МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Эпизоотологии, паразитологии и ветеринарной санитарной экспертизы
Проректор по учебной
и научной работе
Специальность 36.05.01 Ветеринария
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. ветеринар. наук, доц., Анакова Елена Александровна;ассистент , Лазуркин Глеб Сергеевич
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 36.05.01 Ветеринария (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 974).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Иммунология" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 36.05.01 Ветеринария
Направленность (профиль) Клиническая ветеринария, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Ефимова И.О.
Заведующий выпускающей кафедрой Семенов В.Г.
Председатель методической комиссии факультета Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
теоретическое освоение обучающимися о фундаментальной иммунологии, привить практические навыки по использованию достижений иммунологии в клинической практике основам иммунологии, методам серологических исследований при лабораторной диагностике больных животных бактериальной и вирусной этиологии, а также профилактике против инфекционных болезней и в исследовательской работе.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Ветеринарная рентгенология
Высшая нервная деятельность и этология животных
Кормление животных с основами кормопроизводства
Патологическая физиология животных
Ветеринарная клиническая физиология
Цитология, гистология и эмбриология
Органическая, физическая и коллоидная химия
Неорганическая и аналитическая химия
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Биология и патология мелких домашних, лабораторных, диких, экзотических и зоопарковых животных
Учебная практика, клиническая практика
Секционный курс и судебная ветеринарная медицина
Производственная практика, врачебно-производственная практика
Реконструктивно-восстановительная хирургия
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1. Способен использовать базовые знания естественных наук при анализе закономерностей строения и функционирования органов и систем органов, общепринятые и современные методы исследования для диагностики и лечебно-профилактической деятельности на основе гуманного отношения к животным
ПК-1.1 Знать: анатомо-физиологические основы функционирования организма, методики клинико-иммунобиологического исследования; способы взятия биологического материала и его исследования; общие закономерности организации органов и систем органов на тканевом и клеточном уровнях; патогенетические аспекты развития угрожающих жизни состояний; общие закономерности строения организма в свете единства структуры и функции; характеристики пород сельскохозяйственных животных и их продуктивные качества; методы оценки экстерьера и их значение в племенной работе, основные методы и способы воспроизводства животных разных видов; учет и оценку молочной и мясной продуктивности животных; инфекционные болезни животных и особенности их проявления
ПК-1.2 Уметь: анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей; использовать экспериментальные, микробиологические и лабораторно-инструментальные методы при определении функционального состояния животных; применять специализированное оборудование и инструменты; планировать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий
ПК-1.3 Иметь практический опыт: применения методов исследования состояния животного; применения приемов выведения животного из критического состояния; прогнозирования результатов диагностики, лечения и оценки возможных последствий; применения методов оценки экстерьера и интерьера животных, методов учета и оценки продуктивности сельскохозяйственных животных разных видов, применения различных методов разведения для повышения племенных, продуктивных и резистентных качеств животных; владения техническими приёмами микробиологических исследований
ПК-3. Способен использовать и анализировать фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, препаратов, биологически активных добавок и биологически активных веществ для лечебно-профилактической деятельности, осуществлять контроль качества и соблюдение правил производства, реализации кормов, кормовых добавок и ветеринарных препаратов
ПК-3.1 Знать: фармакологические и токсикологические характеристики лекарственного сырья, лекарственных препаратов, биопрепаратов и биологических активных добавок, правила производства, хранения, качества и реализации биологических и иных ветеринарных препаратов, предназначенных для профилактики болезней и лечения животных
ПК-3.2 Уметь: анализировать действия лекарственных препаратов, расшифровывать механизмы формирования ответных рефлекторных и гуморальных реакций при действии лекарственных средств на организм животного, контролировать производство лекарственных препаратов и биопрепаратов
ПК-3.3 Иметь практический опыт: применения лекарственных препаратов, биопрепаратов, биологических активных добавок для профилактики и лечения болезней животных различной этиологии, а также фармакологической терминологией
ПК-4. Способен понимать сущность типовых патологических процессов и конкретных болезней, проводить вскрытие и устанавливать посмертный диагноз, объективно оценивать правильность лечения в порядке судебно-ветеринарной экспертизы и арбитражного производства, соблюдать правила хранения и утилизации трупов, биологических отходов
ПК-4.1 Знать: параметры функционального состояния животных в норме и при патологии; патологическую анатомию животных при постановке посмертного диагноза
ПК-4.2 Уметь: методически правильно производить вскрытие трупов и патоморфологическую диагностику, правильно отбирать, фиксировать и пересылать патологический материал для лабораторного исследования; производить судебно- ветеринарную экспертизу на основе правил ведения документооборота
ПК-4.3 Иметь практический опыт: оценки ветеринарно-санитарного состояния объектов для утилизации трупов животных; осуществления карантинных мероприятий на животноводческих объектах; соблюдения правил хранения и утилизации биологических отходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
социальную значимость своей будущей профессии, современные достижения в области лабораторной диагностики, основные методы определения резистентности и оценки иммунного статуса макроорганизма, методы серологических реакций, средства иммунопрофилактики и иммунотерапии; сущность и значение информации в развитии современного общества.
