(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Финансы и кредит
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Финансы и кредит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
2. Выбор оптимального решения среди альтернатив
3. Подходы к принятию решений
4. Рациональный подход к принятию решений
5. Принцип максимизации полезности в принятии решений
6. Концепция рационального экономического агента
7. Ограниченные ресурсы и условия бюджетного ограничения
8. Иррациональный подход к принятию решений
9. Модели поведения экономических субъектов
10. Классическая модель рационального человека
11. Бихевиористская экономика
12. Учет психологических особенностей и когнитивных искажений при принятии решений
13. Типичные проблемы теории принятия решений
14. Проблема неопределенности
15. Асимметрии информации
16. Эффект предубеждения и стереотипов
17. Анализ альтернатив и методы оценки решений
18. Анализ альтернатив: сравнение вариантов по критериям эффективности, издержкам и выгодам
19. Методы анализа в теории принятия решений
20. Методы анализа: математическое моделирование
21. Методы анализа: вероятностный анализ
22. Методы анализа: методы экспертных оценок
23. Критерии качества принятия решений
24. Понятие и виды финансово-экономических рисков
25. Кредитный, инфляционный, валютный риски
26. Риск утраты ликвидности и финансовой устойчивости
27. Рыночный, операционный, стратегический риски
28. Регуляторный, политический, экологический риски
29. Оценка и прогнозирование финансово-экономических рисков
30. Методы оценки и прогнозирования финансово-экономических рисков
32. Методы оценки риска утраты финансовой состоятельности (банкротства)
33. Методы оценки риска утраты финансовой устойчивости
34. Методы оценки риска утраты ликвидности
35. Методы оценки риска утраты рентабельности
36. Методы оценки эффективности инвестиций
37. Методы оценки рисков инвестиционных проектов
38. Методы управления финансово-экономическими рисками
39. Методы управления финансово-экономическими рисками: избегание, минимизация, передача, резервирование
40. Методы управления финансово-экономическими рисками: страхование, хеджирование, диверсификация
2. Методы оптимизации процессов принятия решений в кризисных ситуациях
3. Использование сценарного анализа в управлении стратегическими рисками предприятия
4. Принятие решений в условиях ограниченных ресурсов: роль приоритетов и компромиссов
5. Психологические аспекты процесса принятия решений руководителями высшего звена
6. Методология экспертных оценок в анализе и управлении рисками
7. Критерии эффективности системы управления рисками на предприятии
8. Информационное обеспечение процесса принятия решений на уровне топ-менеджмента
9. Современные методы управления кредитными рисками коммерческих банков
10. Оценка инвестиционных рисков и принятие решений в области капиталовложений
11. Хеджирование как инструмент снижения валютных рисков компании
12. Оптимальные стратегии диверсификации инвестиционного портфеля
13. Модели принятия решений в условиях финансового кризиса
14. Факторы, влияющие на эффективность корпоративного управления рисками
15. Страхование как способ защиты от имущественных рисков фирмы
16. Формирование резервов и самострахование в финансовом менеджменте организаций
17. Идентификация и оценка операционных рисков финансовой деятельности компании
18. Роль информационной прозрачности в принятии финансовых решений
19. Методы количественной оценки рыночных рисков предприятий
20. Процедуры мониторинга и контроля над финансовым состоянием корпорации
21. Проблемы идентификации макроэкономических рисков в условиях глобализации
22. Алгоритмы принятия решений в управлении инфляционными рисками компании
23. Принципы формирования оптимальной структуры капитала предприятия
24. Подходы к формированию стресс-тестов в банковской сфере
25. Обоснование метода VaR (Value at Risk) в управлении рыночными рисками
26. Финансовые инструменты управления рисками ликвидности коммерческого банка
Система знаний по дисциплине «Теория принятия решений и управление рисками» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Необходимо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Теория принятия решений и управление рисками», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Теория принятия решений и управление рисками» следует усвоить:
- сущность, принципы и подходы в теории принятия решений
- модели поведения экономических субъектов
- типичные проблемы теории принятия решений
- анализ альтернатив и методы оценки решений
- понятие и виды финансово-экономических рисков
- оценка и прогнозирование финансово-экономических рисков
- методы управления финансово-экономическими рисками
- методику анализа рисков и принятия решений.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. по возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году