МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общей и частной зоотехнии
Проректор по учебной
и научной работе
Проблема белковых ресурсов в животноводстве
Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
д-р с.-х. наук, проф., Лаврентьев А.Ю.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 973).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Проблема белковых ресурсов в животноводстве" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Заведующий выпускающей кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А., Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
сформировать у магистрантов знание по биологическим основам полноценного питания животных, в том числе аминокислотного, и методом его контроля обучить способам организации физиологически обоснованного аминокислотного кормления животных и на основании этого увеличить производство полноценных, экологически чистых продуктов питания и качественного сырья для товаров народного потребления.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биологически активные вещества в кормлении животных
Биологические основы питания сельскохозяйственных животных
Организация производства гибридных свиней
Приготовление комбикормов, БВМК, премиксов и ЗЦМ
Сертификация и стандартизация кормов и кормовых добавок
Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
Фермерское животноводство
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Современные методы контроля качества кормов
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1. Способен разработать перспективный план развития животноводства в организации
ПК-1.1 Знать: порядок определения потребности в кормах, необходимых для кормления
ПК-1.2 Уметь: определять типы кормления сельскохозяйственных животных различных видов
ПК-1.3 Иметь практический опыт: планирования потребности в кормах и их производства (приобретения) с учетом
ПК-3. Способен организовать производственные испытания новых технологий в области животноводства с целью повышения его эффективности
ПК-3.1 Знать: особенности методики опытов на животных разных видов и половозрастных групп
ПК-3.2 Уметь: разрабатывать схемы научно-хозяйственных, хозяйственных (производственных) и физиологических опытов в области зоотехнии
ПК-3.3 Иметь практический опыт: разработки предложений по совершенствованию технологии содержания и разведения сельскохозяйственных животных с целью повышения эффективности животноводства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
значимость полноценного протеинового аминокислотного питания животных
самостоятельно изучить материалы по вопросам аминокислотного питания животных
использовать базы данных, локальные и глобальные сети, технические средства для решения задач профессиональной деятельности, использовать математические методы в обработке экспериментальных данных
анализировать состояние изученности вопроса и определить перспективы научных исследований аминокислотному питанию животных
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
определить потребность животных в протеине и аминокислотах и сбалансирование рационов путем использования высокобелковых кормов и протеиновых и амнокислотных добавок;
решать проблему обеспечения белком животных путем возделывания кормов с высоким содержанием белка и использования в их кормлении различных белковых кормов и протеиновых, аминокислотных добавок
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Значение протеинового и аминокислотного питания в повышении продуктивности с.-х. животных /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Значение протеинового и аминокислотного питания в повышении продуктивности с.-х. животных /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос. Презентация докладов
Значение протеинового и аминокислотного питания в повышении продуктивности с.-х. животных /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос на лабораторных занятиях. Презентация докладов
Основные корма и добавки с высоким содержанием протеина и незаменимых аминокислот и их характеристика /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Основные корма и добавки с высоким содержанием протеина и незаменимых аминокислот и их характеристика /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос.Рефераты. Презентация докладов. Контрольная работа. Тестирование
Основные корма и добавки с высоким содержанием протеина и незаменимых аминокислот и их характеристика /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос.Рефераты. Презентация докладов. Контрольная работа. Тестирование
Научное обоснование новой системы протеинового и аминокислотного питания жвачных животных /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное обоснование новой системы протеинового и аминокислотного питания жвачных животных /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное обоснование новой системы протеинового и аминокислотного питания жвачных животных /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос.Рефераты. Презентация докладов. Контрольная работа. Тестирование
Научное обоснование сбалансированного протеинового и аминокислотного питания моногастритных животных и птиц /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное обоснование сбалансированного протеинового и аминокислотного питания моногастритных животных и птиц /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Научное обоснование сбалансированного протеинового и аминокислотного питания моногастритных животных и птиц /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос .Рефераты. Презентация докладов. Контрольная работа. Тестирование
Пути повышения эффективности использования растительного протеина на основе сбалансирования аминокислотами рационов с.-х. животных /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Пути повышения эффективности использования растительного протеина на основе сбалансирования аминокислотами рационов с.-х. животных /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Пути повышения эффективности использования растительного протеина на основе сбалансирования аминокислотами рационов с.-х. животных /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос.Рефераты. Презентация докладов. Контрольная работа. Тестирование
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие о протеиновой питательности кормов.
2. Что такое протеин?
3. Что такое переваримый протеин?
