Б1_О_09 Организация денежно-кредитного регулирования в экономике
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
17.04.2025 г.
 
Б1.О.09
Организация денежно-кредитного регулирования в экономике
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
116
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
116
116
116
116
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Алексеева Наталья Викторовна
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Организация денежно-кредитного регулирования в экономике" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
сформировать у студентов базовую систему знаний о государственном регулировании экономики с использованием инструментов денежно-кредитной сферы, классических концепциях денежно-кредитного регулирования; обобщить последние достижения в теории и практике финансов, денежного обращения и кредита;  взаимосвязь денежной и кредитной систем, влияние денежно-кредитной политики на достижение общеэкономических целей государства.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Микроэкономика
2.1.2
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.3
Организация деятельности Центрального банка РФ
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач;
 
ОПК-1.1 Знает: основные законы развития общества и закономерности экономического развития
 
 
 
ОПК-1.2 Умеет: применять знания экономической теории (на промежуточном уровне) в различных сферах деятельности при решении прикладных задач
 
 
 
ОПК-1.3 Имеет практический опыт: применения основных экономических категорий и законов при решении прикладных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основы (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач;
3.1.2
- основы организации денежно-кредитного регулирования, взаимосвязи между разными частями денежного оборота, основы  и эмиссионного процесса;
3.1.3
- основы теорий денег; содержание и прикладное применение кейнсианства и монетаризма; содержание современных неоклассических школ макроэкономического регулирования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач;
3.2.2
- использовать знания по организации денежно-кредитного регулирования в своей практической деятельности;
3.2.3
- видеть перспективы развития денежно-кредитных отношений, оценивать влияние проводимой денежно-кредитной политики на состояние экономики страны, на сферу  своей будущей профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
-  способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач;
3.3.2
- решать нестандартные задачи, прогнозировать состояние экономических процессов при изменении параметров денежно-кредитной политики.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теории денег и кредита – основа денежно-кредитного регулирования. 

 
Тема 1. Базовые концепции теории макроэкономического регулирования: кейнсианство и монетаризм.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 1. Базовые концепции теории макроэкономического регулирования: кейнсианство и монетаризм. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 2. Неоклассические школы макроэкономического регулирования. Воздействие монетарной политики на

экономическую активность /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 2. Неоклассические школы макроэкономического регулирования. Воздействие монетарной политики на

экономическую активность /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 3. Монетарная политика: цели и средства. Стратегия монетарной политики:

международный опыт. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 3. Монетарная политика: цели и средства. Стратегия монетарной политики: международный опыт. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
СРС /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

40
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
Конспектирование, доклады, рефераты.
0
 
 
Раздел 2. Денежно-кредитная политика в системе государственного  регулирования экономики. 

 
Тема 4. Денежно-кредитная политика -  составная часть государственной макроэкономической политики. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 4. Денежно-кредитная политика -  составная часть государственной макроэкономической политики. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 5. Методы и инструменты денежно-кредитного

регулирования экономике /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
2
0
 
Тема 5. Методы и инструменты денежно-кредитного

регулирования экономике /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

6
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 6. Практика применения центральными банками инструментов и методов денежно-кредитного регулирования. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 6. Практика применения центральными банками инструментов и методов денежно-кредитного регулирования. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
СРС /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

32
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
Конспектирование, доклады, рефераты.
0
 
 
Раздел 3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ.

 
Тема 7. Денежно-кредитная политика Банка России, ее

задачи и цели. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 7. Денежно-кредитная политика Банка России, ее

задачи и цели. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 8. Методы и инструменты денежно-кредитной политики  ЦБ РФ. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
2
0
 
Тема 8. Методы и инструменты денежно-кредитной политики  ЦБ РФ. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
4
0
 
Тема 9. Применение экономических норм и нормативов

в качестве инструментов денежно-кредитного

регулирования. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 9. Применение экономических норм и нормативов в качестве инструментов денежно-кредитного регулирования. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 10. Организация эмиссионных операций и денежного оборота. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Тема 10. Организация эмиссионных операций и денежного оборота. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
СРС /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

26
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
КР /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

18
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
3
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
не предусмотрен
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Государственное регулирование экономики: содержание, цели.

