МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общей и частной зоотехнии
Проректор по учебной
и научной работе
Биогенетические основы разведения сельскохозяйственных животных
Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
д-р. с.-х. наук, проф., Евдокимов Н.В.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 973).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Биогенетические основы разведения сельскохозяйственных животных" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Заведующий выпускающей кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А., Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
приобретение знаний основных принципов и методов улучшения продуктивных и племенных качеств сельскохозяйственных животных.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Философия и методология науки и техники
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Использование биодобавок в кормлении животных
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-1. Способен использовать данные о биологическом статусе и нормативные общеклинические показатели для обеспечения:
ОПК-1.1 Знать: параметры биологического статуса и нормативные общеклинические показатели организма животных
ОПК-1.2 Уметь: реализовывать мероприятия по ветеринарно-санитарному благополучию животных и биологической безопасности продукции
ОПК-1.3 Иметь практический опыт: улучшения продуктивных качеств и санитарно–гигиенических показателей содержания животных
ОПК-2. Способен анализировать влияние на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов
ОПК-2.1 Знать: природные, социально-хозяйственные, генетические и экономические факторы, влияющие на организм животных
ОПК-2.2 Уметь: осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов
ОПК-2.3 Иметь практический опыт: анализа и ведения профессиональной деятельности с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
основные закономерности индивидуального развития животных (онтогенез); наличие связи между внешними формами животного и характера его продуктивности; степень выраженности желательного направления продуктивности, ее показатели и закономерности; взаимосвязь между селекционными признаками; массовую и индивидуальную селекцию; методы разведения сельскохозяйственных животных; категории породы; технику составления схем всех видов скрещиваний.
разрабатывать и внедрять рациональную технологию производства продуктов животноводства, обеспечивая соблюдение технологических требований к селекционной работе; осуществлять целенаправленный отбор и подбор животных для стандартизации стада, повышении его породных и продуктивных качеств.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
по разработке новых и совершенствованию существующих методов повышения продуктивности животных всех видов; улучшения количественных и качественных показателей продуктивности животных; построения, заполнения и чтения родословных и определения степеней родства; составления схем скрещивания с подсчетом кровности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общие биогенетические основы разведения сельскохозяйственных животных.
Биогенетические особенности разведения крупного рогатого скота.
Биогенетические особенности разведения свиней.
Биогенетические особенности разведения овец.
Биогенетические особенности разведения лошадей.
Биогенетические особенности разведения сельскохозяйственной птицы. /Лек/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Проблемная лекция. Опрос на практических занятиях.
Общие биогенетические основы разведения сельскохозяйственных животных.
Биогенетические особенности разведения крупного рогатого скота.
Биогенетические особенности разведения свиней.
Биогенетические особенности разведения овец.
Биогенетические особенности разведения лошадей.
Биогенетические особенности разведения сельскохозяйственной птицы. /Пр/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Работа в малых группах. Опрос.
Общие биогенетические основы разведения сельскохозяйственных животных.
Биогенетические особенности разведения крупного рогатого скота.
Биогенетические особенности разведения свиней.
Биогенетические особенности разведения овец.
Биогенетические особенности разведения лошадей.
Биогенетические особенности разведения сельскохозяйственной птицы. /Ср/
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
Изучение литературы, подготовка к выступлению.
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Современное состояние отрасли животноводства
2. Приручение и одомашнивание животных
3. Дикие предки и сородичи крупного рогатого скота
4. Дикие предки и сородичи лошадей
5. Дикие предки и сородичи овец и коз
6. Дикие предки и сородичи свиней
7. Изменение животных под влиянием одомашнивания
8. Этапы развития животноводства
9. Понятие о породе.
10. Основные факторы породообразования Классификация пород
11. Структура породы
12. Направление породообразования в Российский Федерации и зарубежных странах
13. Акклиматизация пород
14. Сохранение генофонда редких и исчезающих пород
15. Учение о конституции сельскохозяйственных животных
16. Классификация типов конституции
17. Факторы, влияющие на формирование конституции
18. Кондиции сельскохозяйственных животных
19. Экстерьер животных.
20. Глазомерная оценка экстерьера
21. Интерьер сельскохозяйственных животных
22. Особенности роста и развития животных
23. Факторы, влияющие на рост и развитие животных
24. Продуктивность животных
25. Молочная продуктивность
26. Мясная продуктивность
27. Шерстная, смушковая и шубная продуктивность
28. Рабочая производительность
29. Яичная продуктивность
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзамен по дисциплине не предусмотрен.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Выполнение курсовой работы по дисциплине не предусмотрено.
Тематика рефератов
1. Значение промышленного скрещивания в мясном животноводстве.
2. Грединг — преобразовательное скрещивание.
3. Выбор пород для промышленного скрещивания.
4. Достоинства поглотительного скрещивания.
5. Варианты промышленного скрещивания.
6. Направленность инбридингов.
7. Практические задачи, генетические особенности переменного скрещивания.
8. Неродственное спаривание при работе с линиями.
9. Апробация породной группы и породы.
10. Возвратное скрещивание.
11. Скрещивания, обеспечивающие эффект гетерозиса в течение поколения.
12. Биологическое обоснование «освежение крови».
13. Пути преодоления бесплодия при гибридизации.
14. Дать схему сложного воспроизводительного скрещивания с подсчетом кровности.
15. Варианты гибридизации.
16. Дать схему трехпородного скрещивания с подсчетом кровности.
17. Родственные и неродственные спаривания, направленность степени инбридинга при работе с линией.
18. Дать схему простого воспроизводительного скрещивания.
19. Межлинейная «гибридизация». Селекция на гетерозис.
20. Реципрокное скрещивание
21. Гипотезы, объясняющие причины возникновения гетерозиса.
22. Диаллельное спаривание
23. Гетерозис при межвидовом и межпородном скрещивании.
24. Полиаллельное спаривание.
25. Формы и условия проявления гетерозиса.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Генетика. Наследственность и изменчивость и закономерности их реализации: учебное пособие
Скворцова Е. Г., Бушкарева А. С., Филинская О. В., Стефаниди М. С., Буканов А. Л., Шаехова Н. А., Пивоварова Е. А., Слынько Е. Е.
Разведение, селекция и генетика сельскохозяйственных животных: сборник заданий и задач для обучающихся по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния: учебное пособие
Ярославль: Ярославский ГАУ, 2023
6.1.2. Дополнительная литература
Уколов П. И., Шараськина О. Г.
Ветеринарная генетика: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Генетика растений и животных: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Центральная научная сельскохозяйственная библиотека
Институт цитологии и генетики — Сибирское отделение Российской академии наук
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
Белые лаковые магнитно-маркерные доски (1 шт.) стол преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (6 шт.), стулья ученические (12 шт.), столы компьютерные (10 шт.), кресла компьютерные (11шт.), компьютер персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5 /клавиатура/ мышь (10 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), кронштейн для проектора Kromax PROEKTOR-100 потолочный наклон (1 шт.), стенды (3 шт.), жалюзи (2 шт.), огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), кафедра трибуна настольная (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины магистрантами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Магистранту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________