(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Специализация Автомобили и тракторы
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
элементы. /Лек/
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Виды обработки резанием. Поверхности и плоскости при обработке резанием. Движения в металлорежущих станках.
3. Элементы и геометрические параметры токарного резца.
4. Назначение и числовые значения углов резцов: проходного, отрезного, подрезного.
5. Материалы для изготовления режущих инструментов: требования к ним. Марки, свойства, применение.
6. Элементы режима резания при точении, площадь и форма среза, объем снятой стружки.
7. Процесс стружкообразования, деформация при резании пластичных материалов, виды стружки.
8. Явления сопровождающие процесс резания металлов /усадка стружки, наклеп и нарост.
9. Тепловые явления в процессе резания. Распределение тепла. Влияние элементов режима резания на температуру резания.
10. Износ режущих инструментов. Виды и критерии износа.
11. Заточка резцов.
12. Смазывающе-охлаждающие жидкости, их влияние на процесс резания. Вибрации при резании металлов.
13. Качество обработанной поверхности. Критерии оценки шероховатости. Влияние элементов режима резания на шероховатость поверхности.
14. Сила резания и ее составляющие при точении. Факторы, влияющие на силу резания.
16. Методика назначения режима резания.
17. Производительность работы на металлорежущих станках и пути ее повышения. Машинное и штучное время.
18. Обрабатываемость материалов и критерии ее оценки.
19. Основные определения производственного и технологического процесса и их элементы. Основные виды производства.
20. Выбор заготовок и припуски на обработку.
21. Базы и их выбор. Принципы выбора черновых и чистовых баз.
22. Точность механической обработки. Факторы, влияющие на точность обработки. Экономическая и достижимая точность.
23. Работы, выполняемые на заточных, кругло- и плоскошлифовальных станках. Достижимые точность и шероховатость обработок.
24. Методы нарезания зубьев цилиндрических колес. Нарезание цилиндрических зубчатых колес методом копирования.
25. Нарезание зубьев колес методом обкатки (огибания). Зубофрезерование, зубодолбление.
26. Общие сведения о нарезании конических колес зубостроганием. Отделочные работы при зубонарезании.
27. Схемы шлифования и элементы резания при шлифовании. Типы станков шлифовально-отделочной группы.
28. Абразивный /алмазный и эльборовый/ инструмент: материал, зернистость, связка, твердость, структура.
29. Маркировка и выбор кругов, испытания, балансировка, правка кругов.
30. Отделочные /доводочные/ работы и их применение. Достижимые точность и шероховатость обработки.
31. Условные обозначения, применяемые в кинематических схемах. Передачи: зубчатые, ременные, цепные, винтовые и их сравнительная характеристика.
32. Классификация металлорежущих станков. Общие сведения о кинематических схемах станков. Основные механизмы, применяемые в станках.
33. Приводы ступенчатого и бесступенчатого регулирования. Ряды частот вращения и подач станков. Устройство токарно-винторезного станка. Механизмы привода движения резания и движения подачи.
34. Основные типы токарных резцов. Принадлежности и приспособления к токарным станкам.
35. Работы, выполняемые на токарных станках. Расчет сменных шестерен при резании резьб.
36. Общие сведения о типах станков токарной группы и их применение.
37. Типы станков сверлильно-расточной группы и работы, выполняемые на них.
38. Режущий инструмент для обработки отверстий. Элементы и геометрические параметры сверл, зенкеров, разверток. Принадлежности и приспособления перечисленных инструментов.
39. Назначение режимов резания при сверлении, зенкеровании, развертывании. Основное время.
40. Типы фрезерных станков и работы, выполняемые на них.
41. Сущность процесса фрезерования. Элементы режима резания при фрезеровании.
42. Типы фрез и работы, выполняемые с их применением. Типы зубьев фрез. Принадлежности и приспособления.
43. Назначение режимов резания при фрезеровании. Основное время.
44. Делительная головка. Настройка делительной головки на непосредственное, простое, дифференциальное деление и на фрезерование винтовых канавок.
2. Сущность прессования. Продукция прессовального производства.
3. Сущность волочения. Продукция волочильного производства.
4. Объемная штамповка. Технология объемной штамповки и продукция.
5. Листовая штамповка (сущность). Технология и продукция листовой штамповки.
6. Технология свободной ковки (операции, инструмент, приспособления, оборудование).
7. Нагрев при обработке давлением. Средства нагрева, интервалы нагрева.
8. Этапы литейного производства.
9. Литейные сплавы и их свойства.
10. Способы плавления металлов.
11. Дефекты литья и их контроль.
12. Специальные способы литья (в металлические формы, центробежное, под давлением).
13. Лазерная обработка материалов
14. Электронно-лучевые технологии обработки материалов
Система знаний по дисциплине «Технология конструкционных материалов» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков.
Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятиям и законам, которые должны знать обучающиеся; раскрываются закономерности строения и свойств материалов. Обучающемуся важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения и выводы. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей технической литературы, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих обучающихся и обучающихся, пропустивших занятия, проводятся ежедневные консультации, на которые приглашаются неуспевающие обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Технология конструкционных материалов» следует усвоить:
-производство заготовок способом литья.
- производство заготовок пластическим деформированием.
- сварочное производство.
-формообразование поверхностей деталей резанием
-кинематические и геометрические параметры процесса резания.
-физико-химические основы резания.
-обработку лезвийным инструментом.
- обработку поверхностей деталей абразивным инструментом.
-электрофизические и электрохимические методы обработки поверхностей заготовок.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году