Б1_В_07 Финансовый консалтинг
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Финансов и кредита
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
17.04.2025 г.
 
Б1.В.07
Финансовый консалтинг
Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Улыбина Л.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 954).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Финансовый консалтинг" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 38.03.01 Экономика

Направленность (профиль) Бухгалтерский учет, анализ и аудит, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 17.04.2025 г., протокол № 14.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алексеева Н.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Иванов Е.А. 
Председатель методической комиссии факультета  Медведева Т.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
способность оказывать профессиональные консультационные услуги в области финансового управления, инвестиций, риск-менеджмента и стратегического планирования для бизнеса и частных лиц.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Знания в области финансового анализа, оценки активов, налогового планирования и управления капиталом.
2.1.2
2.1.3
Маркетинг
2.1.4
Русский язык и культура речи
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Страхование
 
2.2.2
Профессиональный иностранный язык
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1 Знает: принципы построения устного и письменного высказывания на русском и иностранном языках, правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации
 
 
 
УК-4.2 Умеет: применять на практике деловую коммуникацию в устной и письменной формах, методы и навыки делового общения на русском и иностранном языках
 
 
 
УК-4.3 Имеет навыки: чтения и перевода текстов на иностранном языке в профессиональном общении
 
 
 
ПК-2. Способен подбирать в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультировать  клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов
 
ПК-2.1 Знает: базовые банковские, страховые и инвестиционные продукты и услуги; технологию ведения переговоров (телефонных переговоров); принципы ведения консультационной работы с клиентами
 
 
 
ПК-2.2 Умеет: сравнивать параметры финансовых продуктов; организовывать и проводить презентации финансовых продуктов и услуг
 
 
 
ПК-2.3 Имеет практический опыт: самостоятельного поиска и привлечения новых клиентов целевого сегмента на основе личных контактов и контактов из централизованной базы потенциальных клиентов; взаимодействия с потенциальными потребителями финансовых услуг с целью выявления платежеспособного спроса
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
подбирать в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультировать  клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
консультирования по вопросам финансовой устойчивости компаний, оптимизации денежных потоков, инвестиционных стратегий
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Тема 1. Введение в финансовый консалтинг /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 1. Введение в финансовый консалтинг /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 2. Финансовый анализ и диагностика компании /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
2
0
 
Тема 2. Финансовый анализ и диагностика компании /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 3. Управление капиталом и инвестиционными решениями /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 3. Управление капиталом и инвестиционными решениями /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
2
0
 
Тема 3. Управление капиталом и инвестиционными решениями /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 4. Финансовое планирование и бюджетирование /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 4. Финансовое планирование и бюджетирование /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 5. Оценка стоимости бизнеса /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 5. Оценка стоимости бизнеса /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
2
0
 
Тема 5. Оценка стоимости бизнеса /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 6. Реструктуризация и антикризисное управление /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 6. Реструктуризация и антикризисное управление /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 6. Реструктуризация и антикризисное управление /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 7. Финансовые риски и хеджирование /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 7. Финансовые риски и хеджирование /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
2
0
 
Тема 7. Финансовые риски и хеджирование /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Оснащенность
 
Тема 8. Цифровые технологии в финконсалтинге /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

2
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
Тема 8. Цифровые технологии в финконсалтинге /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1

6
УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.Экономическое содержание понятия финансовый консалтинг

2.Понятие, виды и роль финансового консалтинга в бизнесе.

3.Основные игроки на рынке консалтинговых услуг (Big Four, boutique-консалтинг и др.).

4.Финансовый анализ и диагностика компании

5.Методы анализа финансовой отчетности (горизонтальный, вертикальный, коэффициентный анализ).

6.Оценка платежеспособности, ликвидности и рентабельности бизнеса.

7. Управление капиталом и инвестиционными решениями

8.Оптимизация структуры капитала (D/E, WACC).

9.Оценка инвестиционных проектов (NPV, IRR, DCF).