2. Функции и методы государственного регулирования экономики.

3. Теории денег – как основа теорий денежно-кредитного регулиования. Металлистическая и номиналистическая теории денег.

4. Теории денег – как основа теорий денежно-кредитного регулиования. Количественная теория денег.

5. Содержание монетаризма, рекомендации монетаристов в денежно-кредитной политике.

6. Кэмбриджский вариант количественной теории денег и его развитие в теории спроса на деньги Дж. Кейнса.

7. Понятие, типы и цели денежно-кредитной политики.

8. Понятие и классификация методов денежно-кредитной политики.

9. Понятие и классификация инструментов денежно-кредитной политики центральных банков.

10. Понятие и виды эмиссии денег. Сущность и механизм банковского мультипликатора.

11. Функции и полномочия ЦБ РФ по организации и управлению налично-денежным оборотом.

12. Роль ЦБ РФ в формировании нормативной базы и регулировании безналичных расчетов в РФ.

13. Перспективные направления развития безналичных расчетов на современном этапе.

14. Содержание, назначение и регулирование процентной политики центральных банков.

15. Дисконтная политика ФРС США.

16. Содержание, назначение и виды операций Центрального банка РФ на открытом рынке

17. Сущность, цели, методы и классификация валютных интервенций

18. Сущность и критерии эффективности валютных интервенций центрального банка

19. Особенности валютных интервенций ЦБ РФ

20. Депозитная политика ЦБ РФ.

21. Понятие и назначение резервных требований центральных банков. Система обязательного резервирования

22. Правовая база обязательного резервирования в РФ

23. Характеристика элементов политики обязательного резервирования в РФ

24. Характеристика российской практики обязательного резервирования

25. Краткая характеристика инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ

26. Назначение, особенности и эффективность организации рефинансирования Центральным банком РФ

27. Характеристика видов и нормативная база регулирования кредитов ЦБ РФ

28. Виды процентных ставок ЦБ РФ

29. Сущность и направления антиинфляционной политики государства. Формы стабилизации денежного обращения

30. Понятие и формирование инвестиционного климата. Инвестиционная политика

31. Роль ЦБ РФ в регулировании портфельных инвестиций

32. Роль ЦБ РФ на рынке государственных ценных бумаг

33. Назначение, законодательно-нормативная база и элементы валютного регулирования в РФ

34. Характеристика видов валютных операций банков

35. Понятие и управление валютным риском банка. Валютная позиция

36. Направления и нормативная база валютного контроля

37. Общая характеристика законодательства по регулированию банковской деятельности

38. Цели и организация банковского надзора в РФ

39. Правовой статус ЦБ РФ

40. Цели, задачи  и функции ЦБ РФ

41. Организационно-управленческая структура ЦБ РФ

 
Оснащенность
 
42. Прямые и косвенные методы денежно-кредитной политики центрального банка

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
1. Количественная теория денег и применение ее положений современной экономической практике

2. Неоклассические теории применение положений современной экономической практике

3. Организация и регулирование денежного обращения

4. Таргетирование инфляции: методы и способы достижения

5. Измерение капитала и стандартов капитала: рекомендации области банковского регулирования.

6. Инструменты денежно-кредитной политики

7. Российская и зарубежная практика регулирования ликвидности коммерческих банков.

8. Показатели состояния денежного обращения и их применение для анализа и прогнозирования.

9. Рефинансирование кредитных организаций

10. Кредиты Центрального Банка России.

11. Применение операций на открытом рынке для денежно-кредитного регулирования.

12. Роль Банка России на валютном рынке.

13. Платежная система и ее элементы.

14. Процентная политика Банка России и ее роль в регулировании финансовых рынков.

15. Безналичные расчеты в экономике России.

16. Кейнсианство: возникновение, содержание, практика применения в регулировании экономик развитых стран

17. Монетаризм: возникновение, содержание, практика применения в регулировании экономик развитых стран

18. Монетаризм и реализация «Чикагской школы» в экономике Чили

19. Особенности концепции монетаризма в российской экономике

20. Общая характеристика монетаристских воззрений. Милтон Фридман и Чикагская школа.

