(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.
ции
ракт.
подг.
/Лек/
экономическую активность /Лек/
экономическую активность /Пр/
международный опыт. /Лек/
регулирования экономике /Лек/
регулирования экономике /Пр/
задачи и цели. /Лек/
задачи и цели. /Пр/
в качестве инструментов денежно-кредитного
регулирования. /Лек/
2. Функции и методы государственного регулирования экономики.
3. Теории денег – как основа теорий денежно-кредитного регулиования. Металлистическая и номиналистическая теории денег.
4. Теории денег – как основа теорий денежно-кредитного регулиования. Количественная теория денег.
5. Содержание монетаризма, рекомендации монетаристов в денежно-кредитной политике.
6. Кэмбриджский вариант количественной теории денег и его развитие в теории спроса на деньги Дж. Кейнса.
7. Понятие, типы и цели денежно-кредитной политики.
8. Понятие и классификация методов денежно-кредитной политики.
9. Понятие и классификация инструментов денежно-кредитной политики центральных банков.
10. Понятие и виды эмиссии денег. Сущность и механизм банковского мультипликатора.
11. Функции и полномочия ЦБ РФ по организации и управлению налично-денежным оборотом.
12. Роль ЦБ РФ в формировании нормативной базы и регулировании безналичных расчетов в РФ.
13. Перспективные направления развития безналичных расчетов на современном этапе.
14. Содержание, назначение и регулирование процентной политики центральных банков.
15. Дисконтная политика ФРС США.
16. Содержание, назначение и виды операций Центрального банка РФ на открытом рынке
17. Сущность, цели, методы и классификация валютных интервенций
18. Сущность и критерии эффективности валютных интервенций центрального банка
19. Особенности валютных интервенций ЦБ РФ
20. Депозитная политика ЦБ РФ.
21. Понятие и назначение резервных требований центральных банков. Система обязательного резервирования
22. Правовая база обязательного резервирования в РФ
23. Характеристика элементов политики обязательного резервирования в РФ
24. Характеристика российской практики обязательного резервирования
25. Краткая характеристика инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ
26. Назначение, особенности и эффективность организации рефинансирования Центральным банком РФ
27. Характеристика видов и нормативная база регулирования кредитов ЦБ РФ
28. Виды процентных ставок ЦБ РФ
29. Сущность и направления антиинфляционной политики государства. Формы стабилизации денежного обращения
30. Понятие и формирование инвестиционного климата. Инвестиционная политика
31. Роль ЦБ РФ в регулировании портфельных инвестиций
32. Роль ЦБ РФ на рынке государственных ценных бумаг
33. Назначение, законодательно-нормативная база и элементы валютного регулирования в РФ
34. Характеристика видов валютных операций банков
35. Понятие и управление валютным риском банка. Валютная позиция
36. Направления и нормативная база валютного контроля
37. Общая характеристика законодательства по регулированию банковской деятельности
38. Цели и организация банковского надзора в РФ
39. Правовой статус ЦБ РФ
40. Цели, задачи и функции ЦБ РФ
41. Организационно-управленческая структура ЦБ РФ
2. Неоклассические теории применение положений современной экономической практике
3. Организация и регулирование денежного обращения
4. Таргетирование инфляции: методы и способы достижения
5. Измерение капитала и стандартов капитала: рекомендации области банковского регулирования.
6. Инструменты денежно-кредитной политики
7. Российская и зарубежная практика регулирования ликвидности коммерческих банков.
8. Показатели состояния денежного обращения и их применение для анализа и прогнозирования.
9. Рефинансирование кредитных организаций
10. Кредиты Центрального Банка России.
11. Применение операций на открытом рынке для денежно-кредитного регулирования.
12. Роль Банка России на валютном рынке.
13. Платежная система и ее элементы.
14. Процентная политика Банка России и ее роль в регулировании финансовых рынков.
15. Безналичные расчеты в экономике России.
16. Кейнсианство: возникновение, содержание, практика применения в регулировании экономик развитых стран
17. Монетаризм: возникновение, содержание, практика применения в регулировании экономик развитых стран
18. Монетаризм и реализация «Чикагской школы» в экономике Чили
19. Особенности концепции монетаризма в российской экономике
20. Общая характеристика монетаристских воззрений. Милтон Фридман и Чикагская школа.
21. Теория и применение монетаризма в современной России и других странах: Политика мирового либерализма
22. Практика применения монетаризма за рубежом и в рекомендациях международных организаций.
23. Современное состояние и политика регулирования ЦБ РФ денежной массы
24. Практика применения монетаризма в России. Особенности реформ и стабилизации российской экономики в 1987-1992 гг.
25. Ключевая ставка как инструмент регулирования стоимости кредитных ресурсов в РФ
26. Особенности применения основных инструментов денежно-кредитного регулирования Банка России
27. Процентная политика ЦБ РФ и ее роль в инновационном развитии российской экономики
28. Использование кейнсианской концепции во время Великой депрессии в США
1. Государственное регулирование экономики: содержание, цели.