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников; уметь логично и последовательно обосновать принятие, технологических решений на основе полученных знаний, проводить иммунологические исследования, определять состояние неспецифической резистентности и иммунного статуса организма, проводить серологические исследования при постановке диагноза болезней, проводить статистическую обработку результатов экспериментов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владения методами диагностики инфекционных и инвазионных болезней.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Иммунология как наука. Основные этапы развития иммунитета. /Лекц./ /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Иммунология как наука. Основные этапы развития иммунитета. /СР/ /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Строения иммунной системы. Иммунный ответ. /Лекц./ /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
Методы определения неспецифической резистентности и оценка иммунного статуса макроорганизма. /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
Строения иммунной системы. Иммунный ответ. /СР/ /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Антигены и антитела как регуляторы иммунного ответа. /Лекц./ /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Реакция агглютинации и ее модификации. /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Реакция преципитации и ее модификации. /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Антигены и антитела как регуляторы иммунного ответа. /СР/ /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Основы иммунодиагностики. /Лекц./ /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
Реакции связывания комплемента (РСК и РДСК). /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
Основы иммунодиагностики. /СР/ /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Иммунопатология. Первичные и вторичные иммунодефициты. /Лекц./ /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Метод флуоресцирующих антител (МФА или РИФ). /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
Иммунопатология. Первичные и вторичные иммунодефициты. /СР/ /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Иммунопрофилактика иммунотерапия. /Лекц./ /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Методы иммуноферментного анализа (ИФА). /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
Иммунопрофилактика иммунотерапия. /СР/ /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Неспецифические, специфические и комплексные иммуномодуляторы. /Лекц./ /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Реакция нейтрализации (РН). /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Средства специфической профилактики. /Пр./ /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
Неспецифические, специфические и комплексные иммуномодуляторы. /СР/ /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
устный опрос, проверка знаний
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет и задачи. История развития иммунологии.
2. Неспецифические факторы защиты организма: конституциональные, анатомо-физиологические, клеточные и гуморальные факторы неспецифической резистентности.
3. Строение иммунной системы, центральные и периферические органы иммунной системы.
4. Иммунитет, классификация иммунитета. Врожденный и приобретенный (адаптивный) иммунитет.
5. Естественные факторы иммунитета.
6. Специфические факторы иммунитета.
7. Иммунопрофилактика и иммунотерапия.
8. Иммунный ответ, стадии иммунного ответа.
9. Структура и свойство антигенов.
10. Структура и свойство антител.
11. Взаимосвязь иммунной, эндокринной и нервной системы регуляции.
12. Иммунодиагностика и ее основные задачи.
13. Основные тесты лабораторной иммунодиагностики.
14. Методы исследования неспецифической резистентности.
15. Методы исследования специфического иммунитета: определение Т-и В-лимфоцитов, выявление антигенов и антител, определение иммуноглобулинов.
16. Иммунопатология, механизмы иммунопатологии. Болезни иммунных комплексов.
17. Первичные врожденные иммунодефициты.
18. Приобретенные (вторичные) иммунодефициты.
19. Патологические иммунодефициты (алиментарные, вирусные, стрессовые, экологичные, лекарственные).
20. Влияние факторов внешней среды на иммунологическую реактивность.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Предмет и задачи. История развития иммунологии.
2. Неспецифические факторы защиты организма: конституциональные, анатомо-физиологические, клеточные и гуморальные факторы неспецифической резистентности.
3. Строение иммунной системы, центральные и периферические органы иммунной системы.
4. Иммунитет, классификация иммунитета. Врожденный и приобретенный (адаптивный) иммунитет.
5. Естественные факторы иммунитета.
6. Специфические факторы иммунитета.
7. Иммунопрофилактика и иммунотерапия.
8. Иммунный ответ, стадии иммунного ответа.
9. Структура и свойство антигенов.
10. Структура и свойство антител.
11. Взаимосвязь иммунной, эндокринной и нервной системы регуляции.