21. Теория и применение монетаризма в современной России и других странах: Политика мирового либерализма

22. Практика применения монетаризма за рубежом и в рекомендациях международных организаций.

23. Современное состояние и политика регулирования ЦБ РФ денежной массы

24. Практика применения монетаризма в России. Особенности реформ и стабилизации российской экономики в 1987-1992 гг.

25. Ключевая ставка как инструмент регулирования стоимости кредитных ресурсов в РФ

26. Особенности применения основных инструментов  денежно-кредитного регулирования Банка России

27. Процентная политика ЦБ РФ  и ее роль в инновационном развитии российской экономики

28. Использование кейнсианской концепции во время Великой депрессии в США

 
Тематика рефератов

1. Государственное регулирование экономики: содержание, цели.

2. Функции и методы государственного регулирования экономики.

3. Содержание монетаризма, рекомендации монетаристов в денежно-кредитной политике.

4. Кэмбриджский вариант количественной теории денег и его развитие в теории спроса на деньги Дж. Кейнса.

5. Понятие, типы и цели денежно-кредитной политики.

6. Понятие и классификация методов денежно-кредитной политики.

7. Понятие и виды эмиссии денег. Сущность и механизм банковского мультипликатора.

8. Функции и полномочия ЦБ РФ по организации и управлению налично-денежным оборотом.

9. Роль ЦБ РФ в формировании нормативной базы и регулировании безналичных расчетов в РФ.

10. Перспективные направления развития безналичных расчетов на современном этапе.

11. Содержание, назначение и регулирование процентной политики центральных банков. Дисконтная политика ФРС США.

12. Содержание, назначение и виды операций Центрального банка РФ на открытом рынке

13. Сущность, цели, методы и классификация валютных интервенций. Критерии эффективности валютных интервенций центрального банка

14. Депозитная политика ЦБ РФ.

15. Понятие и назначение резервных требований центральных банков. Система обязательного резервирования. Правовая база обязательного резервирования в РФ

16. Характеристика элементов политики обязательного резервирования в РФ

17. Краткая характеристика инструментов денежно-кредитного регулирования ЦБ РФ

18. Характеристика видов и нормативная база регулирования кредитов ЦБ РФ

19. Виды процентных ставок ЦБ РФ

20. Сущность и направления антиинфляционной политики государства. Формы стабилизации денежного обращения

21. Роль ЦБ РФ на рынке государственных ценных бумаг

22. Назначение, законодательно-нормативная база и элементы валютного регулирования в РФ

23. Характеристика видов валютных операций банков

24. Понятие и управление валютным риском банка. Валютная позиция

25. Направления и нормативная база валютного контроля

26. Цели и организация банковского надзора в РФ

27. Операции ЦБ РФ

28. Независимость как неотъемлемый признак деятельности центрального банка

Тематика докладов к семинарским занятиям

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
1. Особенности современного этапа регулирования экономики России.

2. М. Фридмэн – основоположник монетаристской теории регулирования экономики.

3. Дж. Кейнс – основоположник теории регулируемой экономики.

4. Практика применения  теорий денежно-кредитного регулирования на современном этапе.

5. Российские реформы экономики 90-х годов как современная практика реализации монетаристской теории.

6. Применение методов денежно-кредитной политики: отечественная  и зарубежная практика.

7. Особенности применения методов денежно-кредитной политики в условиях кризисов 1998, 2008 годов в РФ.

8. Перспективные направления развития безналичных расчетов на современном этапе.

9. Законодательная база, современное состояние и перспективы развития электронных денег в России.

10. Современная дисконтная политика  ФРС США.

11. Современная практика рефинансирования банков ЦБ РФ.

12. Характеристика денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе.

13. Инфляционное таргетирование. Современные аспекты регулирования инфляции в РФ.

14. Роль ЦБ РФ на рынке государственных ценных бумаг.

15. Современное состояние и результаты банковского надзора в РФ.

16. Депозитная политика ЦБ РФ.

17. Независимость как неотъемлемый признак деятельности центрального банка.

