МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Общей и частной зоотехнии
Проректор по учебной
и научной работе
Современные проблемы кормопроизводства и кормления животных
Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
д-р с.-х. наук, проф., Лаврентьев А.Ю.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 36.04.02 Зоотехния (приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 г. № 973).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Современные проблемы кормопроизводства и кормления животных" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 36.04.02 Зоотехния
Направленность (профиль) Кормление сельскохозяйственных животных и технология кормов, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Заведующий выпускающей кафедрой Лаврентьев А.Ю.
Председатель методической комиссии факультета Мефодьев Г.А., Ефимова И.О.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
• ознакомление обучающихся с современными проблемами кормопроизводства и кормления животных России;
• подготовка высокопрофессиональных специалистов – зоотехников для работы в области животноводства с учетом современных условий его развития.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Биологически активные вещества в кормлении животных
Биологические основы питания сельскохозяйственных животных
Организация производства гибридных свиней
Приготовление комбикормов, БВМК, премиксов и ЗЦМ
Сертификация и стандартизация кормов и кормовых добавок
Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда
Фермерское животноводство
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Современные методы контроля качества кормов
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1. Способен разработать перспективный план развития животноводства в организации
ПК-1.1 Знать: порядок определения потребности в кормах, необходимых для кормления
ПК-1.2 Уметь: определять типы кормления сельскохозяйственных животных различных видов
ПК-1.3 Иметь практический опыт: планирования потребности в кормах и их производства (приобретения) с учетом
ПК-3. Способен организовать производственные испытания новых технологий в области животноводства с целью повышения его эффективности
ПК-3.1 Знать: особенности методики опытов на животных разных видов и половозрастных групп
ПК-3.2 Уметь: разрабатывать схемы научно-хозяйственных, хозяйственных (производственных) и физиологических опытов в области зоотехнии
ПК-3.3 Иметь практический опыт: разработки предложений по совершенствованию технологии содержания и разведения сельскохозяйственных животных с целью повышения эффективности животноводства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-порядок определения потребности в кормах, необходимых для кормления
-особенности методики опытов на животных разных видов и половозрастных групп
-определять типы кормления сельскохозяйственных животных различных видов
-разрабатывать схемы научно-хозяйственных, хозяйственных (производственных) и физиологических опытов в области зоотехнии
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
-планирования потребности в кормах и их производства (приобретения) с учетом
-разработки предложений по совершенствованию технологии содержания и разведения сельскохозяйственных животных с целью повышения эффективности животноводства
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Зоотехния – наука о производстве продукции животноводства.
Зоотехния – наука о производстве продукции животноводства /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Зоотехния – наука о производстве продукции животноводства /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Зоотехния – наука о производстве продукции животноводства /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Раздел 2. Современное состояние кормовой базы России и инновационный путь его развития.
Современное состояние кормовой базы России и инновационный путь его развития. /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Современное состояние кормовой базы России и инновационный путь его развития. /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Современное состояние кормовой базы России и инновационный путь его развития. /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Раздел 3. Современные проблемы при кормлении животных и птиц.
Современные проблемы при кормлении животных и птиц. /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Современные проблемы при кормлении животных и птиц. /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Виды интерактивных занятий:
круглый стол;
учебная дискуссия;
работа в малых группах
Современные проблемы при кормлении животных и птиц. /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Раздел 4. Реализация генетического потенциала молочного скота России – основная задача науки и практики в современных условиях.
Реализация генетического потенциала молочного скота России – основная задача науки и практики в современных условиях. /Лек/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Реализация генетического потенциала молочного скота России – основная задача науки и практики в современных условиях. /Пр/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Виды интерактивных занятий:
круглый стол;
учебная дискуссия;
работа в малых группах
Реализация генетического потенциала молочного скота России – основная задача науки и практики в современных условиях. /Ср/
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Что означает наука зоотехния?
2. Когда появился термин «Зоотехния»?
3. Где и когда появился первый в мире зоотехнический институт?
4. Назвать фамилии русских и советских ученых внесших большой вклад в развитие зоотехнической науки.
5. Основная проблема зоотехнической науки в мире.
6. Рассказать о состоянии молочного скотоводства в России.
7. Породы молочного скота, разводимые в России.
8. Рассказать об основной молочной породе, разводимой в России.
9. Назвать местную породу крупного рогатого скота Ульяновской области.
10. Мясное скотоводство России и его состояние.
11. Породы мясного скота, разводимые в России.
12. Назвать мясную породу крупного рогатого скота, выведенную в современной России.
13. Рассказать о состоянии овцеводства России.
14. Назвать абсолютные параметры потребления молока и мяса говядины на одного человека в год в России.
15. Потребление в России яиц кур на одного человека в год по медицинским нормам и фактическое.