2. Функции и методы государственного регулирования экономики.
3. Содержание монетаризма, рекомендации монетаристов в денежно-кредитной политике.
4. Кэмбриджский вариант количественной теории денег и его развитие в теории спроса на деньги Дж. Кейнса.
5. Понятие, типы и цели денежно-кредитной политики.
6. Понятие и классификация методов денежно-кредитной политики.
7. Понятие и виды эмиссии денег. Сущность и механизм банковского мультипликатора.
8. Функции и полномочия ЦБ РФ по организации и управлению налично-денежным оборотом.
9. Роль ЦБ РФ в формировании нормативной базы и регулировании безналичных расчетов в РФ.
10. Перспективные направления развития безналичных расчетов на современном этапе.
11. Содержание, назначение и регулирование процентной политики центральных банков. Дисконтная политика ФРС США.
12. Содержание, назначение и виды операций Центрального банка РФ на открытом рынке
13. Сущность, цели, методы и классификация валютных интервенций. Критерии эффективности валютных интервенций центрального банка
14. Депозитная политика ЦБ РФ.
15. Понятие и назначение резервных требований центральных банков. Система обязательного резервирования. Правовая база обязательного резервирования в РФ
16. Характеристика элементов политики обязательного резервирования в РФ
17. Краткая характеристика инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ
18. Характеристика видов и нормативная база регулирования кредитов ЦБ РФ
19. Виды процентных ставок ЦБ РФ
20. Сущность и направления антиинфляционной политики государства. Формы стабилизации денежного обращения
21. Роль ЦБ РФ на рынке государственных ценных бумаг
22. Назначение, законодательно-нормативная база и элементы валютного регулирования в РФ
23. Характеристика видов валютных операций банков
24. Понятие и управление валютным риском банка. Валютная позиция
25. Направления и нормативная база валютного контроля
26. Цели и организация банковского надзора в РФ
27. Операции ЦБ РФ
28. Независимость как неотъемлемый признак деятельности центрального банка
Тематика докладов к семинарским занятиям
2. М. Фридмэн – основоположник монетаристской теории регулирования экономики.
3. Дж. Кейнс – основоположник теории регулируемой экономики.
4. Практика применения теорий денежно-кредитного регулирования на современном этапе.
5. Российские реформы экономики 90-х годов как современная практика реализации монетаристской теории.
6. Применение методов денежно-кредитной политики: отечественная и зарубежная практика.
7. Особенности применения методов денежно-кредитной политики в условиях кризисов 1998, 2008 годов в РФ.
8. Перспективные направления развития безналичных расчетов на современном этапе.
9. Законодательная база, современное состояние и перспективы развития электронных денег в России.
10. Современная дисконтная политика ФРС США.
11. Современная практика рефинансирования банков ЦБ РФ.
12. Характеристика денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе.
13. Инфляционное таргетирование. Современные аспекты регулирования инфляции в РФ.
14. Роль ЦБ РФ на рынке государственных ценных бумаг.
15. Современное состояние и результаты банковского надзора в РФ.
16. Депозитная политика ЦБ РФ.
17. Независимость как неотъемлемый признак деятельности центрального банка.
18. Сущность и место операций РЕПО в рефинансировании банков со стороны ЦБ РФ.
Система знаний по дисциплине «Организация денежно-кредитного регулирования» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Организация денежно-кредитного регулирования», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:
1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).
2. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.
3. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.
Желательно:
1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.
2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.
Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям необходимо:
1. Выучить основные формулы и определения, содержащиеся в лекционном материале.
3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения домашнего задания.
4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.
Желательно:
1. Придумать интересные на ваш взгляд примеры и задачи (ситуации) для рассмотрения их на предстоящем лабораторном занятии.
2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (практических занятиях). Сравнить полученные результаты.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
При изучении дисциплины «Организация денежно-кредитного регулирования» следует усвоить:
- ключевые понятия деятельности Центрального Банка РФ, его роли в банковской системе и экономике страны;
- специфику задач, функций и основных операций центрального банка;
- значение и влияние денежно-кредитной политики центрального банка на развитие экономики государства;
- методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;
- порядок лицензирования и осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций;
- содержание основных законодательных и нормативных актов центрального банка, прямо или косвенно касающихся деятельности банков.
Современные средства связи позволяют строить взаимоотношения с преподавателем и во время самостоятельной работы с помощью интернет-видео-связи, а не только во время аудиторных занятий и консультаций. Для продуктивного общения студенту необходимо владеть навыками логичного, последовательного и понятного изложения своего вопроса. Желательно, чтобы студент заранее написал электронное письмо, в котором перечислил интересующие его вопросы или вопросы, изучение которых представляется ему затруднительным. Это даст возможность преподавателю оперативно ответить студенту по интернет-связи и более качественно подготовиться к последующим занятиям.
Необходимо отметить, что самостоятельная работа с литературой и интернет-источниками не только полезна как средство более глубокого изучения любой дисциплины, но и является неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельности выпускника.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году