(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
ции
ракт.
подг.
1. Понятие и модели банковских систем.
2. Характеристика элементов банковской системы РФ.
3. Понятие и виды банков в банковской системе РФ.
4. Классификация кредитных организаций в РФ.
5. Характеристика банковской системы США.
6. Характеристика банковской системы Великобритании.
7. Происхождение и эволюция центральных банков.
8. Характеристика функционирования банковской системы и Госбанка СССР в послереволюционный период (20-е и 30-е годы XX века).
9. Характеристика функционирования банковской системы СССР в послевоенный период.
10. Причины и этапы банковской реформы в России 1987-1990гг.
11. Этапы развития современной банковской системы РФ.
12. Причины, содержание и последствия банковского кризиса 1998 года.
13. Особенности первых банковских законов 1990-1996 гг..
14. Общая характеристика современного банковского законодательства.
15. Правовой статус ЦБ РФ.
16. Цели, задачи и функции ЦБ РФ.
17. Независимость как неотъемлемый признак деятельности центрального банка.
18. Организационно-управленческая структура ЦБ РФ.
19. Характеристика Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» №86-ФЗ.
20. Содержание и утверждение годовой отчетности ЦБ РФ.
21. Формы и характеристика отчетности ЦБ РФ: баланс ЦБ РФ.
22. Формы и характеристика отчетности ЦБ РФ: счет прибылей и убытков ЦБ РФ.
23. Назначение и общая характеристика антикризисных законов октября 2008 года.
24. Назначение и характеристика видов кредитов ликвидности ЦБ РФ.
25. Назначение и характеристика кредитов, обеспеченных нерыночными активами и поручительствами, ЦБ РФ.
26. Кредиты ЦБ РФ.
27. Назначение и содержание депозитной политики ЦБ РФ.
28. Назначение и организация ЦБ РФ депозитного аукциона.
29. Виды и характеристика депозитных операций ЦБ РФ по фиксированной процентной ставке.
30. Порядок размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты.
31. Понятие и цели денежно-кредитной политики центрального банка.
32. Понятие и типы денежно-кредитной политики центрального банка.
33. Особенности формирования и реализации денежно-кредитной политики в России.
34. Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики центрального банка.
35. Общие и селективные методы денежно-кредитной политики центрального банка.
36. Субъекты и объект денежно-кредитной политики. Классификация инструментов денежно-кредитной политики центральных банков.
37. Процентная политика центрального банка.
39. Сущность и виды операций РЕПО.
40. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики.
41. Сущность и назначение резервных требований центрального банка.
42. Российская практика обязательного резервирования.
43. Необходимость, цели и виды банковского регулирования и надзора.
44. Организация надзора БР за деятельностью кредитных организаций.
45. Выявление БР проблемных кредитных организаций.
46. Преимущества и недостатки операций центрального банка на открытом рынке.
47. Операции Банка России на рынке ГКО-ОФЗ.
48. Надзор центрального банка за участниками рынка ценных бумаг.
49. Нормотворческая, регистрационная, лицензионная и надзорная функции Банка России на рынке ценных бумаг.
50. Сущность, виды, формы валютной политики. Ее взаимосвязь с денежно-кредитной политикой.
51. Валютный рынок: понятие и виды.
52. Цели, задачи, объекты и методы валютного регулирования и контроля со стороны Банка России.
53. Участие центрального банка в регулировании валютных курсов.
54. Режимы валютных курсов и роль центрального банка в их поддержании.
1. Эволюция возникновения и развития центральных банков.
2. Объективная необходимость центрального банка в современном обществе.
3. Место центрального банка в экономике страны, его задачи и функции.
4. Европейский центральный банк и его роль в Евросоюзе.
5. Перспективы развития центральных банков в условиях глобализации и интеграции мировой экономики.
6. Общая характеристика Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
7. Проблемы соотношения меры независимости центрального банка и контроля за ним со стороны общества.
8. Общественные органы управления центральными банками в развитых странах.
9. Роль учета и отчетности центрального банка для управления его деятельностью.
10. Информационно-аналитическая база Банка России.
11. Представительство центральных банков в Интернете.
12. Особенности денежно-кредитной политики в России.
13. Общая характеристика «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на текущий период.
14. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации и ее роль в повышении эффективности денежно-кредитной политики.
15. Санкции за нарушение правил организации налично-денежного обращения.
16. Принципы организации межбанковских расчетов.
17. Способы проведения межбанковских расчетов и их сравнительная характеристика.
18. Базельские принципы эффективного банковского надзора.
19. Основные формы и методы банковского надзора в России.
20. Предупредительные меры воздействия Банка России к кредитным организациям.
21. Нормотворческая, регистрационная, лицензионная и надзорная функции Банка России на финансовых рынках.
Система знаний по дисциплине «Организация деятельности Центрального Банка РФ» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Организация деятельности Центрального Банка РФ», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Организация деятельности Центрального Банка РФ» следует усвоить:
- ключевые понятия деятельности Центрального Банка РФ, его роли в банковской системе и экономике страны;
- специфику задач, функций и основных операций центрального банка;
- значение и влияние денежно-кредитной политики центрального банка на развитие экономики государства;
- методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;
- порядок лицензирования и осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций;
- содержание основных законодательных и нормативных актов центрального банка, прямо или косвенно касающихся деятельности банков.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году