12. Иммунодиагностика и ее основные задачи.
13. Основные тесты лабораторной иммунодиагностики.
14. Методы исследования неспецифической резистентности.
15. Методы исследования специфического иммунитета: определение Т-и В-лимфоцитов, выявление антигенов и антител, определение иммуноглобулинов.
16. Иммунопатология, механизмы иммунопатологии. Болезни иммунных комплексов.
17. Первичные врожденные иммунодефициты.
18. Приобретенные (вторичные) иммунодефициты.
19. Патологические иммунодефициты (алиментарные, вирусные, стрессовые, экологичные, лекарственные).
20. Влияние факторов внешней среды на иммунологическую реактивность.
21. Аллергия и ее характеристика.
22. Основы специфической иммунопрофилактики.
23. Общая характеристика вакцин.
24. Серопрофилактика и серотерапия.
25. Сущность наиболее часто применяемых серологический реакций.
26. Диагностические биопрепараты.
27. Вакцины, их применение. Классификация.
28. Основные требования к биопрепаратам.
29. Основы иммуномодуляции. Неспецифические, специфические и комбинированные иммуномодуляторы.
30. Бактериофаги, их характеристика. Применение бактериофагов.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. История развития иммунологии.
2. Факторы неспецифической резистентности.
3. Строение иммунной системы. Центральные и периферические органы иммунной системы.
4. Иммунитет, классификация иммунитета. Врожденный и приобретенный (адаптивный) иммунитет.
5. Иммунный ответ, стадии иммунного ответа.
6. Регуляция иммунного ответа.
7. Толерантность и аутоиммунитет.
8. Взаимосвязь иммунной, эндокринной и нервной системы регуляции.
9. Иммунодиагностика и ее основные задачи.
10. Антиинфекционный иммунитет.
11. Методы исследования неспецифической резистентности.
]2. Методы исследования специфического иммунитета: определение Т- и В-лимфоцитов, выявление антигенов и антител, определение иммуноглобулинов.
13. Иммунопатология, механизмы иммунопатологии. Болезни иммунных комплексов.
14. Первичные врожденные иммунодефициты.
15. Приобретенные (вторичные) иммунодефициты.
16. Патологические иммунодефициты (алиментарные, вирусные, стрессовые, экологичные, лекарственные).
17. Влияние факторов внешней среды на иммунологическую реактивность.
18. Аллергия и ее характеристика.
19. Основы специфической иммунопрофилактики.
20. Общая характеристика вакцин.
21. Серопрофилактика и серотерапия.
22. Диагностические биопрепараты.
23. Основные требования при производстве биопрепаратов.
24. Основы иммуномодуляции. Неспецифические, специфические и комбинированные иммуномодуляторы.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Левкова Е. А., Елисютина О. Г., Аплевич О. В.
Иммунология и клиническая иммунология. Аутоиммунные заболевания: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2024
Госманов Р. Г., Колычев Н. М., Равилов Р. Х., Галиуллин А. К., Волков А. Х., Нургалиев Ф. М.
Иммунология: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2022
6.1.2. Дополнительная литература
Госманов Р. Г., Ибрагимова А. И., Галлиулин А. К.
Микробиология и иммунология: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Ученические столы (20 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул (81 шт.), трибуна (1 шт.), доска классная (1шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный с электроприводом (1 шт.), проектор – LG DS125 (1 шт.), ноутбук JBM Lenovo i32350 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Ученические столы (12 шт.), ученические стулья (24 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), стол для лабораторных исследований (1 шт.), трибуна (1 шт.), доска классная (1шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.)
Стол лабораторный СЛ.01.00 серия «СТАНДАРТ» (3 Стол лабораторный СЛ.01.00 серия «СТАНДАРТ» (3 шт.), стол для весов СЛВ.01.00 «ОПТИМА» 1200x600x850 (1 шт.), стул лабораторный Ст.Л.01.00 (1 шт.), шкаф лабораторный 2-х дверный (2 шт.), стерилизатор паровой ГК-10 (автомат) (1 шт.), термостат воздушный (1 шт.), сушильный шкаф (1 шт.), весы лабораторные электронные (1 шт.), холодильник бытовой POZIS – СВИЯГА-404-1 (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(2 шт.), pH-метр рН-150 МИ (с поверкой), люксметр (1 шт.), микроскоп биологический БИОМЕД С2вар4, рефрактометр РЛ-3, стол (5 шт.), стул п/м (6 шт.), счетчик «Сигма-1» ионов, счетчик гематологический электронный СГ-ЭЦ-15М СПУ
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практическом занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________