18. Сущность и место операций РЕПО в рефинансировании банков со стороны ЦБ РФ. 

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Журавлева Г. П.
Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник
М.: Дашков и К, 2009
7
 
Л1.2
Лаврушин О. И.
Деньги, кредит, банки: учебник
М.: КНОРУС, 2009
7
 
Л1.3
Комарова М.Б.
Макроэкономика: учебное пособие
2021: КГСХА, 2021
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Киселева Е. А.
Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие
М.: КНОРУС, 2009
7
 
Л2.2
Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д., Фетисов Г. Г.
Организация деятельности центрального банка: учебник
М.: КНОРУС, 2008
20
 
Л2.3
Золотарчук В. В.
Макроэкономика: учебник
М.: ИНФРА-М, 2012
7
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaThinderbird
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.5
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
Оснащенность
 
60а
Учебная аудитория
Доска аудиторная (1 шт.), стол ученический 3-х местный со скамейкой (8 шт.), стол преподавателя  (1 шт)
 
46б
Учебная аудитория
Стол (21 шт.), стул (41 шт.), моноблок Aser (1 шт.), Интерактивный комплекс TeachTouch (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Организация денежно-кредитного регулирования» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентам необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и научных статей, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Организация денежно-кредитного регулирования», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Рекомендации по подготовке к лекциям. При подготовке к очередному лекционному занятию необходимо:

1. Максимально подробно разработать материал, излагавшийся на предыдущем лекционном занятии, при этом выделить наиболее важную часть изложенного материала (основные определения и формулы).

2. Постараться максимально четко сформулировать (подготовить) вопросы, возникшие при разборе материала предыдущей лекции.

3. Сравнить лекционный материал с аналогичным материалом, изложенным в литературе, попытаться самостоятельно найти ответ на возникшие при подготовке вопросы.

Желательно:

1. Изучая литературу, ознакомится с материалом, изложение которого планируется на предстоящей лекции.

2. Определить наиболее трудную для вашего понимания часть материала и попытаться сформулировать основные вопросы по этой части.

Изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины завершают практические занятия, которые обеспечивают: контроль подготовленности студента; закрепление учебного материала; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов. Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям. При подготовке к практическим занятиям необходимо:

1. Выучить основные формулы и определения, содержащиеся в лекционном материале.

 
Оснащенность
 
2. Уточнить область применимости основных формул и определений.

3. Приложить максимум усилий для самостоятельного выполнения домашнего задания.

4. Максимально четко сформировать проблемы (вопросы), возникшие при выполнении домашнего задания.

Желательно:

1. Придумать интересные на ваш взгляд примеры и задачи (ситуации) для рассмотрения их на предстоящем лабораторном занятии.

2. Попытаться выполнить домашнее задание, используя методы, отличные от тех, которые изложены преподавателем на лекциях (практических занятиях). Сравнить полученные результаты.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к экзамену  предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

При изучении дисциплины «Организация денежно-кредитного регулирования» следует усвоить:

- ключевые понятия деятельности Центрального Банка РФ, его роли в банковской системе и экономике страны;

- специфику задач, функций и основных операций центрального банка;

- значение и влияние денежно-кредитной политики центрального банка на развитие экономики государства;

- методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;

- порядок лицензирования и осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций;

- содержание основных законодательных и нормативных актов центрального банка, прямо или косвенно касающихся деятельности банков.

Современные средства связи позволяют строить взаимоотношения с преподавателем и во время самостоятельной работы с помощью интернет-видео-связи, а не только во время аудиторных занятий и консультаций. Для продуктивного общения студенту необходимо владеть навыками логичного, последовательного и понятного изложения своего вопроса. Желательно, чтобы студент заранее написал электронное письмо, в котором перечислил интересующие его вопросы или вопросы, изучение которых представляется ему затруднительным. Это даст возможность преподавателю оперативно ответить студенту по интернет-связи и более качественно подготовиться к последующим занятиям.

Необходимо отметить, что самостоятельная работа с литературой и интернет-источниками не только полезна как средство более глубокого изучения любой дисциплины, но и является неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельности выпускника.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________