МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Математики, физики и информационных технологий
Проректор по учебной
и научной работе
Теория механизмов и машин
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Специализация Автомобили и тракторы
рабочая программа дисциплины (модуля)
экзамен зачет курсовые проекты
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. техн. наук, доц., Дмитриев Ю.П.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Теория механизмов и машин" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Максимов А.Н.
Заведующий выпускающей кафедрой Алатырев А.С.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
изучение основных принципов построения механизмов, анализа и синтеза механизмов и машин; наделение студентов навыками надлежащей механико-математической культуры необходимой в исследовательской и проектно-конструкторской деятельности; научить использовать общие и частные методы анализа и синтеза машин и механизмов применительно к техническим устройствам, с которыми ему придется иметь дело в практической деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Начертательная геометрия и инженерная графика
Учебная практика, ознакомительная практика
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Теория автомобилей и тракторов
Учебная практика, эксплуатационная практика
Электрооборудование автомобилей и тракторов
Энергетические установки автомобилей и тракторов
Эксплуатация автомобилей и тракторов
Проектирование автомобилей и тракторов
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
Системы автоматизированного проектирования автомобилей и тракторов
Производственная практика, эксплуатационная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-1. Способен ставить и решать инженерные и научно-технические задачи в сфере своей профессиональной деятельности и новых междисциплинарных направлений с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей;
ОПК-1.1 Знает способы решения инженерных и научно-технических задач в сфере своей профессиональной деятельности с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей
ОПК-1.2 Умеет применять в сфере своей профессиональной деятельности новые междисциплинарные направления с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей
ОПК-5. Способен применять инструментарий формализации инженерных, научно-технических задач, использовать прикладное программное обеспечение при расчете, моделировании и проектировании технических объектов и технологических процессов;
ОПК-5.1 Знает основы формализации инженерных, научно-технических задач, прикладного програмирования при расчете, моделировании и проектировании технических объектов и технологических процессов
ОПК-5.2 Умеет применять инструментарий формализации инженерных, научно-технических задач, использовать прикладное программное обеспечение при расчете, моделировании и проектировании технических объектов и технологических процессов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основные типы механизмов и их составляющие;
методы структурного, кинематического и силового анализа механизмов;
методы синтеза (проектирования) механизмов.
анализировать работоспособность механизмов;
синтезировать основные типы механизмов по заданным требованиям;
выполнять балансировку неуравновешенных масс.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
анализа и синтеза механизмов;
проведения теоретических и экспериментальных исследований машин и механизмов.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Структура механизмов
Основные понятия теории механизмов и машин /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Основные понятия теории механизмов и машин /Лаб/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Основные понятия теории механизмов и машин /Ср/
Структурный анализ и синтез. Классификация плоских шарнирно-рычажных механизмов /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Проблемная лекция. Опрос по теме.
Структурный анализ и синтез. Классификация плоских шарнирно-рычажных механизмов /Лаб/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Структурный анализ и синтез. Классификация плоских шарнирно-рычажных механизмов /Пр/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Учебная дискуссия. Защита ЛР.
Структурный анализ и синтез. Классификация плоских шарнирно-рычажных механизмов /Ср/
Раздел 2. Кинематический анализ и синтез плоских механизмов с низшими парами
Синтез плоских рычажных механизмов по заданным кинематическим свойствам /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Проблемная лекция. Опрос по теме.
Синтез плоских рычажных механизмов по заданным кинематическим свойствам /Пр/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Учебная дискуссия. Защита ЛР.
Синтез плоских рычажных механизмов по заданным кинематическим свойствам /Лаб/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Синтез плоских рычажных механизмов по заданным кинематическим свойствам /Ср/
Кинематический анализ плоских рычажных механизмов /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Проблемная лекция. Опрос по теме.
Кинематический анализ плоских рычажных механизмов /Пр/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Учебная дискуссия. Защита ЛР.
Кинематический анализ плоских рычажных механизмов /Лаб/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Кинематический анализ плоских рычажных механизмов /Ср/
Кинематический анализ зубчатых механизмов /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Проблемная лекция. Опрос по теме.
Кинематический анализ зубчатых механизмов /Лаб/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Кинематический анализ зубчатых механизмов /Пр/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Учебная дискуссия. Защита ЛР.