4. Что такое биологическая ценность протеина. Напишите формулу для определения коэффициента использования протеина кормов.
5. Что такое протеиновое отношение. Напишите формулу протеинового отношения.
6. В чем сущность новой системы оценки протеинового питания жвачных животных.
7. Назовите источники азота небелкового характера и уровень их использования в виде кормовых добавок для жвачных животных.
8. Назовите незаменимые «критические» аминокислоты.
9. Назовите основные синтетические аминокислоты, выпущенные промышленностью страны.
10. Кормовой концентрат лизина и каково содержание в нем чистого лизина?
11. Что такое белково-витаминно-минеральная добавка и назовите основные ее ингредиенты.
12. Что такое премикс и назовите основные ее ингредиенты.
13. Какова доза обогащения зерновой кормосмеси БВМД и премиксом?
14. Назовите корма богатые протеином и аминокислотами.
15. В чем сущность новой оценки протеинового и аминокислотного питания свиней и сельскохозяйственных птиц?
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Темы рефератов
1. Корма - основные источники протеина и аминокислот.
2. Понятие о протеиновой и аминокислотной питательности кормов.
3. Незаменимые аминокислоты и их характеристика.
4. Заменимые аминокислоты и их характеристика.
5. Богатые источники незаменимых кислот и их характеристика.
6. Факторы, влияющие на протеиновый и аминокислотный состав кормов.
7. Потребность с.-х. животных в аминокислотах и методика сбалансирования ими рационов.
8. Особенности протеинового и аминокислотного питания свиней.
9. Особенности протеинового и аминокислотного питания с.-х. птиц.
10. особенности протеинового и аминокислотного питания жвачных животных (коров).
11. Белково- минеральные- витаминные концентраты и их использование в кормлении свиней.
12. Белково- минеральные- витаминные концентраты и их использование в кормлении жвачных животных.
13. Белково- минеральные- витаминные концентраты и их использование в кормлении с.-х. птиц.
14. Премиксы с содержанием синтетических аминокислот и их применение в кормлении с.-х. животных.
15. Премиксы с содержанием синтетических аминокислот и их использование в птицеводстве.
16. Синтетические аминокислоты и их характеристика. Нормы и способы скармливания.
17. Ученые, внесшие большой вклад в разработку проблем протеинового и аминокислотного питания с.-х. животных и птиц.
18. Пути повышения протеиновой и аминокислотной питательности кормов.
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы магистрантом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Понятие о питательности кормов и ее виды.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
2. Классификация белков с их характеристикой.
3. Биологическая ценность протеина кормов разных видов.
4. Протеиновая питательность кормов и ее оценка.
5. Аминокислотная питательность кормов и ее оценка.
6. Классификация аминокислот.
7. Незаменимые аминокислоты и их значение в питании с.-х. животных.
8. Критические аминокислоты и потребность с.-х. животных в них.
9. Заменимые аминокислоты и их роль в питании животных.
10. БМВД и премиксы для жвачных животных.
11. БМВД и премиксы для свиней и птиц.
12. Синтетические азотосодержащие добавки и их использование в кормлении жвачных животных.
13. Синтетические аминокислоты и их применение в кормлении свиней и с.-х. птиц.
14. Кормовые дрожжи – богатые источники протеина и аминокислот.
15. Использование жмыхов и шротов для улучшения протеинового и аминокислотного питания с.-х. животных.
16. Использование БВМД и премиксов в приготовлении кормосмесей.
17. Решение проблемы белка и аминокислот в животноводстве.
18. Дрожжевание кормов и способы его выполнения.
19. Новое в протеиновом питании с.-х. животных и птиц.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы питания и кормления сельскохозяйственных животных: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
6.1.2. Дополнительная литература
Рациональное кормление животных: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2023
Малявкина Л. А., Самсонова Т. С., Матросова Ю. В.
Кормление животных: корма, нормы кормления и качество продукции: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2024
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Развитие АПК ЧР и регулирование рынка с.-х. продукции, сырья и продовольствия
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Белые лаковые магнитно-маркерные доски (1 шт.) стол преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (6 шт.), стулья ученические (12 шт.), столы компьютерные (10 шт.), кресла компьютерные (11шт.), компьютер персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5 /клавиатура/ мышь (10 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), кронштейн для проектора Kromax PROEKTOR-100 потолочный наклон (1 шт.), стенды (3 шт.), жалюзи (2 шт.), огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), кафедра трибуна настольная (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Проблема белковых ресурсов в животноводстве» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, магистрант готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе бухгалтерской отчетности, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы,
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________