16. Генетические резервы молочного скота в России (сравнение надоев молока в племенных заводах, в целом по стране и по отдельным регионам).
17. Завоз крупного рогатого скота из-за рубежа и его целесообразность.
18. Что понимается под инновационном пути развития животноводства
19. Воспроизводство стада крупного рогатого скота в России
20. Основная мировая молочная порода, назвать её и кратко рассказать о ней.
21. Назвать хозяйства в России, в которых надой молока на 1 корову в 2020 г составил 10 тыс. кг и более
22. Бестужевская порода крупного рогатого скота, её направление продуктивности, год выведения?
23. Племенные организации крупного рогатого скота в Ульяновской области и их роль в повышении надоев молока и приростов скота.
24. Назвать основную породу свиней, разводимую в России и чем она славится?
25. Порода свиней, выведенная в современной России и ёё особенности
26. Производство мяса свинины в России на 1 человека в год.
27. Роль искусственного осеменения в улучшении воспроизводства стада крупного рогатого скота.
28. Что из себя представляет трансплантация эмбрионов?
29. Искусственное осеменение, его история и значение для России.
30. Рассказать об искусственном осеменении маточного поголовья крупного рогатого скота в Чувашской Республике.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Тематика рефератов
2. Этапы работы при воспроизводительном скрещивании.
3. Значение промышленного скрещивания в животноводстве. Грединг.
4. Апробация породной группы и породы
5. Перспективы использования помесных животных для производства молока
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. Контроль происхождения животных
7. Разведение по линиям в молочном скотоводстве
8. Молочная продуктивность коров разной линейной принадлежности
9. Характеристика линий быков-производителей
10. Анализ селекционно-племенной работы со стадом
11. Молочная продуктивность первотелок
12. Определение племенной ценности особи на основе продуктивности ее потомком
13. Система отбора при разных типах действия гена
14. Отбор по специфической комбинационной способности
15. Определение эффекта селекции в молочном скотоводстве
16. Инбридинг в разведении молочного скота
17. Селекционные индексы в скотоводстве
18. Технология производства молока на промышленной основе
19. Методы выведения новых пород сельскохозяйственных животных
20. Характеристика быков-производителей по качеству потомства
21. Характеристика коров молочных пород по собственной продуктивности
22. Характеристика заводских линий
23. Характеристика генеалогических линий
24. Характеристика специализированных линий
25. Характеристика инбредных линий
26. Биологические и хозяйственных особенности помесей
27. Характеристика семейств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Кормление сельскохозяйственных животных с основами кормопроизводства. Практикум: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2024
Абылкасымов Д., Абрампалъская О. В., Воронина Е. А., Сударев Н. П.
Современные проблемы в зоотехнии: учебное пособие
Тверь: Тверская ГСХА, 2020
6.1.2. Дополнительная литература
Малявкина Л. А., Самсонова Т. С., Матросова Ю. В.
Кормление животных: корма, нормы кормления и качество продукции: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2024
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Стол 4-х мест. со скамейкой (23 шт.), трибуна на стол, доска классная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом (1 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Столы ученические (16 шт.), стулья ученические (31 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), доска классная (1 шт.), плакаты по кинологии (8 шт.)
Столы ученические (10 шт.), стулья ученические (20 шт.), доска классная (1 шт.)
Столы 2-х мест. со скамейкой (9 шт.), стол для преподавателя (1 шт.), стул п/м (1 шт.), пано: овец , кур, петуха, уток, сейф (1 шт.), доска классная (1 шт.), счетчик молока УЗКМ-1 (2 шт.), гигрометр ВИТ-1 (2 шт.), стерилизатор горячий воздушный (1 шт.), экран на штативе (1шт), клише (штампа) с оснасткой (1 шт.), электрическая плита (1 шт.), микроскоп Биолам (4 шт.), микроскоп МБС-10 (1 шт.), печь муфельная (1 шт.), стенд информацион-ный (1 шт.), прибор Овоскоп (1 шт.), сепаратор электрический ЭСБ-02 (1 шт.), картотека, огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), микроскоп МБС-9 (2шт), седло спортивное (1шт).
Белые лаковые магнитно-маркерные доски (1 шт.) стол преподавателя (1 шт.), стол ученический 2-х местный (6 шт.), стулья ученические (12 шт.), столы компьютерные (10 шт.), кресла компьютерные (11шт.), компьютер персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5 /клавиатура/ мышь (10 шт.), проектор ACER X128H черный (1 шт.), кронштейн для проектора Kromax PROEKTOR-100 потолочный наклон (1 шт.), стенды (3 шт.), жалюзи (2 шт.), огнетушитель ОУ-3 (1 шт.), кафедра трибуна настольная (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________