Кинематический анализ зубчатых механизмов /Ср/
Раздел 3. Основы теории машин-автоматов, манипуляторов
Манипуляторы и промышленные роботы /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Манипуляторы и промышленные роботы /Ср/
Раздел 4. Динамика машин и механизмов
Силовой (кинетостатический) анализ рычажных механизмов /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Силовой (кинетостатический) анализ рычажных механизмов /Пр/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Силовой (кинетостатический) анализ рычажных механизмов /Ср/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Динамический анализ механизмов. Анализ движения машинного агрегата /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Динамический анализ механизмов. Анализ движения машинного агрегата /Пр/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Динамический анализ механизмов. Анализ движения машинного агрегата /Лаб/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Динамический анализ механизмов. Анализ движения машинного агрегата /Ср/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Виброзащита механизмов и машин. Уравновешивание механизмов и машин. /Пр/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Виброзащита механизмов и машин /Лаб/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Виброзащита механизмов и машин. Уравновешивание механизмов и машин /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Виброзащита механизмов и машин. Уравновешивание механизмов и машин. /Ср/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Раздел 5. Синтез механизмов
Основы геометро-кинематического синтеза механизмов с высшими парами /Лек/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Основы геометро-кинематического синтеза механизмов с высшими парами /Пр/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Основы геометро-кинематического синтеза механизмов с высшими парами /Лаб/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Основы геометро-кинематического синтеза механизмов с высшими парами /Ср/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
Курсовое проектирование /Ср/
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-1.1 ОПК-1.2
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Основные проблемы и понятия ТММ (механизм, машина, звено, кинематическая пара, кинематическая цепь. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие ТММ
2. Дифференциальное уравнение движения механизмов
3. КПД механизма. Определение КПД машинного агрегата при различных схемах соединений механизмов
4. Приведение сил в плоских механизмах
5. Задачи и методы силового анализа. Порядок силового расчета структурной группы 2 класса 3 вида
6. Основная теорема зацепления
7. Динамическая модель машинного агрегата (пример)
8. Эвольвента и её свойства, уравнения в параметрической форме
9. Классификация механизмов и кинематических пар. Низшие и высшие пары. Кинематические цепи. Замена высших пар низшими
10. Основное уравнения динамического синтеза. Особенность расчета маховика методом Мерцалова
11. Структурная формула кинематической цепи общего вида
12. Силовой расчет механизма методом Жуковского (пример)
13. Проектирование механизма с качающейся кулисой и его кинематический анализ
14. Особенности роботизации отраслей с/х производства
15. Основной принцип образования рычажных механизмов. Формула группы Ассура. Структурная классификация плоских кинематических цепей
16. Кинематический анализ плоского шарнирного четырехзвенника (зада-чи, порядок, исходные данные)
17. Задачи и методы кинематического анализа рычажных механизмов.
18. Пример построения планов скоростей и ускорений для плоского ме-ханизма
19. Силы инерции звеньев рычажных механизмов. Частные случаи
20. Синтез и кинематический анализ кривошипно-ползунного механизма графоаналитическим методом.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Основные проблемы и понятия ТММ (механизм, машина, звено, кинематическая пара, кинематическая цепь. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие ТММ
2. Дифференциальное уравнение движения механизмов
3. КПД механизма. Определение КПД машинного агрегата при различных схемах соединений механизмов
4. Приведение сил в плоских механизмах
5. Задачи и методы силового анализа. Порядок силового расчета структурной группы 2 класса 3 вида
6. Основная теорема зацепления
7. Динамическая модель машинного агрегата (пример)
8. Эвольвента и её свойства, уравнения в параметрической форме
9. Классификация механизмов и кинематических пар. Низшие и высшие пары. Кинематические цепи. Замена высших пар низшими
10. Основное уравнения динамического синтеза. Особенность расчета маховика методом Мерцалова
11. Структурная формула кинематической цепи общего вида
12. Силовой расчет механизма методом Жуковского (пример)
13. Проектирование механизма с качающейся кулисой и его кинематиче-ский анализ
14. Особенности роботизации отраслей с/х производства
15. Основной принцип образования рычажных механизмов. Формула группы Ассура. Структурная классификация плоских кинематических цепей
16. Кинематический анализ плоского шарнирного четырехзвенника (зада-чи, порядок, исходные данные)
17. Задачи и методы кинематического анализа рычажных механизмов.
18. Пример построения планов скоростей и ускорений для плоского ме-ханизма
19. Силы инерции звеньев рычажных механизмов. Частные случаи
20. Синтез и кинематический анализ кривошипно-ползунного механизма графоаналитическим методом.
21. Основные понятия теории машин-автоматов, роботов и манипуляторов. Основные виды систем управления.
22. Кинематический анализ кривошипно-кулисного механизма графоаналитическим методом.
23. Структура плоских механизмов. Избыточные связи. Лишние степени свободы.
24. Кинематический анализ кривошипно-ползунного механизма (задачи, исходные данные, порядок, основные правила).
25. Эвольвентное зацепление, его характеристика и основные свойства
26. Приведение сил в плоских механизмах (пример)
27. Классификация кулачковых механизмов. Задачи и этапы синтеза ку-лачковых механизмов (пример)
28. Особенности кинематики и определение передаточных отношений дифференциальных передач
29. Основная теорема зацепления
30. Силы инерции звеньев в плоских механизмах. Частные случаи
31. Геометрические и качественные характеристики прямозубой эволь-вентной зубчатой передачи
32. Основное уравнение динамического синтеза
33. Определение центра масс плоских механизмов методом главных век-торов
34. Определение реакций в кинематических парах структурных групп 2 класса (1 и 2 вида)
35. Условие отсутствия подрезания и минимальное число зубьев. Основ-ные качественные параметры эвольвентных зубчатых передач
36. Трение на наклонной плоскости
37. Метод нарезания зубчатых колес. Основные размеры колеса изготов-ленного методом обкатки
38. Трение в механизмах. Виды трения. Трение в поступательной паре. Потери мощности на трение
39. Приведение масс в плоских механизмах (пример)
40. Характеристики установившегося движения. Понятия о коэффициен-те неравномерности вращения. Расчет маховика методом Виттенбауэра
41. Аналитический метод определения передаточных отношений много-ступенчатой зубчатой передачи и планетарного механизма
42. Виды неуравновешенности звеньев. Статическое уравновешивание ротора
43. Уравнения движения механизмов в форме интеграла энергии.
