и публичных обсуждений.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- владения приемами поиска и использования научно-технической информации;
- осуществлять сбор, анализ и интерпретацию материалов в области животноводства;
- обеспечить экологическую безопасность производственных процессов и экономическую эффективность производства продукции;
- использовать современные достижения мировой науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;
- разработки задач и проведения экспериментальной работы на основе существующих методов и методик;
- самостоятельно организовать и провести научные исследования с использованием современных методов анализа образцов кормов
- составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований;
- оформления результатов работы в форме отчетов, рефератов, публикаций.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Выработка навыков обращения с животными /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности
Выработка навыков обращения с животными /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Кормление и уход за животными и птицами /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Кормление и уход за животными и птицами /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Доение коров и первичная обработка молока на ферме /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Доение коров и первичная обработка молока на ферме /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Кормление дойных коров /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Кормление дойных коров /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Кормление стельныхсухостойных коров /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Кормление стельныхсухостойных коров /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Выращивание молодняка крупного рогатого скота /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Выращивание молодняка крупного рогатого скота /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Отбор и подбор животных, методы разведения /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
участие в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельности: изучение специальной литературы
Отбор и подбор животных, методы разведения /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Собеседование при контроле прохождения практики, проверка дневника
Кормление и содержание овец: баранов-производителей, овцематок, молодняка /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Собеседование при контроле прохождения практики, проверка дневника
Кормление и содержание овец: баранов-производителей, овцематок, молодняка /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Собеседование при контроле прохождения практики, проверка дневника
Кормление и содержание свиней: хряков -производителей, свиноматок, поросят, откорм свиней /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Собеседование при контроле прохождения практики, проверка дневника
Кормление и содержание свиней: хряков -производителей, свиноматок, поросят, откорм свиней /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
Собеседование при контроле прохождения практики, проверка дневника
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 ПК-8.1 ПК-8.2 ПК-8.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности
1. Технология заготовки высококачественного сена.
2. Технология заготовки силоса и сенажа.
3. Подготовка кормов к скармливанию.
4. Способы содержания коров, параметры микроклимата в коровнике.
5. Содержание коров в родильном отделении, условия кормления.
6. Условия содержания и кормления новорожденных телят
7. Содержание телят в молочный период, условия кормления.
8. Содержание и кормление хряков-производителей.
9. Содержание и кормление супоросных, подсосных и холостых свиноматок.
10. Выращивание поросят.
11. Откорм свиней и виды откорма.
12. Особенности строения вымени коров. Понятие молокоотдачи, пригодность коров к машинному доению.
13. Доильные установки, техника доения.
14. Молочный блок, обработка и хранение доильного оборудования, хранение молока.
15. Санитарно-технические требования, предъявляемые к предприятиям по переработке скота и птицы.
16. Организация подготовки скота к убою. Техника убоя.
17. Консервирование мяса и его хранение.
18. Технология производства колбас.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Оценочные средства представляют собой задания, обязательные для выполнения обучающимся на практике, позволяющие ему приобрести теоретические знания, практические умения (навыки) и опыт, а также решать задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью в рамках практической подготовки при проведении практики. В качестве оценочного средства, позволяющего оценить ход прохождения практики обучающимся, используется дневник практики. В дневнике отражаются результаты текущей работы, выполненные задания. Дневник практики заполняется лично обучающимся.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Слесаренко Н. А., Ларионова И. С., Борхунова Е. Н., Борунова С. М., Кузнецов С. В., Абрамов П. Н., Широкова Е. О., Слесаренко Н. А.
Методология научных исследований в ветеринарии и зоотехнии: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2024
Ткаченко А. Н., Злобин С. Н., Фроленкова Л. Ю.
Основы научных исследований, организация и планирование эксперимента. Обработка результатов: учебное пособие
Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2024
Учебная практика (ознакомительная): методические указания
6.1.2. Дополнительная литература
Леонович А. А., Шелоумов А. В.
Основы научных исследований: учебник для вузов
Санкт-Петербург: Лань, 2024
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Официальный сайт Российской Кинологической Федерации
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Белые лаковые магнитно-маркерные доски (1 шт.) стол преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (6 шт.), стулья ученические (12 шт.), столы компьютерные (10 шт.), кресла компьютерные (11шт.), компьютер персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5 /клавиатура/ мышь (10 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), кронштейн для проектора Kromax PROEKTOR-100 потолочный наклон (1 шт.), стенды (3 шт.), жалюзи (2 шт.), огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), кафедра трибуна настольная (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАКТИКИ
Практика является учебной. Форма проведения практики – стационарная и выездная. Стационарная - проводится в стенах университета, а выездная – в виде выездов в малые и большие предприятия содержания и выращивания сельскохозяйственных животных.
Во время практики студент выполняет порученные ему задания, а объем проведенной работы ежедневно отражает в дневнике и отчете, оформленном после прохождения практики.
Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Преподаватель осуществляет непосредственное руководство практикой, оказывает необходимую организационную и методическую помощь студентам, контролирует выполнение настоящей программы и её сроков.
Главным условием прохождения практики является соблюдение сроков практики и её продолжительность, которые устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Поэтому, студенты обязаны в течение всего срока практики вовремя прибывать к месту её прохождения. Самовольное сокращение сроков приведет к незачету и повторному прохождению практики.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________