МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
к рабочей программе дисциплины (модуля)
История экономических учений
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
Направленность (профиль) Налоги и налогообложение
Дисциплина закреплена за кафедрой:
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Программу составил(и): канд. экон. наук, доц., Литвинова О.В.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование углубленных знаний по вопросам возникновения и генезиса основополагающих теорий, концепций, подходов и методологии экономической науки, развитие культуры экономического мышления и способности логически мыслить, анализировать, обобщать и оценивать важнейшие события, факты и процессы в истории хозяйственной жизни и экономической науки.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Учебная практика, ознакомительная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-1: Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач;
ОПК-1.1 : Знает: основные законы развития общества и закономерности экономического развития
ОПК-1.2 : Умеет: применять знания экономической теории (на промежуточном уровне) в различных сферах деятельности при решении прикладных задач
ОПК-1.3 : Имеет практический опыт: применения основных экономических категорий и законов при решении прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- методы историко-экономического анализа;
- теоретические основы, этапы и закономерности развития мировой и отечественной экономической мысли;
- историко-экономические предпосылки зарождения и основные этапы эволюции ключевых категорий и теорий экономической науки в их альтернативных версиях интерпретации учеными-экономистами различных школ и направлений экономической мысли;
- содержательные аспекты приоритетных в истории экономической науки методов экономического анализа и направлений экономической политики;
- содержание дискуссий в истории экономической науки по проблемам критической оценки предлагаемых вариантов управленческих решений и социальной значимости своей будущей профессии;
- характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами
- проводить сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства;
- объективно проанализировать российскую модель экономики в ретроспективе;
- анализировать труды классиков-экономистов с позиции истории их возникновения;
- пользоваться сравнительным методом в анализе теории;
- ясно формулировать собственную позицию по важнейшим направлениям экономического развития стран мира;
- формулировать, анализировать и применять в профессиональной деятельности альтернативные версии осмысления сущности основных исторически сложившихся экономических категорий и понятий;
- сопоставлять различные теоретико-методологические (протекционистские, либеральные и социально-ориентированные) подходы и управленческие решения, выдвигаемые видными представителями меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма к решению хозяйственных задач;
- самостоятельно проводить анализ особенностей развития мировой и отечественной экономической мысли и альтернативных вариантов хозяйственной политики;
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- экономического мышления с использованием современной экономической терминологии и лексики, а также знаний в области истории экономической мысли;
- владения диалектическим методом в установлении причинно-следственных связей историко-экономического развития общества и возникновения, развития историко-экономических учений;
- ведения публичной научной дискуссии с аргументированным использованием современных методов экономического анализа и знаний в области истории экономической мысли;
- использования знаний о закономерностях развития теоретических экономических моделей прошлого в оценках современной экономической ситуации и построении прогнозных моделей развития мирового хозяйства и мейнстрима мировой экономической мысли.