44. Силовой расчет ведущего звена механизма. Определение уравновешивающей силы методом Жуковского
45. Графический метод определения передаточных отношений планетарных и дифференциальных механизмов (пример)
46. Сущность метода многопараметрической оптимизации при синтезе механизмов. Ограничения
47. Статическое уравновешивание плоского четырехзвенного механизма
48. Трение во вращательной кинематической паре
49. Типы пространственных зубчатых механизмов. Общие сведения о винтовых и гипоидных зубчатых колесах. Особенности конструкции и кинема-тики червячных передач
50. Задачи и этапы синтеза механизмов. Проектирование шарнирного четырехзвенника по двум положениям коромысла
51. Динамическое уравновешивание вращающихся звеньев
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. Проектирование и исследование механизмов грохота
2. Проектирование и исследование механизмов поперечно- строгального станка
3. Проектирование и исследование механизмов строгального станка
4. Проектирование и исследование механизмов долбежного станка
5. Проектирование и исследование механизмов зерноуборочного комбайна СК-5 «Нива»
6. Проектирование и исследование механизмов подачи
7. Проектирование и исследование механизма конвейера
8. Проектирование и исследование механизмов вытяжного пресса
9. Проектирование и исследование механизмов подачи
10. Проектирование и исследование механизмов упаковочной машина
11. Проектирование и исследование механизма брикетирования
Тематика рефератов
1. Колебания в механизмах
2. Линейные уравнения в механизмах
3. Нелинейные уравнения движения в механизмах
4. Колебания в рычажных и кулачковых механизмах
5. Вибрационные транспортеры
6. Вибрация
7. Динамическое гашение колебаний
8. Динамика приводов
9. Электропривод механизмов
10. Гидропривод механизмов
11. Пневмопривод механизмов
12. Выбор типа приводов
13. Синтез рычажных механизмов
14. Методы оптимизации в синтезе механизмов с применением ЭВМ
15. Синтез механизмов по методу приближения функций
16. Синтез направляющих механизмов
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Теория механизмов и машин: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Теория механизмов и машин: учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Елисеев Ю. В., Голубев В. В.
Теория механизмов и машин (с примерами расчетов): учебное пособие
Тверь: Тверская ГСХА, 2024
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Комплект программ AutoCAD
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
Демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 180*180 см (1 шт.), проектор Acer X127H DLP3600Lm(1204*768) (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.) и учебно-наглядные пособия, доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), осветитель доски (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (17 шт.), стол ученический 4-х местный (17 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол преподавательский однотумбовый (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.)
Станок для динамической балансировки ТММ-1А (2 шт.), установка для уравновешивания вращающихся масс ТММ-39А (1 шт.), модель шарнира Гука ТММ-13 (1 шт.), модель кривошипно-ползунного механизма А-1-560 (1 шт.), комплект приборов для построения зубьев ТММ-42 (1 шт.), комплекты моделей «кулачковые механизмы» и «зубчатые механизмы»
Прибор ТМК-05 (1 шт.), металлический шкаф (сейф) (1 шт.), стол преподавательский однотумбовый (1 шт.), стул ученический (30 шт.), стол ученический на металлокаркасе (15 шт.), стол компьютерный (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), шкаф книжный с остекленными дверцами (1 шт.), металлический шкаф раздевальный (1 шт.), доска ученическая настенная 3-хэлементная (1 шт.), демонстрационный материал (1 шт.), информационный стенд (3 шт.), осветитель доски (1 шт.)
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, стол преподавательский (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (27 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, практическими и лабораторными занятиями, выполнение курсового проекта, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
обязательное посещение обучающимися всех видов аудиторных занятий;
ведение конспекта в ходе лекционных занятий;
качественная самостоятельная подготовка к практическим и лабораторным занятиям, активная работа на них;
активная, ритмичная самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студента в соответствии с планом-графиком;
своевременная сдача преподавателю отчетных документов по аудиторным и внеаудиторным видам работ;
в случае наличия пропущенных обучающимся занятиям, необходимо получить консультацию по подготовке и оформлению отдельных видов заданий.
Для успешного освоения курса, студенту предлагаются учебно-информационные источники в виде учебной, учебно-методической литературы по всем разделам.
Лекции.
Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям и др.
Практические занятия.
Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам, структуре и содержанию дисциплины.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________