10.Финансовое планирование и бюджетирование

11.Виды бюджетов (операционный, инвестиционный, кассовый).

12.Внедрение системы финансового планирования (FP&A).

13. Оценка стоимости бизнеса

14.Подходы к оценке (доходный, сравнительный, затратный).

15.Особенности оценки стартапов и высокотехнологичных компаний.

16.Реструктуризация и антикризисное управление

17.Финансовая санация и процедуры банкротства.

18.Оптимизация бизнес-процессов для снижения издержек.

19.Финансовые риски и хеджирование

20.Виды финансовых рисков (кредитные, рыночные, операционные).

21.Инструменты управления рисками (деривативы, страхование).

22.Цифровые технологии в финансовом консалтинге

23.Использование AI и big data для финансового анализа.

24.Внедрение ERP-систем и финтеха в консалтинговые практики.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
 
1.Экономическое содержание понятия финансовый консалтинг

2.Понятие, виды и роль финансового консалтинга в бизнесе.

3.Основные игроки на рынке консалтинговых услуг (Big Four, boutique-консалтинг и др.).

4.Финансовый анализ и диагностика компании

5.Методы анализа финансовой отчетности (горизонтальный, вертикальный, коэффициентный анализ).

6.Оценка платежеспособности, ликвидности и рентабельности бизнеса.

7. Управление капиталом и инвестиционными решениями

8.Оптимизация структуры капитала (D/E, WACC).

9.Оценка инвестиционных проектов (NPV, IRR, DCF).

10.Финансовое планирование и бюджетирование

11.Виды бюджетов (операционный, инвестиционный, кассовый).

12.Внедрение системы финансового планирования (FP&A).

13. Оценка стоимости бизнеса

14.Подходы к оценке (доходный, сравнительный, затратный).

15.Особенности оценки стартапов и высокотехнологичных компаний.

16.Реструктуризация и антикризисное управление

17.Финансовая санация и процедуры банкротства.

18.Оптимизация бизнес-процессов для снижения издержек.

19.Финансовые риски и хеджирование

20.Виды финансовых рисков (кредитные, рыночные, операционные).

21.Инструменты управления рисками (деривативы, страхование).

22.Цифровые технологии в финансовом консалтинге

23.Использование AI и big data для финансового анализа.

24.Внедрение ERP-систем и финтеха в консалтинговые практики.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Омельянович Л. А., Егорова М. В., Хистева Е. В.
Финансы: учебное пособие
Донецк: ДонНУЭТ имени Туган-Барановского, 2024
Электронный ресурс
 
Л1.2
Решетникова Т. В., Пионткевич Н. С., Долгих Ю. А.
Корпоративные финансы: учебник
Екатеринбург: УрГЭУ, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.3
Ермоленко А. И.
Финансы организаций (продвинутый уровень): учебное пособие
Тула: ТулГУ, 2024
Электронный ресурс
 
Л1.4
Томилина Е. П., Глотова И. И., Агаркова Л. В.
Корпоративные финансы: учебник
Ставрополь: СтГАУ, 2023
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Арсаханова З. А.
Финансы: учебное пособие
Грозный: ЧГУ им. А.А. Кадырова, 2022
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
ОС Windows 7
6.3.1.4
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.5
MozillaThinderbird
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.8
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.9
OfficeStandard 2010
6.3.1.10
OfficeStandard 2013
6.3.1.11
LibreOffice
6.3.1.12
ОС Windows Vista
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.2
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
58а
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стол ученический (18 шт.), стул ученический (37 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран стационарный (1 шт.), проектор AcerX128H(1 шт.), моноблок Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
Оснащенность
 
44б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол компьютерный(11 шт.), стул ученический (24 шт.), стол ученический (7 шт.), полотно рулонное на штативе (1 шт.), белая лаковая магнитно-маркерная доска (1 шт.), компьютер Philips 206 V3LSB2 (10 шт.), проектор ACER P1273B
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________